На горизонте восьмой вид муниципальных образований

Общественная палата России провела 21 марта публичную экспертизу законопроекта № 631751-7 («О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), принятого в первом чтении Государственной Думой РФ 19 марта без широкого обсуждения. Документ предусматривает создание ещё одного вида муниципальных образований – муниципального округа.

Напомним, что сейчас существует семь типов муниципалитетов:

  • — сельское поселение,
  • — городское поселение,
  • — муниципальный район,
  • — городской округ,
  • — городской округ с внутригородским делением,
  • — внутригородской район в городском округе с внутригородским делением,
  • — внутригородская территория в городах федерального значения.

В дискуссии принял участие председатель Комитета Государственной Думы ПФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. Он сообщил, что законопроект поддержало большинство региональных исполнительных органов государственной власти. Против выступили только власти Дагестана в силу специфики многонациональной республики. Предложения из законодательных собраний и администраций субъектов РФ продолжают поступать. Приём закончится 17 апреля.

Президент Союза малых городов РФ Евгений Марков задал ему несколько вопросов. На первый из них о возможности вхождения в муниципальный округ нескольких муниципальных районов, председатель думского комитета ответил, что для этого нужен учёт мнения населения, захотят ли люди объединяться. Ещё сложнее может сложиться ситуация при возможном дроблении муниципальных районов на муниципальные округа, сказал законодатель. Второй вопрос Е. Маркова касался возможности вхождения в муниципальный округ нескольких городов. А. Диденко допустил такую возможность. «Значит ли это, что управление территориями уходит из сельских и городских поселений на верх?» – спросил президент Союза малых городов. «Да, закон позволяет исключить шаговую доступность местной власти», – ответил депутат Госдумы. Затем он добавил, что процедуру будущих преобразований муниципальных образований надо прописать более детально, поскольку нельзя допустить, чтобы создавался муниципальный округ с одним поселением.

По мнению аналитика Валерия Кирпичникова, все преобразования в сфере местного самоуправления проводятся, исходя из удобства госвласти, а не от удобства населения. В результате если прежде, до муниципальной реформы, не менее трети государственных доходов направлялось в местные бюджеты, то теперь это втрое меньше, сказал эксперт. Его поддержал президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт. «Играем в угоду губернаторам, – сказал он. – Этот законопроект и прошлогодний закон № 62 (от 03.04.2017 г. о внесении изменений в закон о местном самоуправлении) фактически упраздняют поселенческий уровень местного самоуправления и уменьшают, тем самым, вовлечённость населения в решении местных вопросов под свою ответственность».

В дискуссии приняли также участие доктор юридических наук Игорь Бабичев (аппарат Госдумы РФ), кандидат юридических наук Роман Петухов (РАНХиГС при Президенте РФ), Александр Пузанов (Институт экономики города), Дмитрий  Соснин (Комитет гражданских инициатив).

Подводя итог обсуждению, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов подчеркнул, что новый закон нужно принимать в пакете с другими законами, вносящими изменения не только в закон о местном самоуправлении. Он перечислил несколько аргументов в пользу такого вывода.

О неоднозначности мнения и муниципалитетов, и регионов, и экспертного сообщества можно судить о реакции в СМИ, в частности, в газетах «Коммерсант», «Экономика и жизнь», «Российской газете».

Итоговый документ публичной экспертизы, прошедшей в Общественной палате РФ, будет направлен в Госдуму до второго чтения № 631751-7 .