Музыка с приставкой post: истоки post rock. Часть 1

Музыка - живой организм. Он живет, болеет, какие-то его клетки отмирают, на их месте вырастают новые. А жанры музыки - это и есть клетки всего организма.

Для того, чтобы понять, что это за приставка такая "пост-", стоит рассмотреть на конкретном примере. В свое время такой жанр как рок превратился в огромную махину, что меломаны уже не смогли ориентироваться в направлениях рока и стали нарекать музыку новыми названиями. Огромную лепту внесли критики, сами музыканты и лейблы (особенно маленькие инди и DIY студии). Любители музыки и меломаны в разных значениях используют термин пост-рок. Но с середины 90-ых годов post-rock сформировался как самодостаточный и самобытный жанр со своими звуковыми особенностями. Термин пост-рок витал в воздухе, но конкретное объяснение ему дал музыкальный обозреватель Саймон Рейнолдс в 1994 в журнале Mojo Magazine. Он же в 1995 году в журнале the Wire опубликовал статью Post-Rock America, где определил:

This is a genuine post-rock because the guitar is no longer kinetic (a riff-machine) but atmospheric (a texture and timbre generator)
Перевод: Это настоящий пост-рок, ведь гитара не кинетический инструмент (рифф-машина), а атмосферный (генератор текстур и тембров)
Mogwai Perform In Berlin
Mogwai Perform In Berlin

И в целом предназначением приставки "пост" служит не определение эволюции жанра, а скорее некая революция внутри него. Пост-метал уже совсем не метал, как и в пост-панке сложно углядеть черты классического панк-рока.

0. Post = вопреки

Рок - один из самых долгоиграющих популярных жанров музыки, который претерпевал множество изменений на своем пути. От рок-н-ролла 50-ых к 60-ым, когда становился классический рок, обрастая гитарными рифами. В те же 60-ые на волне укрепления позиций классического (по современным меркам) рока формировалось целое движение психоделического рока. Оно было оправдано эпохой - пора легких наркотиков и ЛСД, расцвет хиппи движений. Но к 70-ым годам рокеры уходили в эксперименты и все чаще из гаражей вылезали виртуозы, которые эволюционировали свое звучание и превращали в нечто большее, чем просто рок под влиянием джаза. Одним из таких первопроходцев был Фрэнк Заппа.

Так сформировался жанр арт-рок, лоскированный сложными партиями, но подчинявшийся ровному блюзовому квадрату. Параллельно с ним в Западной германии в гаражах расцветал жанр, полностью противоположный арт-року - бездумный, безумный и непредсказуемый краут-рок. Он представлял собой полной декомпозицией музыки, где не существовало правил, ритмов. Уже тогда проявлялись многие приемы современного пост-рока, такие как "моторик". Именно краут-рок своей оголтелостью и маниакальностью к экспериментам позволил многим жанрам обзавестись приставкой "пост", задавая правила, не подчинявшиеся никаким правилам и даруя свободу творить то, что академически не поддается оценке. Приставка post- для жанра означала далеко не эволюционное развитие, а развитие вопреки правилам жанра.

Огромный толчок для становления как пост-рока, так и пост-панка, дала группа - Velvet Undeground, экспериментирующая над гитарным звучанием, отказавшаяся от классической ритм-секции. Но это был даже не прото пост-рок, это был суп из нойза, панка, эмбиента и музыкальной анархии.

Пионером же жанра стала британская группа Public Image Ltd (PiL). «Возможно, это первая построк-группа». Писал журнал NME. Во втором своём альбоме «Metal Box» (1979) группа почти полностью отказалась от традиционных приёмов рока в пользу плотных краут-мелодий. Третий альбом — «Flowers of Romance» (1981) — стал ещё более радикальным, подчёркивая использование перкуссии и многоканальности музыки.

Такой весьма узкий жанр как шугейзинг, основанный группой My Bloody Valentine, конца 1980-х и начала 90-х также задал основу для возникновения современного пост-рока. Шугейзинг состоит из слоеных гитарных структур с неортодоксальной пост-обработкой, звук насыщен множеством примочек, что за ним невозможно проследить гитарные рифы. Даже название shoegazing дали британские музыкальные журналисты из NME и Melody Maker, глядя на гитаристов, пялящихся вниз, чтобы уследить за переключением множества гитарных педалей и тумблеров.

В конце 80-ых музыка стала превалировать над вокальными партиями, голос стал словно одним из музыкальных инструментов. На первый план вышла музыка, он получила большую плотность, ударные были легким фоном или просто расставляли акценты, а гитара заполняла своим звучанием каждый свободных кусочек композиции. И пост-рок уже стал сформировываться не во что-то противоположное более привычным музыкальным приемам, а в конкретный жанр. Поистине зачинателем жанра здесь выступила группа Bark Psychosis, коих творчество и назвал пост-роком обозреватель Саймон Рейнолдс в 1994 году. Справедливости ради, стоит отметить, что большее влияние на группу оказали синти-поперы Talk Talk, нежели краут- и арт-рок исполнители.

Другая же сторона, более жесткая, хардкорная, зачиналась в творчестве группы Slint, у которых за плечами был опыт в панк и прог-метал коллективах. Позже участники Slint принимали участие во многих пост-рок коллективах, а их творчество значительно повлияло на развитие жанра мат-рок (хоть и было далеко не первым проявлением жанра), сладжа и пост-метала.

Пост-рок в СССР

Нельзя также не учесть, что еще в СССР в конце 80-х термин пост-рок использовался для обозначения жанра, который стал нечто другим, чем классический русский рок того времени: джазовые музыканты с утяжеленным звучанием, фьюжн и эмбиент исполнители объединились в "Ассоциация Пост-рок", родоначальником которой стал саксофонист Алексей Козлов. И это звучание хоть и отличается от привычного в наше время пост-рока, но было близко к нему.

Продолжение статьи с обзором развития и текущего положения дел в жанре Post-rock по ссылке