4,6K подписчиков

Быть другим. Синдром Аспергера

302 прочитали
Наука
Больше по теме

«Человек с синдромом Аспергера – это эдакий персонаж Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», изолированный в своём внутреннем мире, опирающийся на строгое расписание и привычки», – скажут многие из нас.

  «Человек с синдромом Аспергера – это эдакий персонаж Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», изолированный в своём внутреннем мире, опирающийся на строгое расписание и привычки», – скажут многие

Возродить интерес к синдрому Аспергера удалось эмоциональному выступлению шведской школьницы, экологической активистки Греты Тунберг, на климатическом саммите в ООН. Девочка обратила на себя внимание не по годам разумным поведением, принципиальностью, категоричностью в высказываниях. «У меня Аспергер, и это означает, что иногда я немного отличаюсь от нормы. Но в определенных условиях быть другим – значит иметь суперсилу», – пишет Грета в своем Twitter.

Что же на самом деле известно о загадочном синдроме?

Синдром Аспергера — общее нарушение психического развития, представляет собой форму аутизма, которая является пожизненной дисфункцией. Данное состояние впервые было изучено австрийский психиатром и педиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger) в 1944 году. Он описал детей, которые отличались от других отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью, неуклюжестью.

Для синдрома Аспергера характерны замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний, ограниченный, стереотипный, повторяющийся репертуар интересов и занятий. Пациенты часто сталкиваются с серьёзными трудностями в социальном взаимодействии.

Велико сходство синдрома Аспергера с детским аутизмом (синдром Каннера), однако главное отличие от последнего – отсутствие заметных нарушений в умственном развитии. Иногда такие пациенты даже опережают сверстников по интеллекту.

Варианты патогенеза и клинической картины у детей с синдромом Аспергера:

1) Сенситивный аутистический дизонтогенез – особая чувствительность к шумам, звукам, дискомфорту; отмечается повышенная слезливость, раздражительность, обидчивость, ранимость.

2) Пассивный аутистический дизонтогенез – наоборот, отчетливо прослеживается крайняя пассивность, максимальное снижение всех эмоциональных реакций, безразличие к окружающему миру, задержка умственного и речевого развития.

3) Аутистический гиперактивный дизонтогенез – повышенная возбудимость, моторное беспокойство с дефицитом внимания, агрессивность к окружающим, эгоцентричность, стремление к недозволенному.

Существуют некоторые особенности характера пациентов с синдромом Аспергера, его называют «крайним вариантом мужского характера». Такие дети испытывают серьезные трудности в семье, школе. Их поведение отличается от сверстников, лишено детскости, игры с друзьями не привлекают; их интересы оригинальны и самобытны. Маленькие пациенты не считаются с мнением взрослых, стараются придерживаться собственных способов и методов. Неопытный человек может принять их просто за невоспитанных, избалованных детей.

Синдром Аспергера выявляют, основываясь на клинических данных. Диагностика осложняется тем, что учеными были зафиксированы и другие состояния, сопровождающиеся поведенческими и коммуникационными особенностями. В частности, до сих пор неизвестно, отличается ли это расстройство от высоко функционального аутизма, и частично по этой причине не установлена точная распространенность синдрома Аспергера. Также неизвестной остается и причина появления данного психического расстройства. Специфическое лечение отсутствует, проводится лишь коррекционная работа с детьми для облегчения адаптации в коллективе, развивают социальные навыки, обучают родителей. Некоторые специалисты и вовсе называют этот синдром «отличием», которое не требует особого лечения.

Нередко люди с синдромом Аспергера демонстрируют выдающиеся способности, успешно занимаются карьерой. «Это весьма интересные личности со своими особенностями, они заслуживают понимание тех, с кем их сталкивает жизнь. Сейчас уже люди с этим синдромом не скажут, что у них имеется «расстройство». Они скажут, что такова их личность», – объясняет Элейн Николсон, консультант и глава благотворительной организации Action for Asperger's Registered Charity.

Корреспондент студенческого пресс-центра: Гаранина Ирина

Источники:

1). Маллаев Д.М. Синдром раннего детского аутизма: медико-психологические и социально-педагогические аспекты / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007;1 (1):7-28.

2). Иваницкая Л.Н., Леднова М.И., Пустовая О.В., Хатламаджиян В.Р. Синдром раннего детского аутизма. Обзор литературы / Валеология. 2015; 3:116-127.