Лет 20 назад, когда солнце светило ярче и трава была зеленее, довелось мне прочитать книжку Марии Семёновой «Волкодав» про молодого воина, который, подобно Конану-варвару, потерял отца-кузнеца и мать, вырос в рудниках, а потом вышел оттуда и первым делом решил отомстить тем, кто сделал его сиротой.
Книжка, собственно, и начиналась с того, как мститель отправился в свой последний поход, на своем пути разнес двери в замке своего кровного врага, самого его убил и напоследок с чувством глубокого удовлетворения сжег весь гадюшник дотла, раскатав перед этим замок на полешки.
Сам мститель после этого оставаться в живых не планировал, но в замке, кроме него, оказалось двое пленников – ученый Тилорн и девчонка Ниилит, которых пришлось вытаскивать за шиворот, как котят, из огня, а в ответ эта нежданная обуза вернула ему желание жить и стала его второй семьей.
Книжка была захватывающей. Она даже сейчас читается с интересом. Поэтому, услышав, что по книге будет снят фильм, я чуть не прыгала от радости – наконец-то! Наконец наши киношники возьмутся за что-то хорошее, чтобы сделать из него нечто сногсшибательное. Книга словно говорила: «Я – готовая заявка на Оскар. Просто сними меня качественно, как Питер Джексон снял своего «Властелина колец». Ты не пожалеешь!» Бюджет тоже был достаточно вкусным – 10 миллионов долларов. Для сравнения, снятая в 2010 году «Брестская крепость» обошлась вдвое дешевле.
Однако на дворе стояли 90-е, и в киноиндустрии медленно, но верно развивалась раковая опухоль под названием «возьми у заказчика деньги и сделай всё на отъ…сь». Она разъедала души актеров, делала из режиссеров творческих импотентов, превращала хороших операторов в рукожопов. Когда фильм наконец был снят, поклонники Марии Семеновой не увидели на экране того, что ожидали. Сама писательница не могла узнать своего детища. В нем откуда ни возьмись появились голливудские мотивы, заезженные штампы, практически исчез славянский колорит, а сюжет, начав за здравие, в середине спел "за упокой", а в конце сказал: "Астала виста, бэйби", прыгнул в чан с кипящим металлом и скончался.
Мария Семенова: «Понимаете, фильм — это личное творческое произведение режиссёра Николая Лебедева. Там поменяй три-четыре имени, отчества и фамилии, и я бы в жизни не догадалась, что это по моей книге снимали. Я, честно говоря, не знаю, почему Николаю так понадобилось поступить. Книгу-то я писала, чтобы она как можно больше отличалась от этих усредненных и инкубаторских сказочных боевичков, которые пекут на Западе. Там должна была мощно прослеживаться славянская тематика. В общем-то ради Волкодава в своё время я пошла заниматься айкидо, желая получить представление о том, чем будет заниматься мой герой. В книге должен был показан менталитет эпохи. И почему-то ту книгу, которая в некоторой степени была написана как протест против этнического и познавательного безличия, понадобилось со всех сторон кастрировать».
Я абсолютно согласна с автором, но недавно я узнала, что сначала режиссером фильма хотели сделать Джаника Файзиева («Легенда о Коловрате», «Август. Восьмого», «Вратарь Галактики»).
И теперь я понимаю, что фильм мог получиться ещё хуже! Вполне возможно, Волкодав бы там носил синее чанпао, влюбился бы в Лучезара или Жадобу и назначал им свидания, а кнесинка везде бегала с мячом и тренировалась попадать им в деревья, связанные корнями с инопланетной сущностью. Так что Марии Семёновой ещё повезло. И Александру Бухарову повезло. Снялся потом в фильмах "Завод", "Ржев" и прочих, а не сломался, как Василий Степанов из "Обитаемого острова".
Несмотря на все трудности, «Волкодав из рода Серых Псов» окупился в прокате, собрав 42 миллиона долларов при бюджете в 10 миллионов. К нему даже сняли продолжение – сериал "Молодой Волкодав", который понравился зрителям куда больше.
Почему же сейчас фильм считается творческой неудачей, а его авторы стесняются упоминать о нем? (Мария Семёнова даже настояла, чтобы ее имя было убрано из титров.) Да и по телевизору его не стремятся показывать, в отличие от «Дружины».
Проблема таится как в фильме, так и в самой книге.
Об этом поговорим в следующих частях.