Пандемия и демонтажная отрасль

2 July

Последствия COVID-19 сказались на мировой и российской экономике практически во всех ее подотраслях. Демонтаж не стал исключением. Именно поэтому Национальная Ассоциация Демонтажных Организаций и Volvo Construction Equipment в России провели 25 июня вебинар на тему «Влияние COVID-19 на демонтажную отрасль». Компания «Конструктив-СД» приняла в нем участие и готова поделиться полезными выводами.

Ситуация в отрасли: Россия и мир

Согласно различным отчетам EDA и NDA и ассоциации европейского бизнеса в дорожно-строительном секторе, за первый квартал 2020-го года в целом по отрасли был общий прирост показателей на 8 процентов. Если же разделить на сектора, получается незавидная картина: в карьерных самосвалах провал на 51 процент, по грейдерам провал – 22 процента, фронтальные погрузчики – провал минус 1 процент, колесные погрузчики – на 25 процентов.

И это, несмотря на то, что большинство стран законодательно приняли строительно-демонтажную отрасль как ключевую. Это означает, что, если вы являетесь представителем ключевой сферы, то можете при проверке предоставить документ и спокойно отправляться на работу. Конечно же, с соблюдением мер предосторожности.

Однако, например, в США, где каждый штат принимает решение самостоятельно, 63 процента строительных компаний приостановили работу, потому что не все приняли законодательно отрасль, как основную. В России 85 процентов респондентов ответили, что были вынуждены приостановить работу. Практически вся отрасль в нашей стране, кроме инфраструктурных и медицинских объектов, не работала на объектах в течение нескольких недель. Больше всех пострадала Ирландия – там на длительное время были полностью приостановлены работы.

Так как строительно-демонтажные работы являются работами с долгосрочным циклом, то, конечно же, урон отрасли нанесен значительный. Например, в Европе многие проекты «заморожены» на срок от 18-ти до 30-ти месяцев, многое перенесено на неизвестный срок. В этой связи в большинстве стран последовала череда сокращений сотрудников. Например, 100-процентное сокращение отметили в Германии, В Швеции показатель составил 75 процентов.

Показатель по компаниям, заявившим о сокращении персонала в России, составил 45 процентов. Крупнейшие представители демонтажной отрасли считают, что сравнительно низкий процент связан с тем, что в нашей стране демонтажная отрасль своевременно и эффективно отреагировала на произошедшую ситуацию – работы хоть и были приостановлены, но продолжались удаленные тендеры, стратегические переговоры и обсуждения.

Пандемия и демонтажная отрасль

Меры поддержки и перспективы

Что касается России, то здесь лидерами отрасли были предприняты попытки получить статус одной из наиболее пострадавших от кризиса областей, но пока этого не произошло. Однако, государством уже утвержден ряд поддерживающих мер. Они складываются из перечня поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по итогам совещания от 16-го апреля (ПР 699):

- Снизить государственное давление с точки зрения отсрочки платежей (приостановлены налоговые проверки, не принимаются решения о банкротстве, приостановлены меры взыскания долгов, продлены сроки приема документов, предусмотрена отсрочка части страховых платежей).

- Финансировать ипотеку по льготным ставкам.

- Сохранить обязательства государства по финансированию объектов инфраструктуры.

- Не допустить снижения темпов строительства жилья.

- Увеличить бюджет по национальному проекту о безопасных автодорогах (увеличение доли строительства).

Как COVID-19 отразился на коллегах в России

Большинство высказавшихся коллег-соотечественников отмечают, что кризис повлиял сильно, но не привел к разорению. Да, проекты приостанавливались или замораживались на неопределенный срок. Но сейчас переломный момент пройден. Снова повышается деловая активность. Будет ли рынок возвращаться в доковидное состояние постепенно, либо есть какие-то механизмы, которые позволят рынку восстановиться быстро – вопрос времени.

Что касается перестройки внутри компании, то здесь коллеги адаптировались оперативно и достойно. На первом месте в этот непростой период были (и остаются) вопросы безопасности. На площадках соблюдались и соблюдаются все нормы предосторожности.

В целом вердикт такой: кризис ударил сильно, но в рамках среднемировых показателей. Так как на отрасль возлагаются большие надежды, то проекты будут выполняться, с какой скоростью и в каких объемах – зависит от дальнейшего развития событий с пандемией.

Пандемия и демонтажная отрасль

Уроки =возможности

Как отмечают все участники, сложившаяся ситуация позволила сконцентрироваться на главном, отбросив лишний «информационный шум». Мы солидарны с их позицией. Посмотрим, к каким выводам это привело:

-Пандемия показала, как объемно можно использовать возможности автоматизации: что-то делает машина, либо дистанционное управление. Скажем, человек сидит в Норильске и управляет машиной, находящейся в Москве. Уже сейчас есть машины, которые автономно работают в карьере. Также это относится и к внедрению IT ( в том числе, и БИМ-технологий). Например, работа с чертежами не на площадке, а в офисе.

-Тенденция. Теперь демонтаж – часть единого жизненного цикла в концепции капитального строительства, а не отдельное звено, как это было раньше.

-Налаживание четкой схемы взаимодействия между сотрудниками в удаленном режиме.

-Человек концентрируется на аналитических задачах за счет возможностей цифровизации.

-Приостановка одной цепочки не всегда влияет на весь проект. Есть несколько вариантов развития общего сценария (ветки).

Мы, в «Конструктив-СД» считаем, что есть один из важнейших уроков, полученных во время пандемии. Участники демонтажного рынка могут обмениваться опытом, объединяться и получать из этой коммуникации выгоду как для своей компании, так и для развития отрасли в целом. Мы конкуренты, а не враги, и только вместе сможем вывести демонтажную сферу на новый уровень.