Готовы ли вы руководить? Восемь вопросов будущим бизнесменам

21 October
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Мне часто задают вопрос: какие качества нужно иметь, чтобы руководить бизнесом сегодня. На это у каждого свой взгляд. Я буду говорить на основе опыта работы.

Сразу скажу: если на каждый из нижеприведенных вопросов вы отвечаете «да»  – то вы именно тот, кого сейчас и всегда ищут рекрутинговые агентства. У вас огромные шансы заработать много денег, да и вообще оставить след в истории бизнеса нашей страны.

Итак, приступим!

1. Понимаете ли вы устройство P/L?

То есть умеете ли вы за 10 минут, взглянув на отчет о прибылях и убытках компании и ее баланс, задать финансовому директору много правильных вопросов? По ответам на которые можно понять, как у компании обстоят дела и каковы ее проблемы. Ну и, конечно же, важно уметь понять ответы финдиректора ;)

2. Чувствуете ли вы цифры?

Представьте себе таблицу в Excel размером 5 х 10 ячеек (стандартный размер отчета для топ‑менеджеров). Сможете ли вы, взглянув на нее, понять, «бьются» ли цифры? Быстро увидеть, где в таблице ошибки, или же согласиться с тем, что она правильная?

3. Умеете ли вы быстро читать по‑английски?

Заметьте, я не прошу свободно говорить, иначе круг потенциальных менеджеров сразу бы катастрофически сократился. Мир коммуницирует на английском, а не на русском. Если вы не умеете быстро читать по‑английски (медленно  – вы не усвоите огромное количество необходимой информации), то вы на периферии бизнеса и глобального мира вообще.

4. Понимаете ли, что такое бизнес‑процесс?

Компании сегодня только на словах состоят из отделов. Это все очень устарело. Теперь главное в компании  – бизнес‑процессы. В них принимают участие сотрудники из многих отделов, иногда действующие по формальным правилам, а иногда просто объединенные в команды. Перед которыми просто ставят цели  – без написанных инструкций. Либо работайте, как весь мир, либо не претендуйте на руководство.

5. Умеете ли каскадировать цели?

Вот вы стали СЕО и перед вами поставили цель  – улучшить оборотный капитал на 12%. Вы знаете, что нужно делать компании, чтобы достигнуть цели. Но делать-то это будете не вы, а менеджеры среднего звена. И если вы просто поставите им эту задачу  – не факт, что они вообще вас поймут. А если и поймут, то могут не знать, как ее решить. А могут иметь другие мысли на это счет… И тут вам надо проявить мастерство общения и понимания, чтобы из одной сложной цели «нарезать» много малых, непротиворечивых и таких, чтобы каждый начальник цеха и менеджер по продажам понял их и чтобы они все вместе работали для достижения общей большой цели.

6. Понимаете ли вы локальную оптимизацию?

Каждый хороший менеджер стремится максимизировать показатели своего отдела. Проблема в том, что сумма локальных оптимумов вовсе не дает глобальный. Об этом нам говорит и математика, и просто здравый смысл. И если каждый на своем месте добьется локального оптимума  – это может просто разорвать компанию на части.

7. Знаете, чего хотят 30‑летние белые воротнички?

Именно они ваши ключевые сотрудники. И если вы не знаете, что мотивирует их на «подвиг», то успеха у вас не будет. А хотят они очень разного: самореализации, денег, участия в проекте где‑то в Европе и пр. И вам надо это хорошо понимать  – не «в общем», а именно для каждого.

8. Умеете ли очень кратко рассказывать о сложном?

Многие преподаватели бизнес‑школ считают, что главным умением менеджера является storytelling. Вспомните чувство неловкости, когда в компании кто‑то начинает рассказывать историю и она затягивается. Теперь представьте, что вам надо за пять минут рассказать совету директоров о новом проекте, сложном и технически, и финансово. Если сможете  – это будет для вас не последний совет…

Если же после всех ваших «да» вас еще не зовут рулить компанией  – подумайте, может быть, вы были не совсем честны с собой?