Что нужно сделать, чтобы не потерять бизнес в кризис?

Новости о новой волне кризиса стали появляться в сети все чаще. И в первую очередь это пугает собственников бизнеса. Те, кто признают, что кризис неизбежен, прибегают к различным мерам по спасению своей компании:

— сокращают издержки компании на бонусных программах или различных клиентских предложениях. Клиентские зоны становятся менее приветливыми — уходят предложения чая\кофе, комфортное ожидание, дополнительные услуги по сопровождению клиента. В общем, в дело вступает принцип «копейка рубль бережет»… правда и по клиентском сервису иногда сильно ударяет, снижая привлекательность компании. 10% таких компаний теряют до 60% своих клиентов, для которых фактором выбора был именно комфорт и особое внимание.

Перед тем, как экономить на клиентском сервисе, подумайте, а будет ли ваш продукт без него ценен?

- ищут возможность сэкономить на расходных материалах, технологических процессах. Хорошо, когда в процессе анализа возникает объективная необходимость пересмотреть поставщиков и предложения по закупке — есть такое же качество по меньшей цене в другом городе, есть возможность не терять на логистике и т.д. Но зачастую, стараясь сэкономить на материале производства, собственник теряет качество своего товара. А возможно именно оно и делало компанию привлекательной.

Перед тем, как экономить на материалах или производственных процессах, подумайте, а не потеряете ли вы свое УТП и не смешайтесь с 1000 своих конкурентов? Будет ли ваш клиент по-прежнему искать вас в толпе таких же «средненьких» компаний?

— в панике сокращают штат. Сокращение фонда оплаты труда и количества занятых в процессе людей — довольно правильный шаг, если идет после описания всех процессов и задач в компании. В действительности же чаще всего увольняют тех, кто не влияет напрямую на результат — как правило, это работники интеллектуального труда — аналитики, маркетологи и т.д. А ведь умение своевременно проанализировать рынок, изменить рекламную стратегию, найти новую аудиторию — это то, что требуется компаниям в период кризиса.

— есть те, кто пытаются подстраховаться с помощью инвестиций. Про это мы писали в прошлой статье.

Ну а кто-то продает доли в компании более крупным игрокам, закрывает направления, замораживает планы по развитию…

***

Вариантов много, но, как показывает опыт прошлых кризисных волн, выживают и даже растут несколько видов компаний — те компании, которые отличаются уникальностью товара или входят в потребительским минимум и те, у кого максимально автоматизированны процессы. Последние остаются на плаву за счет того, что могут легко трансформироваться под условия рынка. Собственники таких компаний занимаются регулярным пересмотром стратегии развития компании, находят новых партнеров, собирают мозговые штурмы или самостоятельно генерируют решения. Их рука всегда на пульсе.

Выходит, что в предкризисный период собственнику особенно важно понимать, что он капитан своего корабля, что его задача не товар запаковывать и следить, чтобы посты грамотно в группе выходили, а просчитывать на несколько шагов вперед, анализировать ситуацию и принимать оперативные решения.

А для этого он должен очень четко понимать, что его компания работает как часы, даже когда он находится вне ее оперативного управления.

Вывод напрашивается один — в кризис нужно входить с четко выстроенной системой в компании.

На это есть несколько основных причин:

— в правильно выстроенных и описанных процессах не будут прятаться ненужные\лишние действия: сотрудники не будут тратить время впустую, производство не будет удлиняться за счет ошибок, не будет неразумных закупок и т.д. Главное, собственник не будет их оплачивать из своего кармана. А следовательно, есть возможность получить видимую экономию средств в компании.

Инструмент: Описание бизнес-процессов

— понимая весь фронт задач, собственник будет видеть, как они должны быть распределены между сотрудниками. Нужно ли такое количество менеджеров и соотносятся ли их результаты с затрачиваемыми на них средствами и временем? Оправдываются ли расходы на курьеров \ кассиров \ подручных специалистов? Может задачи 2х без проблем возьмет на себя 1 сотрудник, получив при этом более достойную зарплату? А может какой-то процесс можно давно автоматизировать и отдать машине? Ответы на все эти вопросы, как правило, ведут к сокращению фонда оплаты труда и улучшению качества работы сотрудников.

Инструмент: матрица ответственности и должностные инструкции

— качество работы сотрудников не должно зависеть от присутствия в офисе руководителя. Как сделать? Привязать результаты работы к мотивации, то есть правильно выстроить систему KPI. Например, оформление торгового зала, актуальность выставленных презентационных материалов и общий порядок составляет 5% в зарплате (!) администратора, а порядок в клиентской базе в CRM (никто не забыт, все данные учтены и этап работы отмечен) — 10% в зарплате менеджера по работе с клиентами (или того же администратора — в зависимости от структуры компании). В результате — собственник четко знает, как рассчитывать оплату сотрудников, сотрудники знают, что их работу проконтролируют и в их интересах соблюдать свои зоны ответственности. Чем может заняться собственник вместо того, чтобы ходить по кабинетам и надзирать? Искать новых партнеров, привлекать инвесторов, выходить на новый рынок, запускать более востребованные продуктовые линейки.

Инструмент: система мотивации (KPI)

— в кризис очень расширяется рынок соискателей. Если в этот период у собственника возникнет необходимость найти нового сотрудника, эта задача станет значительно труднее. Да, спрос на вакансию будет гораздо выше, но зато среднее качество собеседования будет падать. Представьте, сколько времени нужно будет потратить, чтобы найти качественного сотрудника. Особенно, если не знать, как именно его искать. Разумнее выйти на поиск с заранее подготовленными инструментами.

Инструмент: психологические портреты идеальных кандидатов, сценарии групповых собеседований, тексты вакансий

Список причин описать бизнес-процессы в предкризисный период можно расширять и дальше.

Любой бизнесмен с завистью смотрит на гигантов в своей сфере. Но даже крупная компания может потерпеть поражение из-за внутреннего хаоса и отсутствия грамотного управления. Согласитесь, что современному кораблю с автоматизированным управлением, системой ГЛОНАСС и обученной командой гораздо проще пережить шторм нежели такому же по размерам судну, но с десятком разрозненных полутрезвых матросов, ориентирующихся по солнцу.

Статья была полезной? Ставь палец вверх и подписывайся на канал.
Еще больше материал в нашей группе Вконтакте https://vk.com/y_fgroup