Найти в Дзене
СКВОЗЬ ШУМЫ

Телепрограмма, в которую стремились британские исполнители

Ливерпульская четвёрка на записи программы в 1966 году
Ливерпульская четвёрка на записи программы в 1966 году

1 января 1964 году на канале BBC-1 вышел телевизионный хит-парад «Top Of the Pops», который сразу же стал популярным во всей Британии (примерно как «Утренняя почта» в СССР). В неё стремились попасть многие британский певцы и музыканты, ибо после выступления на «Top Of the Pops» популярность исполнителя резко возрастала. Передача с 2006 года не выходит в эфир, однако в памяти многих британцев и тех, кто интересуется тамошней музыкой, она остаётся легендарной.

В первом выпуске программы, транслировавшемся из телестудии Манчестера, выступили Дасти Спрингфилд, The Hollies, Dave Clark Five, The Swinging Blue Jeans, а также The Rolling Stones в начале самой программы и The Beatles в самом конце. Причём, «ливерпульская четвёрка» была представлена дважды: она исполнила свой очередной хит №1 «I Want To Hold Your Hand», а их ближайшие соперники во главе с Джаггером — «I Wanna Be Your Man», которую для Роллингов написали Леннон и Маккартни по просьбе их менеджера.

Видеозарисовки песен (предтечи видеоклипов) — другой немаловажный тренд, который задал The Beatles как для музыкальной индустрии в целом, так и для программы «Top Of the Pops» в частности. В силу загруженного гастрольного графика, а чуть позже и закрытости, ребята не могли постоянно выступать на телепередачах. Они догадались снимать видео на свои песни, чтобы потом рассылать их по тем самым передачам (Paperback Writer, Penny Lane, Hello Goodbye, etc). Это подхватили некоторые другие исполнители: сначала это делали The Kinks, Pink Floyd, а в следующем десятилетии — Дэвид Боуи, ABBA, Queen, Black Sabbath и другие. Так продолжалось до середины 1970-х, когда производство клипов активизировалось настолько, что в рамках одной программы им было бы тесно.

Другая характерная особенность программы — пение под фонограмму, и это иногда не нравилось некоторым музыкантам. Кто-то специально под неё не играл на инструментах или пел мимо микрофона, а кто-то выступал вовсе без микрофона, как Моррисси из группы «The Smiths». Если было возможно выступить живьём, то исполнители к этому прибегали, но чаще всего использовалась «минусовая» фонограмма (живое исполнение под раннее записанное музыкальное сопровождение). Даже в этом плане исполнители «хулиганили», как Курт Кобейн, который под «минус» без надрыва исполнил «Smells Like Teen Spirit» и делал вид, что играет на инструменте, как и остальные участники группы.

Эта программа расслабляла и раскрепощала не только благодаря той музыке, которую она вещала. Вспомните выступление Дэвида Боуи с песней «Starman» летом 1972 года. Для многих британцев было шоком увидеть красноволосого паренька, обнимающего своего гитариста и гипнотизирующего всё население Британии своим сладким опусом о звёздном человеке. Кроме того, можно вспомнить выступление группы Queen с песней «Killer Queen» в 1974 году и отметить экстравагантный имидж Фредди Меркьюри. В фильме «Богемская рапсодия» есть небольшой эпизод об этих съёмках, где режиссёру программы во время записи безумно не понравилось, что Фредди снимают ниже пояса. Конечно же, в оригинальной видеозаписи с «Top Of the Pops» ничего подобного нет.

Дэвид Боуи с гитаристом Миком Ронсоном на программе «Top Of the Pops» (лето 1972)
Дэвид Боуи с гитаристом Миком Ронсоном на программе «Top Of the Pops» (лето 1972)

«Top Of the Pops» был популярен настолько, что под тем же именем в семидесятых годах выходили виниловые сборники, где популярные хиты (в обход некоторых авторских прав) перепевались кавер-группами настолько, что иногда было не отличить от оригинала. С 1980-х годов региональные версии программы выходили в США (на CBS), Канаде, Германии (на RTL), Италии, Новой Зеландии и других странах.

В середине 1990-х годов рейтинги телепрограммы начали стремительно падать. Что только не предпринималось ради возврата интереса к передаче: в качестве ведущих приглашались знаменитости (Кайли Миноуг, Дэймон Албарн, Джарвис Кокер), а саму программу перенесли с четверга вечера на пятницу. Последнее очень не понравилось британским зрителям, так как в то же время на другом канале шёл популярный сериал «Улица Коронации» (в его декорациях был снят клип «I Want To Break Free» группы Queen). В начале нулевых была даже создана премия «Top Of the Pops Awards», которая просуществовала лишь два года.

Новые сильные музыкальные программы, популярность отдельных каналов типа MTV, развитие новых технологий передачи информации не позволили легендарной передаче жить дальше. В 2005 году «Top Of The Pops» начал выходить на BBC-2, а через год программу и вовсе пришлось закрыть. С тех пор неоднократно поднимался вопрос о её перезапуске, причём даже на уровне Министерства Культуры Великобритании. У программы осталось немало поклонников, и с 2006 года ежегодно на BBC-1 выходит небольшой рождественский спецвыпуск программы. Изредка выходят и архивные записи, как на том же BBC-2, а в начале 2010-х эти самые записи выходили и на российском канале Ретро-ТВ.

В-общем, какой-никакой интерес к программе как артефакту остаётся, как и к музыке из тех времён.

Queen на записи программы в 1974 году
Queen на записи программы в 1974 году

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Повороты судьбы, хит уходящей страны, затишье. Куда пропал Ефрем Амирамов?
Среди легенд так называемого русского шансона этот человек незаслуженно забыт. Его главный хит накануне распада СССР звучал повсюду, а спустя несколько лет он оказался первым российским исполнителем, давшим сольный концерт в Государственном Кремлёвском Дворце. В поздний период своего творчества он позиционировал себя как поэт: издавались поэтические сборники, а его концерты были больше камерные и содержали минутки поэзии. После 2022 года он совсем пропал. Прежде чем понять, что произошло, давайте пройдемся по биографии Народного артиста Ингушетии и Заслуженного артиста Карачаево-Черкесии...
Документы, вакансии и контакты