Как Самоанская татуировка пережила колониализм

В 1800-х годах вождь Южнотихоокеанского архипелага Самоа обратился за медицинской помощью к христианскому миссионеру. Миссионер, шотландец по имени Джордж Арчибальд Ланди, убеждал вождя отказаться от традиционных религиозных верований. В конце концов вождь согласился, но отложил исповедание перемен в своей вере до тех пор, пока его сын не получил татуировку pe'a, покрытую чернилами от середины туловища до колен в ритуале, который обычно занимает много дней.

В самоанских общинах мужчины традиционно получают татуировку pe'A от середины туловища до колен в качестве маркера зрелости. Sandra Mu Getty Images
В самоанских общинах мужчины традиционно получают татуировку pe'A от середины туловища до колен в качестве маркера зрелости. Sandra Mu Getty Images

История Ланди и вождя намекает на то, как самоанцы сохранили свою традицию татуировки, называемую татау, несмотря на внешнее давление. Поскольку миссионеры распространились по южной части Тихого океана в течение 18—го и 19-го веков, они попытались уничтожить местные традиции татуировки-и в целом преуспели. Но они потерпели неудачу на Самоа, где мужчины традиционно получали метки под названием pe'A, а женщины-татуировки на бедрах под названием malu.

Сегодня татау совершает набеги на другие культуры, сохраняя при этом свой традиционный Самоанский стиль, и его влияние простирается далеко за пределы его родных островов. Самоанцы в основном мигрировали в США, Новую Зеландию и Австралию, и люди самоанского происхождения теперь используют татуировки для связи со своими корнями. Мастера татау посетили различные страны, чтобы создать свое отличительное искусство для клиентов, как самоанских, так и не самоанских, включая другие тихоокеанские острова, где они помогли возродить потерянные практики татуировки.

” Удивительно, что [татау] сохранился", - говорит антрополог Шон Мэллон, старший куратор тихоокеанских культур в музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. - Я не могу в это поверить.”

Устойчивость практики можно объяснить многими возможными причинами. Как и в случае с татуировками во всем мире, сила татау частично зависит от того, как различные группы читают и распознают эти метки. Традиционно самоанские татуировки отмечали взрослую жизнь, что давало особые привилегии. Христианские миссионеры, когда они прибыли на архипелаг, никогда не понимали религиозного измерения обряда, поэтому они не воспринимали его как прямую угрозу для своих церквей. В результате татау сохраняется и сегодня, и его значение только расширилось с миграцией самоанцев.

Традиция татау насчитывает 3000 лет. Но когда миссионеры впервые столкнулись с этим, два столетия назад, они считали это “дикой и языческой практикой”, говорит Мэллон. В результате табу на татуировки некоторые самоанцы рисковали штрафами или изгнанием за нанесение чернил.

Например, Лондонское миссионерское общество, которое прибыло на остров Савайи в западной части Самоа в 1830 году, запретило татау в некоторых районах, поскольку оно не одобряло вечеринки, которые часто сопровождали этот процесс. Но география островов помогла сорвать их усилия, отмечает Себастьян Галлио, антрополог французского Национального центра научных исследований, Центра исследований и документации по Океании в Марселе, Франция.

Самоа представляет собой архипелаг, состоящий из нескольких островов и островков. В то время у него была “децентрализованная система управления вождями”, говорит Галлиот. Общество обратило в свою веру несколько деревень, но другие остались относительно незатронутыми. Это давало татау достаточно пространства для дальнейшей практики.

Когда вожди в восточных частях Самоа запретили татау в 1860-х годах, молодые люди отправились на запад архипелага, чтобы сделать татуировку, хотя это означало, что они не могли вернуться домой. Им разрешили вернуться в 1890-е-при условии, что они заплатят штраф.

Между тем, католические миссионеры, прибывшие в 1845 году, в конечном итоге приняли традицию татау. Они послали письмо церковным лидерам в Риме, утверждая, что эта практика не была религиозной, и получили разрешение на татуировку среди новообращенных.

Но католики, возможно, ошиблись, объясняет галиот, который сотрудничал с Мэллоном по истории татау. Изучая исторические документы, Галлиот обнаружил, что местная святыня связана с легендарными сестрами Таэмой и Тилафайгой, которые, как считается, привезли татау на Самоа. Эта связь, говорит Галлиот, была “точкой, которую никто из миссионеров на самом деле не понял.”

В результате этих различных факторов самоанцы держались за татау, даже когда они широко приняли христианство. На самом деле, некоторые христианские лидеры теперь принимают татуировку. В современном Самоа пастор или проповедник часто начинает процесс татуировки, освящая место, где это произойдет. Мэллон отмечает, что его дядя, который был священником на Самоа, имел pe'a.

Другие факторы также играют роль в выживании татау. Проведение ритуала давало Самоанцам то, от чего они не хотели отказываться ради бога миссионеров: статус, свидетельство силы и мужества, а также улучшенную желательность для потенциальных партнеров.

Пе'а является важным обрядом перехода в самоанских общинах, который предоставляет мужчине статус взрослого и право выполнять определенные обязанности для деревенского старосты. “Вас не уважают без вашего татау", - объясняет Си'и Люфау, Самоанский татуировщик в Гарден-Гроув, Калифорния. - Чтобы быть полноценным человеком, нужно иметь татау."Сегодня многие люди откладывают до среднего возраста, чтобы позволить себе дорогостоящий ритуал.

Для женщин малу также приносит привилегии. Например, татуированные женщины могут подавать церемониальные напитки или собирать подарки на похоронах. Некоторые женщины теперь получают malu, чтобы отметить события жизни, такие как окончание университета или продвижение по службе.

Антропологи обнаружили, что в разных культурах татуировка-это способ рекламировать или подчеркивать свою идентичность. Татау следует образцу. "Татуировка по-прежнему является чем-то важным в жизни мужчины или женщины с точки зрения маркировки их принадлежности к сообществу”, - говорит Галлиот.

Для многих людей самоанского происхождения, живущих по всему миру, татау обеспечивает чувство связи с их родовыми островами. Например, это помогает людям идентифицировать себя как самоанцев в отличие от других групп, таких как маори или Тонга.

Люфау, выросший в Южной Калифорнии, обнаружил самоанскую татуировку в 20 лет. Татау вернул его к Самоанским традициям и языку, когда он сам тренировался выполнять ритуал.

“Это то, что у нас было с самого начала самоанцев”, - говорит Люфау. - Церкви могут меняться, но Самоанская культура-нет.”

Нажав "Подписаться" Вы будете видеть в ленте Дзена больше наших статей и поможете развиваться этому каналу спасибо.