ЭВМ

10 February 2020
286 full reads
337 story viewsUnique page visitors
286 read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Это Вы Можете - была такая очень популярная телепередача, выходившая в 70-е - 80-е годы при поддержке журнала "Техника - молодёжи". Среди разнообразных самодельщиков, собравшихся вокруг журнала, наиболее популярными были автомобилисты и, наверное, авиаторы. В условиях полного "безрыбья" советского авторынка энтузиастами собирались фантастические амфибии, вездеходы, GT, самолёты с двигателем от "Запорожца", вертолёты с мотоциклетным мотором, просто утилитарные машины и, изредка, шедевры народной конструкторской мысли. Кто-то работал у себя в гараже, - что логично, - но были случаи, когда машины собирались в обычной квартире на 4 этаже, после чего через разобранное балконное окно краном доставлялись на землю. Наиболее удачные экземпляры летом кучковались в колонны и автопробегами покоряли бездорожье и разгильдяйство.

1982 г., июль, г. Калинин, стадион вагоностроительного завода. Проездом через город - очередной автопробег самодельных машин. Кажется, ехали в Карелию, но могу ошибаться. Всё снято на аппарат Зенит-11 с объективом Гелиос-44М.

На заднем плане - шеренга автомобилей - участников пробега.
На заднем плане - шеренга автомобилей - участников пробега.
На заднем плане - шеренга автомобилей - участников пробега.
Специально неподготовленные дети с трибун демонстрируют прочность стеклопластикового кузова автомобиля. Никакого зум-объектива у меня не было, просто откадрировал покрупней.
Специально неподготовленные дети с трибун демонстрируют прочность стеклопластикового кузова автомобиля. Никакого зум-объектива у меня не было, просто откадрировал покрупней.
Специально неподготовленные дети с трибун демонстрируют прочность стеклопластикового кузова автомобиля. Никакого зум-объектива у меня не было, просто откадрировал покрупней.
Степень народного интереса к событию можно оценить по количеству зрителей. Слева среди толпы видна крыша штабного ПАЗика, сопровождавшего колонну.
Степень народного интереса к событию можно оценить по количеству зрителей. Слева среди толпы видна крыша штабного ПАЗика, сопровождавшего колонну.
Степень народного интереса к событию можно оценить по количеству зрителей. Слева среди толпы видна крыша штабного ПАЗика, сопровождавшего колонну.
Главная "звезда" самодельного автостроения 80-х - автомобиль "Панголина" Александра Кулыгина из Ухты (!). Ещё в первом своём варианте и оригинальной окраске: белый кузов и полосы от тёмно-синего до светло-голубого. Позже она перекрашивалась несколько раз и после аварии потеряла часть крыши, превратившись из купе в кабриолет. Из интересного - клиновидный кузов, на высокой скорости выполнявший роль антикрыла. Мотор, кажется, "трёшечный". Доступ к мотору - через поднимающуюся переднюю панель из салона. Огромный багажник, что для автомобилей GT нетипично.
Главная "звезда" самодельного автостроения 80-х - автомобиль "Панголина" Александра Кулыгина из Ухты (!). Ещё в первом своём варианте и оригинальной окраске: белый кузов и полосы от тёмно-синего до светло-голубого. Позже она перекрашивалась несколько раз и после аварии потеряла часть крыши, превратившись из купе в кабриолет. Из интересного - клиновидный кузов, на высокой скорости выполнявший роль антикрыла. Мотор, кажется, "трёшечный". Доступ к мотору - через поднимающуюся переднюю панель из салона. Огромный багажник, что для автомобилей GT нетипично.
Главная "звезда" самодельного автостроения 80-х - автомобиль "Панголина" Александра Кулыгина из Ухты (!). Ещё в первом своём варианте и оригинальной окраске: белый кузов и полосы от тёмно-синего до светло-голубого. Позже она перекрашивалась несколько раз и после аварии потеряла часть крыши, превратившись из купе в кабриолет. Из интересного - клиновидный кузов, на высокой скорости выполнявший роль антикрыла. Мотор, кажется, "трёшечный". Доступ к мотору - через поднимающуюся переднюю панель из салона. Огромный багажник, что для автомобилей GT нетипично.
Зеркало заднего вида - перископ на крыше с обзором через прозрачное окошко. Позже по требованию ГАИ автор приделал и боковые зеркала. Но главное (для подростка того времени) - кассетная магнитола и батарея из 16 кассет в специально сделанном отсеке на передней панели. Для обдува заднего стекла установлен спойлер, что на высокой скорости должно разгружать заднюю ось - машина может быть склонна к заносу. Впрочем, это лишь предположение. Номера ещё ухтинские (Коми), позже машина и её автор перебрались в Москву...
Зеркало заднего вида - перископ на крыше с обзором через прозрачное окошко. Позже по требованию ГАИ автор приделал и боковые зеркала. Но главное (для подростка того времени) - кассетная магнитола и батарея из 16 кассет в специально сделанном отсеке на передней панели. Для обдува заднего стекла установлен спойлер, что на высокой скорости должно разгружать заднюю ось - машина может быть склонна к заносу. Впрочем, это лишь предположение. Номера ещё ухтинские (Коми), позже машина и её автор перебрались в Москву...
Зеркало заднего вида - перископ на крыше с обзором через прозрачное окошко. Позже по требованию ГАИ автор приделал и боковые зеркала. Но главное (для подростка того времени) - кассетная магнитола и батарея из 16 кассет в специально сделанном отсеке на передней панели. Для обдува заднего стекла установлен спойлер, что на высокой скорости должно разгружать заднюю ось - машина может быть склонна к заносу. Впрочем, это лишь предположение. Номера ещё ухтинские (Коми), позже машина и её автор перебрались в Москву...
Судя по номерам, это гость из солнечного Крыма. Если ничего не путаю, машину назвали "Сайгак", а цвета она была апельсинового.
Судя по номерам, это гость из солнечного Крыма. Если ничего не путаю, машину назвали "Сайгак", а цвета она была апельсинового.
Судя по номерам, это гость из солнечного Крыма. Если ничего не путаю, машину назвали "Сайгак", а цвета она была апельсинового.
Для машин "типа GT" дать зрителям вдохнуть "пыль дорог" на вираже - это дело чести, доблести и геройства. Зрители были вполне довольны, жалоб никто не писал :-).
Для машин "типа GT" дать зрителям вдохнуть "пыль дорог" на вираже - это дело чести, доблести и геройства. Зрители были вполне довольны, жалоб никто не писал :-).
Для машин "типа GT" дать зрителям вдохнуть "пыль дорог" на вираже - это дело чести, доблести и геройства. Зрители были вполне довольны, жалоб никто не писал :-).
Кузов хэтчбэк в то время был на пике моды, а советский автопром ничего, кроме ИЖ-Комби в ограниченных количествах, не предлагал. Приходилось делать самим.
Кузов хэтчбэк в то время был на пике моды, а советский автопром ничего, кроме ИЖ-Комби в ограниченных количествах, не предлагал. Приходилось делать самим.
Кузов хэтчбэк в то время был на пике моды, а советский автопром ничего, кроме ИЖ-Комби в ограниченных количествах, не предлагал. Приходилось делать самим.
Симпатичный внедорожник, похожий на Wrangler.
Симпатичный внедорожник, похожий на Wrangler.
Симпатичный внедорожник, похожий на Wrangler.
Автомобиль "Юна" ярко-красного цвета. Снимался в нескольких фильмах, проходил испытания в НАМИ. Первоначально (и в момент съёмки) имел двигатель от 24-й "Волги", потом несколько раз модернизировался, менял двигатели, салон. На начало 2014 г. пробег машины составил более 500 т. км. За рулём - космонавт Владимир Джанибеков.
Автомобиль "Юна" ярко-красного цвета. Снимался в нескольких фильмах, проходил испытания в НАМИ. Первоначально (и в момент съёмки) имел двигатель от 24-й "Волги", потом несколько раз модернизировался, менял двигатели, салон. На начало 2014 г. пробег машины составил более 500 т. км. За рулём - космонавт Владимир Джанибеков.
Автомобиль "Юна" ярко-красного цвета. Снимался в нескольких фильмах, проходил испытания в НАМИ. Первоначально (и в момент съёмки) имел двигатель от 24-й "Волги", потом несколько раз модернизировался, менял двигатели, салон. На начало 2014 г. пробег машины составил более 500 т. км. За рулём - космонавт Владимир Джанибеков.
Демонстрация доступа к двигателю.
Демонстрация доступа к двигателю.
Демонстрация доступа к двигателю.
Ещё один хэтч. Мордочка слегка напоминает польский Фиат.
Ещё один хэтч. Мордочка слегка напоминает польский Фиат.
Ещё один хэтч. Мордочка слегка напоминает польский Фиат.
Гости из Харькова. Автомобиль напоминает Ford Mustang - возможно, автору очень понравился фильм "Мужчина и женщина". При отсутствии в стране хороших дорог почему-то так мечталось о них и о быстрых автомобилях. На транспаранте написано ТМ-83, но это написано "авансом" - в 1983 г. исполнялось 50 лет журналу "Техника - молодёжи", по случаю юбилея автопробег одновременно агитировал за подписку на журнал на следующий год.
Гости из Харькова. Автомобиль напоминает Ford Mustang - возможно, автору очень понравился фильм "Мужчина и женщина". При отсутствии в стране хороших дорог почему-то так мечталось о них и о быстрых автомобилях. На транспаранте написано ТМ-83, но это написано "авансом" - в 1983 г. исполнялось 50 лет журналу "Техника - молодёжи", по случаю юбилея автопробег одновременно агитировал за подписку на журнал на следующий год.
Гости из Харькова. Автомобиль напоминает Ford Mustang - возможно, автору очень понравился фильм "Мужчина и женщина". При отсутствии в стране хороших дорог почему-то так мечталось о них и о быстрых автомобилях. На транспаранте написано ТМ-83, но это написано "авансом" - в 1983 г. исполнялось 50 лет журналу "Техника - молодёжи", по случаю юбилея автопробег одновременно агитировал за подписку на журнал на следующий год.
Москвичи (номера московские).
Москвичи (номера московские).
Москвичи (номера московские).
Ещё одна "мегазвезда" автопробегов самодельных машин. Амфибия "Виктория" с водомётным движителем. По суше развивала скорость до 100 км/ч, что вполне приемлемо для автомобилей того времени, по воде - до 20 (и сегодня такая скорость водоплавания для амфибий - большая редкость).
Ещё одна "мегазвезда" автопробегов самодельных машин. Амфибия "Виктория" с водомётным движителем. По суше развивала скорость до 100 км/ч, что вполне приемлемо для автомобилей того времени, по воде - до 20 (и сегодня такая скорость водоплавания для амфибий - большая редкость).
Ещё одна "мегазвезда" автопробегов самодельных машин. Амфибия "Виктория" с водомётным движителем. По суше развивала скорость до 100 км/ч, что вполне приемлемо для автомобилей того времени, по воде - до 20 (и сегодня такая скорость водоплавания для амфибий - большая редкость).

В 1982 г. началось внедрение новых номерных знаков - белых с чёрными буквами, поэтому часть машин с чёрными номерами, часть - уже с новыми, белыми. Поскольку все машины с номерами, значит они удовлетворяли техническим требованиям и были допущены к использованию на дорогах общего пользования. Некоторые их этих автомобилей живы до сих пор.

Кое-что о самодельном автостроении можно найти на Youtube, в т. ч. о "Панголине" и об амфибии "Виктория".