Найти в Дзене
TT-TT

ЭВМ

Это Вы Можете - была такая очень популярная телепередача, выходившая в 70-е - 80-е годы при поддержке журнала "Техника - молодёжи". Среди разнообразных самодельщиков, собравшихся вокруг журнала, наиболее популярными были автомобилисты и, наверное, авиаторы. В условиях полного "безрыбья" советского авторынка энтузиастами собирались фантастические амфибии, вездеходы, GT, самолёты с двигателем от "Запорожца", вертолёты с мотоциклетным мотором, просто утилитарные машины и, изредка, шедевры народной конструкторской мысли. Кто-то работал у себя в гараже, - что логично, - но были случаи, когда машины собирались в обычной квартире на 4 этаже, после чего через разобранное балконное окно краном доставлялись на землю. Наиболее удачные экземпляры летом кучковались в колонны и автопробегами покоряли бездорожье и разгильдяйство.

1982 г., июль, г. Калинин, стадион вагоностроительного завода. Проездом через город - очередной автопробег самодельных машин. Кажется, ехали в Карелию, но могу ошибаться. Всё снято на аппарат Зенит-11 с объективом Гелиос-44М.

На заднем плане - шеренга автомобилей - участников пробега.
На заднем плане - шеренга автомобилей - участников пробега.
Специально неподготовленные дети с трибун демонстрируют прочность стеклопластикового кузова автомобиля. Никакого зум-объектива у меня не было, просто откадрировал покрупней.
Специально неподготовленные дети с трибун демонстрируют прочность стеклопластикового кузова автомобиля. Никакого зум-объектива у меня не было, просто откадрировал покрупней.
Степень народного интереса к событию можно оценить по количеству зрителей. Слева среди толпы видна крыша штабного ПАЗика, сопровождавшего колонну.
Степень народного интереса к событию можно оценить по количеству зрителей. Слева среди толпы видна крыша штабного ПАЗика, сопровождавшего колонну.
Главная "звезда" самодельного автостроения 80-х - автомобиль "Панголина" Александра Кулыгина из Ухты (!). Ещё в первом своём варианте и оригинальной окраске: белый кузов и полосы от тёмно-синего до светло-голубого. Позже она перекрашивалась несколько раз и после аварии потеряла часть крыши, превратившись из купе в кабриолет. Из интересного - клиновидный кузов, на высокой скорости выполнявший роль антикрыла. Мотор, кажется, "трёшечный". Доступ к мотору - через поднимающуюся переднюю панель из салона. Огромный багажник, что для автомобилей GT нетипично.
Главная "звезда" самодельного автостроения 80-х - автомобиль "Панголина" Александра Кулыгина из Ухты (!). Ещё в первом своём варианте и оригинальной окраске: белый кузов и полосы от тёмно-синего до светло-голубого. Позже она перекрашивалась несколько раз и после аварии потеряла часть крыши, превратившись из купе в кабриолет. Из интересного - клиновидный кузов, на высокой скорости выполнявший роль антикрыла. Мотор, кажется, "трёшечный". Доступ к мотору - через поднимающуюся переднюю панель из салона. Огромный багажник, что для автомобилей GT нетипично.
Зеркало заднего вида - перископ на крыше с обзором через прозрачное окошко. Позже по требованию ГАИ автор приделал и боковые зеркала. Но главное (для подростка того времени) - кассетная магнитола и батарея из 16 кассет в специально сделанном отсеке на передней панели. Для обдува заднего стекла установлен спойлер, что на высокой скорости должно разгружать заднюю ось - машина может быть склонна к заносу. Впрочем, это лишь предположение. Номера ещё ухтинские (Коми), позже машина и её автор перебрались в Москву...
Зеркало заднего вида - перископ на крыше с обзором через прозрачное окошко. Позже по требованию ГАИ автор приделал и боковые зеркала. Но главное (для подростка того времени) - кассетная магнитола и батарея из 16 кассет в специально сделанном отсеке на передней панели. Для обдува заднего стекла установлен спойлер, что на высокой скорости должно разгружать заднюю ось - машина может быть склонна к заносу. Впрочем, это лишь предположение. Номера ещё ухтинские (Коми), позже машина и её автор перебрались в Москву...
Судя по номерам, это гость из солнечного Крыма. Если ничего не путаю, машину назвали "Сайгак", а цвета она была апельсинового.
Судя по номерам, это гость из солнечного Крыма. Если ничего не путаю, машину назвали "Сайгак", а цвета она была апельсинового.
Для машин "типа GT" дать зрителям вдохнуть "пыль дорог" на вираже - это дело чести, доблести и геройства. Зрители были вполне довольны, жалоб никто не писал :-).
Для машин "типа GT" дать зрителям вдохнуть "пыль дорог" на вираже - это дело чести, доблести и геройства. Зрители были вполне довольны, жалоб никто не писал :-).
Кузов хэтчбэк в то время был на пике моды, а советский автопром ничего, кроме ИЖ-Комби в ограниченных количествах, не предлагал. Приходилось делать самим.
Кузов хэтчбэк в то время был на пике моды, а советский автопром ничего, кроме ИЖ-Комби в ограниченных количествах, не предлагал. Приходилось делать самим.
Симпатичный внедорожник, похожий на Wrangler.
Симпатичный внедорожник, похожий на Wrangler.
Автомобиль "Юна" ярко-красного цвета. Снимался в нескольких фильмах, проходил испытания в НАМИ. Первоначально (и в момент съёмки) имел двигатель от 24-й "Волги", потом несколько раз модернизировался, менял двигатели, салон. На начало 2014 г. пробег машины составил более 500 т. км. За рулём - космонавт Владимир Джанибеков.
Автомобиль "Юна" ярко-красного цвета. Снимался в нескольких фильмах, проходил испытания в НАМИ. Первоначально (и в момент съёмки) имел двигатель от 24-й "Волги", потом несколько раз модернизировался, менял двигатели, салон. На начало 2014 г. пробег машины составил более 500 т. км. За рулём - космонавт Владимир Джанибеков.
Демонстрация доступа к двигателю.
Демонстрация доступа к двигателю.
Ещё один хэтч. Мордочка слегка напоминает польский Фиат.
Ещё один хэтч. Мордочка слегка напоминает польский Фиат.
Гости из Харькова. Автомобиль напоминает Ford Mustang - возможно, автору очень понравился фильм "Мужчина и женщина". При отсутствии в стране хороших дорог почему-то так мечталось о них и о быстрых автомобилях. На транспаранте написано ТМ-83, но это написано "авансом" - в 1983 г. исполнялось 50 лет журналу "Техника - молодёжи", по случаю юбилея автопробег одновременно агитировал за подписку на журнал на следующий год.
Гости из Харькова. Автомобиль напоминает Ford Mustang - возможно, автору очень понравился фильм "Мужчина и женщина". При отсутствии в стране хороших дорог почему-то так мечталось о них и о быстрых автомобилях. На транспаранте написано ТМ-83, но это написано "авансом" - в 1983 г. исполнялось 50 лет журналу "Техника - молодёжи", по случаю юбилея автопробег одновременно агитировал за подписку на журнал на следующий год.
Москвичи (номера московские).
Москвичи (номера московские).
Ещё одна "мегазвезда" автопробегов самодельных машин. Амфибия "Виктория" с водомётным движителем. По суше развивала скорость до 100 км/ч, что вполне приемлемо для автомобилей того времени, по воде - до 20 (и сегодня такая скорость водоплавания для амфибий - большая редкость).
Ещё одна "мегазвезда" автопробегов самодельных машин. Амфибия "Виктория" с водомётным движителем. По суше развивала скорость до 100 км/ч, что вполне приемлемо для автомобилей того времени, по воде - до 20 (и сегодня такая скорость водоплавания для амфибий - большая редкость).

В 1982 г. началось внедрение новых номерных знаков - белых с чёрными буквами, поэтому часть машин с чёрными номерами, часть - уже с новыми, белыми. Поскольку все машины с номерами, значит они удовлетворяли техническим требованиям и были допущены к использованию на дорогах общего пользования. Некоторые их этих автомобилей живы до сих пор.

Кое-что о самодельном автостроении можно найти на Youtube, в т. ч. о "Панголине" и об амфибии "Виктория".

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты