Финал «Игры престолов»: итоги и несбывшиеся надежды

23 May 2019
© Entertainment Weekly
© Entertainment Weekly

Вот и закончилась «Игра престолов». Восемь сезонов, восемь лет, миллионы фанатов по всему миру. За это время мы пережили десятки смертей героев, к которым успели привыкнуть, полюбили драконов и теперь знаем, что надо отвечать Богу смерти.

Заключительный сезон разделил поклонников: те, кому финал не понравился, начали подписывать петиции о пересъёмке сериала. Недовольными остались даже актёры.

Редакция «Кино Триколор» решила обсудить восьмой сезон, его сценарные решения и сериал в целом, а также поговорить о новых проектах Вселенной, которые уже готовит HBO.

Аня: Ну что, друзья, давайте поделимся впечатлениями о финальном эпизоде и о сериале в целом, потому что невозможно не прокомментировать и держать это в себе. Тем более здорово, что у нас разные совершенно об этом мнения.

Яна: У нас есть любитель, есть хейтер и человек, который пытается разобраться.

Надя: Ну что, начнём с хейтинга?

Почему сезон критикуют и при чём тут Дорн?

Яна: Наверняка у большинства людей была в жизни такая книга или такой фильм (или даже не один), когда первую половину или даже первые две трети хочется визжать от восторга, а потом что-то идёт не так, и финальные страницы/эпизоды заставляют погрузиться во фрустрацию. Наверное, я не преувеличу, если скажу, что «Игра престолов» стала для меня одним из самых разочаровывающих художественных произведений в жизни. Это напрямую связано и с её длительностью, и с масштабом, и, наверное, с моими завышенными ожиданиями. Любовь начала охладевать с пятого сезона. Я напомню, во-первых, там была дорнийская линия, которую раскритиковали все, кому не лень…

Аня: А почему? Почему её критиковали? За что?

Яна: Потому что она немного потерялась на фоне всего происходящего. То есть были какие-то монументальные события во всём остальном сериале, во всех остальных локациях. И Дорн всё время обещался нам как какое-то необычное место, в котором всё немного не так. И в итоге был показан как…просто пустыня? С тремя Песчаными змейками, которые…

Надя: А как же сады?! Сады и дворец? Бассейны, в которых купались юноши и девушки…

Яна: Ну да, но я скорее не о ландшафте, а о смысловом наполнении. Это было как в ещё одном сериале HBO «Мир Дикого Запада», когда новая локация появляется только для того, чтобы разбавить визуальную эстетику. Там появлялся японский парк, который ни на что не влиял, ни к чему не приводил, а просто показывал, что вот, у нас ещё есть вот такое в ассортименте. И тут точно так же: Дорн ничего нового в мир сериала не привнёс, а только разрушил ранее создавшееся представление о себе, разрушил представления о дорнийцах, о Песчаных змейках как о ком-то, кто может повлиять на ситуацию. То есть ожидалось, что в Дорне есть реальная политическая сила, которая может поучаствовать в борьбе за трон, которая будет весомым дополнением, новой главой в этой истории.

Надя: В принципе показанное в сериале соответствует идее Мартина. В книгах линия Дорна сохраняется. Может быть, слабая линия Дорна вина не только авторов сериала.

Яна: Может быть. Надо оговориться, что я не читала книги совсем, ни одной, и сужу только по сериалу. То, что произошло в пятом сезоне, оно прямо вело к тому, что с Дорном можно не считаться.

Надя: Хотя изначально Дорн был силой, и это всегда были земли, которые могли отделиться от королевства и быть мощью, с которой Вестерос как-то тоже должен справиться. У них тоже есть претенденты и свои претензии на трон.

© HBO
© HBO

«Слитые» персонажи, фанатские теории и безумие, как самая слабая карта, которую могут разыграть сценаристы.

Яна: В том же пятом сезоне был уничтожен как персонаж Петир. Принимает странное решение и погибает Станнис, умирает вообще во всех смыслах сир Барристан… Тогда же появился повод считать Безупречных какими-то беззащитными школьниками после того, как их просто с ножичками порезали Сыны Гарпии… То есть Дейнерис вот с ними собиралась идти на Королевскую Гавань! И в последних сезонах нам показали, что они всё-таки мощная военная сила, но посреди сериала был момент, когда их просто порезали ножами, протыкая их «броню».

Надя: Может у Сынов Гарпии— они такие ниндзя от Вестерса — были какие-то классные кинжалы из валирийской стали?

Яна: Ну да. Можно много придумать.

Аня: Всё это мы вынуждены додумывать, как и в финальном эпизоде.

Яна: Когда я разговаривала с читавшими книгу, мне сказали, что по книгам Сыны Гарпии делали это тайно, во сне…

Надя: Да, да! Как ниндзя!

Яна: …а в сериале это было лобовое столкновение с Безупречными… И в этом смысле для меня 8 сезон — это самое логичное завершение сериала, самое очевидное продолжение. Сериал тогда начал скатываться в безумие, и он окончательно в него скатился. Зрелище ради зрелища в третьем эпизоде, фансервис ради фансервиса в первых двух эпизодах, одна из центральных героинь разделяет судьбу сериала — очень мило и символично, по-моему. Она сжигает всю Королевскую Гавань просто потому что. И мы, конечно, можем оправдать сумасшествие Дейнерис постфактум. Уже даже очень много теорий появилось в Интернете. Например, одна из них обращает внимание на дикий огонь, на его вспышки. Якобы на самом деле Серсея втихаря его заложила, надеясь, что Дейнерис поверит в то, что войска Ланнистеров сдаются и войдёт со своими людьми в город, и уже тогда этим огнём их уничтожат... Так что, согласно этой версии, Дейнерис просто разгадала коварный план Серсеи и с помощью дракона «прощупывала», где именно заложен дикий огонь… Это такие истории из серии «натянуть сову на глобус», но крайне занимательные.

Аня: Учитывая, что этот дикий огонь хранился веками в погребах под Королевской Гаванью, вполне логично, что до него добрался огонь, и он начал вспыхивать. Мне кажется, тут не стоит искать каких-то объяснений, заговоров, конспирологии…

Яна: Так что, мне кажется, все согласны — даже любители сериала, — что безумие Дейнерис — это самая слабая часть развязки. Потому что безумие — в принципе самая неинтересная сюжетная карта, которую можно было разыграть. Она позволяет не подводить героя логически к решению, избавить его от ответственности за его поступки. Есть очень многие, кому нравилась Дейнерис, и они могут без проблем продолжать любить её, потому что это не она виновата в тысячах смертей, она же просто безумная, это гены… В принципе с помощью безумия можно провернуть вообще всё что угодно.

© HBO
© HBO

Дейнерис превращается в Гитлера, а сценаристы упрощают мартиновский мир

Аня: Ну вообще, у меня претензия даже не к тому, как всё завершилось, сюжетно, к тому, где оказались герои, и кого постигла какая судьба… У меня скорее претензии к тому, как это рассказано. Потому что, я уверена, Мартин задумывал концовку именно такой, какой мы её увидели, но у сценаристов не было большего количества подробностей относительно того, как персонажи должны к этому прийти. И самая сильная сторона сериала (первых сезонов) и книг именно в том, что всё очень продумано, всё очень логично. Но то, как к этому финалу привёл нас сюжет, мне кажется, и вызвало такое недовольство у фанатов, поскольку они возможно даже не успели осознать, как всё происходит, и не поверили в изменения этих персонажей. Касательно безумства Дейнерис, мне кажется, всё логично. И мы видели намёки на это даже в предыдущих сезонах. Начиная с того, как она с лёгкой руки вмешалась в жизнь целого города, откуда она освобождала рабов, просто потому что она решила, что так нужно сделать. И, как объяснял Тирион в финальной серии, мы поддерживали её, потому что мы считали, что она — Добро. И она уверовала, что у неё есть определённая миссия, и никто не должен ей помешать.

Надя: На самом деле, когда Дейнерис говорила свою речь, просто невозможно было отделаться от ассоциации с Гитлером. Просто то, с каким лицом говорил Гитлер… У него же тоже были очень одухотворённые речи, он говорил потрясающие речи, и это ужасно, конечно. Зачем они сделали Дени такой?

Яна: Слава богу, у Гитлера не было драконов.

Аня: Как вы думаете, можно ли считать, что проблемы финального сезона связаны с тем, что сценаристы вынуждены были работать отдельно от Мартина, и не знали, возможно, всей глубины его задумки?

Надя: Определённо. Мне кажется, дело в том, что сценаристам не хватало материала. Достроить мир довольно сложно. У Мартина была продуманная вселенная, но сценаристам на этой основе нужно было строить что-то своё, новое, и поэтому получился какой-то сарайчик из веток на мощном бетонном фундаменте. У создателей последних сезонов не было оригинального текста, который можно было бы переработать под сценарий.

Яна: Мне кажется, ещё не стоит недооценивать время. Сколько работал Мартин над своими книгами? И сколько было у сценаристов? Вот смотрите, все говорили: «Ух ты, у вас было целых два года, чтобы снять последний сезон!» Но по факту они выпустили шесть полнометражных фильмов. По-моему ни одна серия не длится меньше часа в этом сезоне, так?

Аня: Да.

Яна: То есть это действительно шесть полнометражных фильмов, причём естественно масса времени ушла только на съёмку. Много обсуждалось, что 55 ночей снимали одну только битву за Винтерфелл, а это только шестая часть. И сколько там при всём при этом осталось времени на пре-продакшн, в том числе на написание сценария? Мне кажется, это действительно слишком мало времени, чтобы завершить такую большую историю. Возможно, Бениофф и Вайс сделали действительно всё, что могли. Как тут рассуждать, старались они или не старались? Глупо же говорить, что такие замечательные сценаристы, которым доверили такие бюджеты, решили: «Да плевать! Это сериал, который любят миллионы и который делает основные рейтинги нашему каналу? Сделаем как попало!» Нет, вряд ли, но мне кажется, им действительно не хватило ресурсов. И главный ресурс — это время.

Надя: Это звучит чертовски логично. Видно, что всё сделано с любовью. Каждый кадр великолепен. Но создатели сериала как будто бы слишком увлеклись визуальной стороной. На мой взгляд, лучше бы они сняли не так красиво, как падает на Арью пепел, но хорошенько продумали, что она вообще делает в этом городе. Почему она, решив убить Серсею, на половине пути говорит «спасибо, Пёс» и уходит, поджав губки? Я не знаю, тут вопрос автора и художника, творца, конечно. С одной стороны, они просто показывают, что они сделали, но с другой стороны, это сериал, а не авторское кино, он для зрителей, прежде всего.

Яна: Я думаю, ты говоришь о том, что сказал Стивен Кинг на эту тему, да? Как в «Мизери», мол, творцы творят для того, чтобы творить, а не для того чтобы удовлетворить конечного потребителя. Но просто не удивляйтесь тогда, что появляются эти странные петиции «переснимите это немедленно» и что фанаты взорвали твиттер и все остальные соцсети. Окей, вы снимаете для того, чтобы творить. А мы не любим то, что вы сделали.

© HBO
© HBO

Легенды мира «Игры престолов», переживающий Джон Сноу, и что хотел сказать автор

Надя: У сериала были классные легенды: про бога смерти, валар моргулис, валар дохаэрис, противостояние Короля Ночи и Бога Огня. А в итоге про Безликих забыли, Король Ночи с лёгкостью убит.

Аня: Но ведь его даже не было в её списке! (смеются)

Надя: Да, а тут мы подходим к вопросу об Азор Ахае, Боге Огня и прочему. Зачем было воскрешать Джона тогда, если с ночью покончит Арья?

Яна: Пророчества не имеют никакого смысла в сериале, они все потерялись в себе. По итогам сериала мы поняли, что Джон был воскрешён, чтобы в дальнейшем когда-либо была демократия, власть — Учредительному собранию. Выбрали они компромиссного короля, этого Брана, который вовсе и не Бран. И власть ему вроде и не нужна. При этом ему вроде бы даже на смертный мир наплевать. Власть точно так же не нужна и Джону, но тот, при этом, всегда был за за всеобщее благополучие, за минимизацию насилия... Как он переживал в 5 эпизоде! Как он переживал в 6 эпизоде, когда он увидел, что режут пленных!

Аня: Он очень много переживал.

Надя: Он такой, переживательный персонаж.

Яна: В то же время Бран в последнем сезоне словами и действиями активно внушал зрителям, что ему в принципе всё равно на происходящее. Он живёт прошлым. Для него настоящее не имеет значения — вот отличного короля вы выбрали, да? Который не то что в будущее, а даже в настоящее не смотрит. И кучка людей при короле: мастера за монетой, за войском, вообще за всем. Вам не кажется, что то, что будет происходить после 6 серии, интереснее, чем то, что было последние два сезона? Я бы больше хотела на это взглянуть, если честно. Как они за спиной Брана начинают заново делить сферы влияния и заново скатываются в те же самые интриги.

Аня: И колесо крутится.

Надя Может, на самом деле в этом и есть печальная задумка Мартина? Что все эти легенды, пророчества — это всё ничто по сравнению с тем, что творят люди. В итоге та, которая хотела сломать колесо, сходит с ума, наверчивается на спицы этого колеса, колесо просто проехалось по ней — её убил собственный возлюбленный, её же племянник, Таргариен.

Аня: А самым нормальным человеком оказался дракон.

© HBO
© HBO

Трансформация драматического в комическое и огнеупорность Джона

Яна: Никому не показалось, что в этом сезоне была пара сцен, которые, как я понимаю, задумывались как символичные и драматичные, но на практике они вызывали приступы неконтролируемого смеха? Я хочу понять, это только у меня так было или с ними действительно есть проблема. Первое, когда Миссандея, стоя и глядя в глаза Дейнерис, говорит: «Дракарис!» К чему вот это было? А второй момент — сжигание драконом трона. Мне тоже показалось, что это как-то комично, я не почувствовала величины момента, какой-то философской подоплёки. Вроде и понимаю, что подразумевалось уничтожение символа власти, стремление к которой сгубило Мису, но, мне кажется, это выглядело скорее смешно, чем серьёзно.

Надя: «Дракарис» Миссандеи я для себя не совсем поняла. А когда дракон сжигает трон… Мне тоже непонятна логика. Зачем это дракону? Конечно, он переживает за свою маму, эмпатия, наверное, у него есть. Но трон ему ничего не сделал! Он же не знает, что этот предмет — трон, он не знает ничего об этом месте. Почему он сжигает именно трон?

Аня: Кажется, что у них есть какая-то связь — у Дейнерис и дракона. Знаете, на манер «Аватара», когда они подключались друг к другу… И может он понимал, что вот эта цель, вот к чему она привела. Психанул и разбил тарелку об стену. А Джону он ничего не смог сделать, потому что тот Таргариен — я не думаю, что это был осознанный выбор в этом смысле.

Надя: На самом деле он вполне мог злиться на Джона, ну и подпалил бы его, Джон бы не сгорел. Он же неопалимый… Хотя, кстати, мы не знаем, насколько он неопалимый.

Яна: Они просто не хотели, чтобы Джон выходил без одежды из пламени.

Надя: А я подумала, что авторы просто не хотят показывать лысенького Джона.

Яна: А Дейнерис-то с волосами вышла из пламени.

Надя: По книгам нет.

Аня: По книгам она была лысой, да, там больше, конечно, реализма. И она была прямо вся в лохмотьях кожи. Но не пострадала так сильно.

Надя: И, кстати, получается, не все Таргариены устойчивы к огню.

Аня: Вот Визерис например.

Надя: Да! Хотя он был чистокровным Таргариеном, в отличие от Джона, который наполовину Таргариен, наполовину Старк. Поэтому Джон всё же мог сгореть.

© HBO
© HBO

Несбывшиеся пророчества

Аня: Получается, что Мартин приготовил очень серьёзную пищу для размышлений, и фанаты с удовольствием начали играть в эту игру, искать какие-то подсказки, запоминать пророчества, наблюдать за персонажами, а сценаристы просто всё это «слили», может они решили, что кто-то другой расскажет об этом в спин-оффах? Может у них была договорённость некая с Мартином. Всё же скоро, надеюсь, должна выйти его книга, и наверняка там будет гораздо больше, а может и какие-то иные повороты сюжета. Как мы видим, сериал иногда отступает от того, что описано в книгах. Какие-то ветки упрощаются, персонажи меняются местами. Вместо Джейн Пуль, подруги Арьи из Винтерфела, женой Рамси Болтона становится Санса, а этого в книге не было.

Надя: Санса же была по книге под покровительством Мизинца, который выдавал её за свою незаконнорожденную дочь Алейну Стоун.

Аня: И, кстати, помните, как Мелиссандра предсказывала Варису, что он погибнет на стенах Винтерфелла? Но погиб-то он в итоге не там.

Надя: Про предсказания все тоже забыли. В сериале было показано, что Серсея, будучи юной девушкой, получила пророчество, что дети её умрут, а сама она погибнет от руки карлика, ну то есть маленького человека, может быть ребёнка. Арьи, например…

Аня: И она всю жизнь ненавидела Тириона, потому что подозревала, что это он! И несколько раз пыталась убить, кстати.

Надя: Но в итоге она погибает мелодраматично под камнями.

Яна: Под очень тонким слоем камней, прошу заметить.

© HBO
© HBO

Недостающие, лишние и лучшие сцены финального сезона

Надя: Вообще финал получился красивым, конечно. Он достаточно мелодраматичный и печальный. Очень сильная сцена, когда Тирион плачет над Джейме и Серсеей, которые лежат в обнимку под камнями…

Аня: Очень аккуратно и красиво лежат под камнями.

Надя: Но когда ты вдумываешься во всё это… Тирион был сильным человеком, он ненавидел свою семью.

Аня: Но Джейме он любил.

Яна: Кто же спорит! Тут уже другой вопрос. У шоураннеров нет времени, чтобы собрать потерянные по ходу повествования сюжетные хвосты, но зато у них есть время, чтобы дважды за сезон дать Тириону поплакать с Джейме. И то же самое, кстати, с Бриенной. Она уже успела оплакать ушедшего Джейме, но, нет, надо было дать ей время стать блогером и записать это.

Надя: На самом деле насчёт блогера тут такая история. Нам показывают, что Бриенна вписывает в «Белую книгу» историю Джейме. Записи на странице этой рукописи мог делать только Лорд Командующий. И таким образом нам показали, что Бриенна получила эту высокую должность. До этого в сериале Джейме, став Лордом Командующим, делал записи в этой книге. А возвращаясь к финалу, хочется отметить гибель Дейнерис в объятиях Джона — это ведь очень трагично, погибнуть от рук человека, который был последним союзником и другом… Серый Червь, мне кажется, был всё же ближе к орудию. А Джон равный, и он её семья по сути. Он её стая. Он её последняя опора.

Яна: Да никто всё равно не верил в их любовную линию, поэтому полноценного сопереживания не получается. Вот они незнакомы и погружены в свои заботы, вот их взгляды встретились, вот они уже любят друг друга до смерти (потому что других привлекательных вариантов не было, кажется), а вот уже и нож в живот, а теперь он и сам убит горем. И никогда, наверное, не залечит эти раны, хотя нет, так предполагалось вроде после Игритт.

Надя: Кстати о Джоне, который сломался после убийства Дени. Он был Таргариеном, он мог претендовать на престол, но нам пытаются показать: смотрите, он убил свою любимую, свою королеву, совершил предательство. Он опять потерял женщину, которую он любит — опять! (Лучше бы он остался в пещере, правда. Это очень грустно!) Он сломлен, он разбит! Но опять же это было слишком быстро, слишком в лоб как-то, и поэтому кажется немного не правдоподобно. И также нет особо радости за Сансу, которую коронуют. Это было снято очень красиво, костюмы просто потрясающие! И Санса ведь мечтала стать королевой с детства. И вот её мечта осуществилась. Привет, феминизм. И ещё нам всё время пытаются показать, какая Санса умная, но по сути она лишь дала несколько разумных реплик в Винтерфелле, а затем просто ходила с серьёзным видом, говорила Дени, что Север отделится, и на этом всё.

Яна: Мне кажется, это действительно проблема тех сезонов, в которых создатели, только оторвавшись от груди Мартина и не думая о будущем, начали активно фантазировать. Потому что сравните, например, как чувствуются такие же драматичные сцены, для которых были предпосылки. Я сейчас имею в виду самую для меня сильную сцену последнего сезона — это прощание Старков. То есть когда уезжает за Стену Джон, Санса — на Север, Арья чёрт-те куда, ну а Бран может только сидеть.

Надя: Бран, который всех подсидел!

Яна: Просто их братско-сестринские отношения шли через все сезоны. Я действительно прониклась тем, насколько важна для Старков их семья… Даже при том, что между собой они тоже собачились. Вспомните Кейтилин, из-за которой бедняга Джон не чувствовал себя своим. Или конфликты Арьи и Сансы, когда та ей обломала свиданку с Джоффри. То есть у них были какие-то мелкие дрязги, но при этом ты всегда чувствовал, что они остаются семьёй. Встречи Старков на протяжении всех сезонов ощущаются чем-то настоящим. Когда ты понимаешь, что они прощаются скорее всего навсегда, но при этом каждый из них остался в выигрыше и получил то, что…ну может быть то, что заслуживал, не знаю. Не знаю, у меня вопросы, конечно, к Брану, но допустим. И это действительно очень торжественно. Я правда прослезилась на этом моменте, мне показалось, что это вот то, ради чего я посмотрела весь сезон. Вот этот вот короткий эпизод.

© Entertainment Weekly
© Entertainment Weekly

Чем отличается история сценаристов от истории Мартина?

Аня: Знаете, ещё большой проблемой мне кажется столкновение двух подходов к тому, как можно рассказать историю. За что мы полюбили Мартина, так это за непредсказуемые ходы, за нарушение всех классических сюжетных тропов о том, что герой всегда доходит до конца и, пусть с потерями, но он окажется в итоге в выигрыше. Все плохие умирают, самая красивая женщина достаётся этому герою. И второй подход к рассказыванию историй — это подход сценаристов, очень голливудский: побольше эпика, побольше каких-то слезовыжимательных историй, вот этой непонятной любви между Джоном и Дейнерис, в которую действительно сложно поверить за такой короткий промежуток времени, каким его представляют сценаристы. И получается, что голливудский троп сталкивается с тропом Мартина, и мы видим эти дыры и до конца не можем поверить в какие-то сюжетные решения, нам не хватает объяснений, логики, каких-то скрытых мотивов для того, чтобы эта история была такой же классной, какой она начиналась в сериале.

Надя: Мне кажется да, они потеряли неожиданность, шок-контент…

Яна: Нет, шок-контент-то они не потеряли. Только он стал таким, шьмалановским шок-контентом. Когда поворот нужен просто как инструмент для вау-эффекта. Когда погиб Оберин Мартелл, зрители чуть с ума не сошли. Но было понятно, что в этом есть смысл, потому что сериал воссоздаёт такое средневековье фэнтезийное, где каждый может умереть в любой момент — и особенно когда выходит на поединок с таким огромным парнем и решаешь «поиграть» с ним. Это просто такое проявление реализма, которое обычно не встречается на ТВ. А сценаристы вместо этого пичкают шок-контентом, который просто вызывает недоумение.

© HBO
© HBO

О чём в итоге оказалась эта история?

Надя: Самое главное, что не понравилось фанатам… О чём история? О чём эта история? Она нам рассказывала о том, что есть свет, есть тьма. Ночь полна ужасов. Наверное, свет победит. А может быть и нет, может, всё умрёт и будет Рагнарёк. Что мы имеем в финале? Демократию? Не думаю. Ну то есть мы же помним, как они хихикали: «Мастер за монетой…» То есть всё это выглядело комично и смешно. К чему приведут эти люди? Действительно, может, как ты и сказала, всё вернётся к тирании.

Аня: Мне кажется, что в этом и есть замысел. Что нет выхода из этого.

Надя: Всё равно колесо Сансары вертится дальше?

Аня: Вот ты спросила, о чём эта история. Мне кажется, история как раз об истории, о том, как она движется. Чем ещё хорош этот сериал, нам рассказывают не только о конкретных героях, которые проходят какой-то конкретный путь. А о том, как из-за их поступков меняется геополитика, как разрушаются союзы, как начинаются войны, возникают новые противники, как все хотят разделить один и тот же ресурс, и как сложно бывает договориться. А в итоге к власти пришла лишённая человеческих чувств нейросеть, которая знает всё о прошлом, о будущем, но, скажем так, мало заинтересована в настоящем. Фантазии, конечно, но, может, это такой мостик к нашему будущему? Потому что вы никогда не дождётесь хорошего правителя.

Надя: Мне кажется, они позиционируют Брана как раз как хорошего правителя. Но в рамках вселенной лучше бы на трон всё же сел Джон.

Яна: А мне кажется, это опять же тот случай, когда фанаты, вот мы сейчас (и миллионы других по всему миру) просто додумали интереснее, чем воплотили сценаристы. И, я сейчас по-новому обдумала последний сезон, и теперь это кажется мне гораздо более интересным финалом: безысходность, неизменность человеческой природы. Привязанность на каком-то подсознательном уровне к дрязгам, спорам, к власти, к делёжке власти, это выше, чем сама смерть, это сильнее нас.

Надя: Это вот было бы прекрасно, если сериал об этом.

Яна: А может сценаристы специально оставили столько дыр…

Надя: Да, зато у фанатов есть повод начать разбираться, начать искать, а кто же всё-таки Азор Ахай… Сериал популярен, несмотря на то, что многие фанаты говорят, что ненавидят финал.

Яна: Сериал слишком долго был хорошим и слишком плотно подсадил на себя.

Надя: И поэтому люди начинают искать что-то там, где ничего нет. То есть там на самом деле всё просто, прямая линия. А мы думаем: «А может она не прямая?»

Аня: Но это же мир Мартина! Там не может быть прямых линий. Но, кстати, и сам Мартин не даёт достаточно ответов.

Надя: «И да, и нет, и нет, и да…»

© HBO
© HBO

О Трёхглазом Вороне и Бране-короле

Аня: Если обратиться к выдержкам из рассказов Мартина, у него есть несколько повестей, в которых упоминается Трёхглазый Ворон. Вообще-то является потомком Таргариенов и какое-то время был десницей короля. Очень коварным, очень напоминающим, кстати, Мизинца. Увлекался чёрной магией, за что был сослан в Ночной Дозор, после чего ушёл за стену и пропал. И в следующий раз мы встречаем его уже глубоким старцем, сросшимся с Чардревом. И опять же, Брану он начал являться ещё до того, как он упал с башни.

Надя: Да-да, ему суждено было. Мне кажется, вот это путешествие Трёхглазого Ворона, это как в буддизме, как Далай Лама. Как тот бессменный лидер духовного движения, так и Трёхглазый Ворон — вечный лидер… человечества? Ну, по крайней мере, королевства Вестерос. Поскольку человечество заблудилось во тьме, поскольку ночь темна и полна ужасов, Брану нужно было это всё пережить, дойти, получить эту силу и вернуться. А ходоки за ним как раз охотились, чтобы прервать это всё, но вот я не очень всё равно поняла, как так.

Аня: Правильно ли воспринимать Брана именно как Брана?

Надя: Нет, это уже не Бран.

Яна: По-моему внешность Брана путает не только зрителей, но и героев. Они же и внутри сериала постоянно к нему обращаются «Бран, Бран, пусть будет Бран»…

Надя: Так он же и Бран Сломленный в итоге, их король. Вообще, то, что они выбрали какого-то такого полудуха, в этом есть что-то от средневековых легенд, сказок. Желанный король, избранный народом, может быть что-то от короля Артура. Справедливый, верный… Но насколько это вообще соответствует духу сериала? Есть такое впечатление, что мы смотрели один сериал, а вот этот конец от другого сериала. Такого же, но другого. Словно из параллельного мира, как в Человеке-пауке.

Аня: Или как будто это фанфик. Который сделан очень старательно, но всё же.

© HBO
© HBO

Надежды на лучшее будущее

Аня: HBO анонсировали несколько спин-оффов. Но пока они не раскрыли всего, они сказали, что один из них будет посвящён древней Валирии, о том, как исчезло это мощное государство. Второй вроде как должен перенести нас в Дорн… И три (или два) остались в секрете. Хочется, конечно, верить, что нам расскажут историю либо Трёхглазого Ворона — от начала и до конца… Либо, что нам расскажут историю Короля Ночи.

Яна: Будем ждать каких-то новостей от HBO, от самого Мартина. Я надеюсь, что мы вернёмся ещё к «Игре престолов», когда выйдут книги или сериалы…

Надя: …и что-то объяснят. Мы хотим объяснений.

© HBO
© HBO