Звездопад слов (про "макатон")

Звездами звуки осыпаются с неба,
Ты смотришь на них как на что-то живое и незнакомое.
Я пытаюсь дать тебе звуки в руки, но ты не понимаешь меня.
Я ловлю их в ладонь, показываю тебе как звезда «выглядит».
Ты смотришь и смеёшься. Подносишь руку к моей руке, изображая звезду.
И мы снова вместе. Ты и я, говорим на одном языке.
Аксенова Д.Ф

Говорить на одном языке с ребёнком и понимать его – очень важно. Я до сих пор помню первые слова своего ребёнка и тот момент, когда на смену однословной речи пришла фраза. Это произошло в феврале 2016 года, когда я прошла тренинг базового уровня языковой программы «Макатон». Руки и пальцы родителя превратились в волшебные инструменты, создающие связную цепочку предложения и сопровождающие жест «звучащим словом». Пользоваться карточками удавалось и удается не всегда, а вот жесты всегда рядом. Как оказалось, ребёнку с аутизмом легче представить образ, таящийся за «его вербальным оформлением», если он прикреплён к жесту. К примеру, по первому жесту фразы «я хочу..» ребёнок сначала вспоминал вербальное начало просьбы, потом её середину, а потом конец . Спустя год усиленных трудов эта фраза стала более разнообразной и совершенно самостоятельной. Ребёнок использует слова «можно», «хочу», «дайте», а окончание фразы уже давно варьируется в зависимости от предпочтений ребёнка.

Параллельно жестам из словаря «макатон», мы подключили «дневник картинок макатон», в котором каждый вечер перед сном мама прорисовывает день ребёнка. Данила любит эту процедуру и начинает успокаиваться в кровати, как только мама открывает чистый лист. Интересно, что же там такого произошло за день? Сначала я спрашиваю, что ребёнок делал утром. Чаще всего он вспоминает последнее событие, т.е. «прогулку с собакой», и говорит: «Я ходил гулять с собакой Алисой. Здесь мы откатываем киноленту дня назад и вспоминаем «с самого начала». Помните, мультик про принцессу?

«Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, днём во втором часу потерялась принцесса в лесу….а может быть, всё было наоборот?»

Так и с Даней. А может быть, всё было наоборот? И сначала мы рисуем «школу», в которую мы начали ходить, потом «учителя», потом «маму», которая пришла за ребёнком, а потом прогулку до «автобуса» и т.д. Заканчивается наша история картинкой «спать». Даня видит спящего ребёнка на подушке, закрывает глаза и тоже укладывается спать.

Я очень жалею, когда мне не хватает времени, чтобы прорисовать день ребёнка, т.к. это отдельное удовольствие - понимать, что ребёнок в 7 лет начал усваивать структуру дня и может его описать с опорой на своеобразный конспект, состоящий из рисунков, слов и жестов.
Но не только дома «Макатон» стал моим пощником. Буквально за месяц до обучения базовому уровню «Макатон» я закончила обучение по специальности «учитель-логопед» и поступила работать в коррекционный детский садик. И здесь жесты открыли мне двери в мир особенных детей. Первый осознанный звук ребёнка, оформленный в жест, первое слово или игры в звукоподражания с использованием жестов – стали бесценными инструментами в моей работе. И продолжают ими быть.

В этом году я поступила в коррекционную школу «тьютором» на класс по «второму типу обучения», который состоит из детей с расстройством аутистического спектра. С помощью жестов получилось быстрее наладить контакт с детьми, тяжело переносящими адаптацию к школе, т.к., к примеру, реакция на жест «встань» происходила значительно быстрее, чем на отдельно звучащее слово «встань». Аналогичными жестами-помощниками стали: «туалет», «парта», «стол», «ручка», «книга», «лепить», «кушать», «идти», «подниматься по лестнице» и т.д. Т.е. все слова, которые обозначают новые понятия для ребёнка или переходные моменты, вошли в категорию безопасности и стали узнаваемыми на слух.

Это только часть истории о системе «Макатон» в моей жизни, в жизни моего ребёнка и в жизни тех детей, с которыми я начала работу по обучению навыку «речь». Я верю и знаю, что тот, кто желает «говорить с ребёнком на одном языке», даже звездные звуки способен воплотить в реальность.