Почему бакалавры - недоучки

273 full reads
419 story viewsUnique page visitors
273 read the story to the endThat's 65% of the total page views
3 minutes — average reading time

Что в этом плохого и как с этим бороться.

Я занимаюсь преподаванием больше четверти века (я доцент), плюс к этому я руковожу IT-проектами лет двадцать. Другими словами сижу на двух стульях: с одной стороны учу студентов, а с другой - пытаюсь их как-то использовать в реальных проектах. Хочу вам сказать, что мне не нравится нынешнее состояние дел с бакалаврами, потому что они - недоучки.

Почему бакалавр - всего лишь полуфабрикат

Потому что четырех лет недостаточно для большинства людей. Мозг просто физически не успевает воспринять нужный объем информации.

Развитие человека происходит скачками. Нельзя умнеть непрерывно. Каждый уровень развития достигается потом и кровью, умнеть лежа на диване с пивом и с телевизором ни у кого пока не получалось.

Каждый скачок происходит благодаря постоянной бомбардировке мозга новыми знаниями, тренировкой умений, постоянными размышлениями и стрессом. Да, именно стрессом.

Тут есть аналогия со спортом. Рано или поздно любой спортсмен доходит до так называемого плато, когда невозможно добавить нагрузку, организм перестает изменяться, останавливается. Сил на развитие нет.

При наличии плато нужно менять режим тренировки.  Организму нужен стресс.
При наличии плато нужно менять режим тренировки. Организму нужен стресс.
При наличии плато нужно менять режим тренировки. Организму нужен стресс.

В случае с мозгом все тоже самое. Мозг нужно тренировать. Постоянно. Но у мозга тоже есть плато, которое нужно как-то преодолевать. Но с преодолением такого плато все сложно. Мозг не мышцы, которые видны в зеркале, а внутри каждого человек сидит большая ленивая обезьяна, которая пытается минимизировать нагрузку и загнать человека обратно в зону комфорта. В результате плато, в котором застрял мозг преодолеть самостоятельно практически нереально.

Внутри каждого человек сидит большая ленивая обезьяна, которая пытается минимизировать нагрузку и загнать человека обратно в зону комфорта
Внутри каждого человек сидит большая ленивая обезьяна, которая пытается минимизировать нагрузку и загнать человека обратно в зону комфорта
Внутри каждого человек сидит большая ленивая обезьяна, которая пытается минимизировать нагрузку и загнать человека обратно в зону комфорта

Ну и что в этом страшного?

А все на самом деле страшно. Человек, окончивший 4 курса университета в 99% еще не научился думать. И самое страшное, не научится. Никогда. Для этого у него не будет условий.

На работе его завалят работой. Рутинной, нудной, ненавидимой работой. За копейки.

Человек заведет семью. У него появятся новые проблемы. Супружество, дети, быт, машина, дача, ипотека, кредиты, денег нет, хочется новую машину и на отдых под пальмы, кредит, денег нет - вся жизнь по кругу. Дежавю, день сурка и тараканьи бега всю жизнь до гробовой доски. А внутри ленивая обезьяна тянет на дно зоны комфорта, шепчет, попей пивка и развлекись, зачем тебе думать, лучше отдохни.

Это тупик

Ну и ладно, тупик, а в чем проблема? А вот в чем. Человек не дошедший до нужного уровня НЕ УМЕЕТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ на работе. Совсем.

Я постоянно с этим сталкиваюсь. Не созревший, не поумневший человек может решать только шаблонные, простые задачи, под копирку. Если появилось что-то новое - решить задачу невозможно в принципе.

Как это проявляется на практике?

Очень просто. Простенькие задачи в области IT-технологий решаются элементарно. Google, Stackoverflow и форумы в помощь. Никаких размышлений, сплошной CTRL+C и CTRL+V. Копипаста короче.

А если копировать нечего? А если нечего - то такой "специалист" не сможет работать. В результате бакалавры, с недоразвитыми мозгами ваяют простенькие сайтики, пишут простенькие программки, пользуясь чужими советами, чужими библиотеками, чужими фреймворками и инструментами, абсолютно ничего в них не понимая!

Ну возьмут умные, придумают завтра новый IDE, который за 30 секунд будет делать ту работу, на которую нынешние горе-бакалавры тратят неделю. Вот и все. Работы нет, 99 процентов выгонят, одного оставят. Остальным останется улицу мести и туалеты чистить. За гроши. Это если повезет.

Перспективы "развития"
Перспективы "развития"
Перспективы "развития"

Работать за гроши, тупеть и потихоньку спиваться или получать безусловный базовый доход, который правительству придется ввести, потому как некуда будет девать армию глупых разработчиков (да, да, это тот самый офисный планктон), которые никому не нужны и у которых нет никаких перспектив в будущем. С возрастом мозги меняются не в лучшую сторону, а переучиваться нужно еще уметь. Кроме того этого нужно захотеть переучиваться, а ленивая обезьяна внутри - не даст это сделать.

Как же быть?

Все придумано до нас и все это неспроста.

Нужно загнать ленивую обезьяну внутри себя на турник, а потом заставить отжиматься от пола. Нужно пойти учиться дальше. Для продолжения учебы придумана магистратура.

В чем отличия?

Упор на науку, на сложные задачи, на руководство, лидерство и на САМОРАЗВИТИЕ. Научиться можно только самому. Новую ступеньку в своем развитии преодолеть может только сам человек, помочь никто не сможет. Магистратура подсказывает, дает пинок, чтобы не ленился, показывает где эта ступенька находится и как проще на нее шагнуть. Вот шагать нужно самому.

Результат обучения - магистерская диссертация, которая раз в 10 сложнее, чем бакалаврская работа. И написать ее можно лишь тогда, когда станет понятно, что писать. Понимание приходит только после преодоления ступеньки в развитии. Не раньше.

Нам не все равно, мы не раздаем дипломы просто так. Наоборот, мы пытаемся из студентов все соки выжимать. Именно поэтому - мы одни из лучших, а наших выпускников очень ценят.

Почему бакалавры - недоучки

Если хотите совершенствоваться - приходите к нам, мы поможем. Потому что мы знаем как.