ПРИДЕТ ЛИ ВРЕМЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИНОВНИКАМИ ЗАВЕДОМО «НЕВЫГОДНЫХ» ГОСКОНТРАКТОВ?

Алин Бельковский-младший, профессор, Москва

Вспомним административную реформу 2004 года, когда прошло мощное сокращение федеральных чиновников, а все их многочисленные замы, эксперты, помощники и секретари «остались за бортом» бюрократической «кухни распределения бюджетных денег» на содержание чиновничьего аппарата…

Причем, как сами чиновники, так и СМИ, отмечали, что по факту Правительство более года не работало, то есть не влияло ни на развитие, ни на текущее состояние экономики страны…

И это привело к крайне благоприятным для страны последствиям, ибо именно в этот год (не верующие посмотрите официальную статистику) в России были самые высокие темпы прироста ВВП (?!)…

Изумительно, но этот пример показал, что без вмешательства чиновников в экономику ВВП в то время рос гораздо быстрее, чем сейчас, когда чиновничий корпус вновь неслыханно разросся и проявляет чрезмерную активность в разработке и в реализации всё новых и новых законов, регламентирующих экономическую деятельность не только государственных корпораций и крупных частных компаний, но и методы ведения дел предпринимателями и самозанятыми гражданами, вплоть до правил сбора валежника отдельными гражданами в далеком Мухосранске…

Нынешнее экономическое положение граждан России хуже некуда…

Это признают и высокопоставленные чиновники страны. Так премьер-министр Правительства РФ, выступая 17 апреля 2019 года перед депутатами Госдумы России, констатировал о наличии в стране миллионов бедных сограждан:

«Некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 миллионов человек, которые бедны. Это означает, что 19 млн чел живут так, как жить не должны».

Отсюда следует, что надо что-то делать, чтобы исправить положение и отвести от неуклонного скатывания в экономическую пропасть страну с нищающим, вымирающим народом…

Многие эксперты предполагают, что начать надо:

1. С реформирования непомерно раздувшегося штата чиновников, - от структуры Правительства до самых низовых структур на местах. Пример, как это можно сделать, перед глазами – административная реформа 2004 года.

2. С изменения подходов в формировании деятельности госслужащих всех рангов с целью исключения условий, препятствующих честному ведению экономической деятельности в крупном, среднем и мелком бизнесе.

Здесь вопросов/проблем, как говорится, «вагон и маленькая тележка» …

Но для начала надо, в архисрочном порядке, решиться на коренное изменение получения и выполнения государственных контрактов, являющихся в настоящее время рассадником коррупционных схем и жульничества нечистых на руку чиновников и практикующихся на исполнении госконтрактов дельцов…

Во-первых, необходимо устранить «госконтрактовский пародокс узаконенного воровства».

Как известно, во всем мире, будь то Европа или Америка, госконтракт является желанной мечтой для любой корпорации, любого бизнесмена из-за обязательного/гарантированного финансирования получившего контракт. Поэтому бизнес отчаянно борется с конкурентами за. победу на его получение.

В России картина с госконтрактами иная: практически в любом госконтракте прописываются разорительные условия, добросовестное выполнение которых не то, что не принесет исполнителю контракта прибыль, но даже его разорит. И тем не менее, на такие контракты в России всегда «море желающих». И всё дело в том, что компании или отдельные бизнесмены борются за госконтракты, как за возможность украсть.

Примечание. Вспомним историю развития взаимоотношений в российских госконтрактах связки «заказчик-подрядчик». Когда «невыгодные контракты» перестали находить своих клиентов, то государство из лучших побуждений ввело систему, при которой цена объекта могла дорожать, то есть «за сколько построишь, столько тебе и заплатим». Моментально на этом вырос специфический бизнес: стало повседневной практикой, что чиновник, формируя заведомо невыгодный контракт, практически закладывал в него средства для банального воровства себе и подрядчику. Чиновники писали условия контракта так, чтобы брать его было невыгодно – так отсекались «не свои». «Свои» все понимали и контракт брали. Дальше бизнесмен выкатывал цену работ в 5-10 раз выше себестоимости, чиновник на законных основаниях все это подмахивал, маржу делили, причем такая система откатов действует по сегодняшний день.

Итоги: в результате выполнения таких «госконтрактов» резко оскудели инвестиционные государственные ресурсы и инвестиционные деньги госкомпаний, «распечатаны» суверенные фонды - государственная заначка, которая хранится в валюте за пределами страны. Многие российские эксперты убеждены, что сохранение нынешней системы госконтрактов полностью обескровит российскую экономику, которая и до этого, в сопоставлении с экономикой индустриального Запада и Китая, находится в зародышевом состоянии.

Время настоятельно диктует необходимость глобальной перестройки коррупционных подходов чиновников всех рангов в формировании принципов российской экономики с целью исключения условий, препятствующих честному ведению экономической деятельности в крупном, среднем и мелком бизнесе.