Неизвестный портрет адмирала Ушакова

Ну, вернее, теперь его правильнее назвать "малоизвестным". Если лет двадцать назад о нём знали единицы, то в последние годы его упоминают всё чаще. Хотя качественных репродукций и полной информации о нём так и не появилось.

Сначала обязательно надо сказать о самом известном (и долгое время единственном) портрете адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817). Мало кто обращает внимание, что написан он был почти через сто лет после смерти знаменитого флотоводца, и мало кто задумывается, что он может не иметь вообще никакого портретного сходства с оригиналом.

Парадный портрет был написан в 1912 году Петром Бажановым и нам неизвестно, существовало ли какое-то прижизненное изображение, на которое мог опираться художник.
Парадный портрет был написан в 1912 году Петром Бажановым и нам неизвестно, существовало ли какое-то прижизненное изображение, на которое мог опираться художник.

Но прижизненных изображений, скорее всего, не сохранилось, и лучшее, что у нас есть - это скульптурная реконструкция Герасимова (1944 г.) Во время Великой Отечественной войны возник запрос на образцы русского патриотизма самых разных временных эпох, поэтому дошло дело и до останков адмирала. Их эксгумировали и знаменитый Герасимов попробовал на них свой знаменитый метод - по черепу попытался восстановить реальную внешность героя.

Может, так он и выглядел. А может, и нет. Когда Герасимов воссоздавал внешность криминальных трупов, сходство с их прижизненными фотографиями не всегда бывало достаточно очевидно.
Может, так он и выглядел. А может, и нет. Когда Герасимов воссоздавал внешность криминальных трупов, сходство с их прижизненными фотографиями не всегда бывало достаточно очевидно.

И тут ба-бах! - прям сенсация. Почти сразу после того, как Герасимов поработал с адмиральским черепом, нашлось какое-то изображение Ушакова, похожее и на бажановское, и на герасимовское. Об этом знает уже совсем мало людей. Рассказывают, что до 1947 г. портрет украшал сельскую избу, в которую попал из разоренной барской усадьбы, а сейчас висит в скромном уездном музее, и якобы специалисты якобы говорят, что по времени написания его вполне можно отнести к нач.XIX в. Вроде бы нуждался в срочной реставрации, но всем было плевать (не знаю, как сейчас). Хотя, возможно, это и справедливо: лично мне кажется, что это какой-то любитель срисовывал герасимовский бюст. Судите сами - он точно скопировал драпировку на правом плече, расположение крестов на шее но, увы, не знал правильного цвета ни для них, ни для орденской ленты - бюст ведь не цветной.

На самом деле орденская лента Александра Невского, на которую имел право Ушаков, была красного цвета. Голубой - это лента ордена Андрея Первозванного. Шейные кресты тоже должны быть разноцветными - здесь Бажанов был точен. А про ворот мы ещё поговорим.
На самом деле орденская лента Александра Невского, на которую имел право Ушаков, была красного цвета. Голубой - это лента ордена Андрея Первозванного. Шейные кресты тоже должны быть разноцветными - здесь Бажанов был точен. А про ворот мы ещё поговорим.

И теперь мы дошли до того самого ушаковского портрета, который претендует на то, чтобы называться его прижизненным изображением. Он был найден относительно недавно в маленьком монастырьке Богородицы Высокой на о.Корфу (Греция) близ деревушки Магуладес. Монастырю несколько веков, когда-то он знал лучшие времена и пользовался большим почётом на острове, но сейчас, в общем-то, прозябает. Живёт там один единственный монах, который и обнаружил в полузаброшенной обители картину среди прочей рухляди. Как видно из названия, монастырь находится на высокой географической точке, откуда открывается прекрасный вид на море.

Фото сделано с монастырской стены. Мы смотрим в сторону Италии. Во времена Ушакова закрывающих вид деревьев не было, военным наблюдателям требовалась максимально открытая панорама.
Фото сделано с монастырской стены. Мы смотрим в сторону Италии. Во времена Ушакова закрывающих вид деревьев не было, военным наблюдателям требовалась максимально открытая панорама.

Вид настолько прекрасный не только в живописном, но и военно-оперативном отношении, что при занятии Корфу в 1799 г. Ушаковым было отдано распоряжение оборудовать там один из наблюдательных пунктов, с целью чего на монастырской территории был размещён крохотный гарнизон. Солдаты морской пехоты по очереди наблюдали за горизонтом и, в согласии со старинной русской захватнической традицией, помогали монахам по хозяйству и обустраивали монастырь. Выстроенное ими двухэтажное крыло монастырского комплекса и подземная цистерна для хранения питьевой воды служат уже третье столетие. Нынешние солнечные часы в монастыре являются копией тех, которыми пользовались наблюдатели. В архивах монастыря сохранилось несколько документов того времени и весьма вероятно, что часть из них за подписью Ушакова - я их пока не видел, поскольку и не пытался, а настоятель дорожит ими и не спешит их показывать каждому знакомому. По его предположению, портрет был написан тогда же и подарен монастырю, так сказать, на память. С чего бы? Таких наблюдательных пунктов по острову было оборудовано несколько. Ушаков что же, всюду рассылал свои портреты? Сомнительно.
Насколько он схож с той же герасимовской реконструкцией, судите сами.

Найти ракурс для съёмки, чтобы избежать бликов, там невозможно - картина расположена крайне неудачно. Поэтому придумали историю, что адмирал не хочет фотографироваться.
Найти ракурс для съёмки, чтобы избежать бликов, там невозможно - картина расположена крайне неудачно. Поэтому придумали историю, что адмирал не хочет фотографироваться.

Но знаете, что лично меня в нём поразило? Отложной ворот павловского мундира! Именно такой должен был быть у адмирала в то время. Стоячие воротники на портретах выше - это уже следующая, александровская эпоха. Откуда было знать об этом художнику, если он писал портрет не с натуры, а спустя многие годы?

Хранится портрет в архондарике монастыря и, судя по окружающим его условиям (дикая влажность воздуха и открытость помещения для внешних погодных воздействий) время его хранения особо не затянется. С него и так краска сыпется, а его держат в таких скверных условиях на радость русским паломникам. На его сохранность всем, похоже, плевать.

Да, была ещё медаль, на которой уж точно прижизненное изображение адмирала! Ему её поднесли жители второго по важности после Корфу острова Ионического моря - Кефалонии.

На оборотной стороне медали эскадра Ушакова окружила остров Видо, после взятия которого главная крепость (на заднем плане) просто сдалась ввиду бессмысленности дальнейшей борьбы. Штурма крепости, как в фильме "Корабли штурмуют бастионы", на самом деле не было.
На оборотной стороне медали эскадра Ушакова окружила остров Видо, после взятия которого главная крепость (на заднем плане) просто сдалась ввиду бессмысленности дальнейшей борьбы. Штурма крепости, как в фильме "Корабли штурмуют бастионы", на самом деле не было.

Понятно, что медальер пытался добиться максимального сходства, но насколько изображение близко к последнему портрету, судить не берусь.