Тайна Веласкеса, которую он зашифровал в картине

Великий испанский художник Диего Веласкес родился в 1590 году, в жестокое время, когда инквизиция и король Филипп IV истребляли любых несогласных. Это время чудовищных пыток и казней. Именно тогда сожгли на костре Джордано Бруно, власть преследовала и убивала передовые умы человечества. В то время одно лишнее слово могло стать поводом для казни, поэтому люди могли говорить только намеками и тайными посланиями. Именно так поступил гений своей эпохи, Диего Веласкес, зашифровав свою трагичную историю на картине, которая лишь на первый взгляд кажется безобидной.

"Менины", Диего Веласкес
"Менины", Диего Веласкес

Что же на картине

На картине "Менины" Веласкеса мы видим как художник пишет картину. Рядом небольшая компания из фрейлин, а на заднем плане, в отражении зеркала смутно очерчивается пара знатных господ, которые позируют для художника.

Первое, что ты ощущаешь, подойдя к картине, это эффект погружения. Размеры и композиция подчиняют, заставляя ощутить себя в мастерской художника, рядом с изображенными людьми. Все смотрят на тебя и приглашают послушать историю.

Персонажи

Художник, изображенный слева, у холста, это сам Веласкес. Его лицо выражает усталость и сосредоточенность. Если современник Веласкеса, Рубенс изображал себя вельможой в великолепных одеяниях, видного и знатного человека, то Веласкес видел себя прежде всего как художника.

Несмотря на то, что картина - аллегория его жизни, фигура самого Веласкеса не занимает здесь центрального положения. Он лишь художник, скромно ютящийся в тени.

Низкорослая женщина справа - это Мария Борбола, немка, воспитательница принцессы Маргариты. Это была уважаемая фрейлина, к которой художник питал глубочайшее почтение. Она была мудра и воспитывала человека, которого Веласкес безмерно любил.

Принцесса Маргарита

Центральный персонаж картины, бледная девочка, освященная яркими лучами солнца. Из-за близкородственных связей, принятых в Европе, она имела слабое здоровье. Но, несмотря на частые болезни, она была ангельски красивой и доброй.

Веласкес писал ее портреты с большой радостью. Она с удовольствием позировала. Между ними возникла глубокая связь, какая бывает у родственных душ.

Оба, и Веласкес и принцесса, стали жертвами прихотей испанского короля Филиппа IV. Маргариту король использовал как орудие в политических игрищах, стараясь выдать дочь за самую выгодную партию. В итоге, он выдал ее замуж за императора Священной Римской Империи Леопольда I, старого и непривлекательного человека.

А на Веласкеса у Филиппа IV были другие планы.

Филипп IV
Филипп IV

Отношения Веласкеса с испанским королем

Король прекрасно понимал, что Веласкес - гений. Знал, что спустя столетия его будут почитать как великого художника. Потому Филиппа IV мучила ревность.

Он всячески препятствовал выездам художника за границу. В те редкие случаи, когда Веласкесу это удавалось, король намекал, что держит его семью в заложниках. И не дай бог совершить глупость: полетят головы.

Когда Веласкес был при дворе короля, Филипп IV заставлял его следовать за собой в его любовных похождениях, держать фонарик во время его ночных свиданий и наблюдать за всем происходящим в покоях монарха.

За картины платил унизительно мало. Веласкесу приходилось ездить по всей стране, выпрашивая жетоны, чтобы освободить семью от солевого налога.

"Конный портрет Филиппа IV", Веласкес
"Конный портрет Филиппа IV", Веласкес

Триумф гения перед властью

Если приглядеться к картине, на заднем плане можно увидеть зеркало, на котором едва видны силуэты. Это Филипп IV и его супруга.

По представлениям того времени, королевская чета всегда должна быть на первом плане, выглядеть торжественно и монументально. Здесь же в центре картины люди, которых он любил и которыми восхищался: любимая принцесса, мудрая воспитательница, изящные фрейлины.

А те, кто не давал ему жить, будь они хоть королями, оказались лишь жалкими отражениями на дальнем углу.