Скрипичный учебник 18 века.

Ф.Джеминиани. Гравюра ирладнского художника Джеймса Макарделла
Ф.Джеминиани. Гравюра ирладнского художника Джеймса Макарделла

В продолжении итальянской скрипичной темы хочу поделиться несколькими мыслями из трактата Франческо Джеминиани (1687-1762) "Искусство игры на скрипке".

1.Наверное вы заметили,что в барочном оркестре в основном скрипачи держат скрипку справа от подгрифника, и это считается правильным для барочных скрипачей. Но есть записи, где музыканты играют без мостика, но с подбородником на стандартном месте слева. Джеминиани указывает на держание скрипки слева от подгрифника, в отличие от более ранней традиции.

По моему мнению учиться надо "по-правильному" без подбородника и моста, а потом выбирать для себя способ, т.к. как бы кто ни держал - главное стиль и музыка.

2. По поводу вибрации в 18 веке. Джеминиани пишет, что вибрация - это украшение, а все украшения дожны играться в соответствии с аффектом в конкретном месте в произведении. Вибрация может изображать величественность, достоинство, если приблизить смычок к подставке и раздуть ноту. Если исполнить вибрато короче можно показать любовь, благоговение. На коротких нотах, вибрация делает просто приятное звучание.

3.Как держать смычок. Сейчас барочники держат по-разному - кто-то у колодки, кто-то выше. Джеминиани пишет, что пальцы держат на расстоянии 10 сантиметров от колодки.

Спасибо за интерес к старинной музыке!