Каков УАЗ Профи в повседневной эксплуатации?

В своем нарративе про красивейший Ford F-250 я упомянул, что имею во владении УАЗ Профи. Машина вовсе не эксклюзивная и не "ах", но вызывает у многих людей активный интерес. Пишут вопросы в интернете, подходят на улицах. Давайте расскажу о нем в Дзэне.

Машина приобретена в марте 2019 года и на данный момент на одометре 10 с небольшим тысяч километров. Есть чем поделиться о первых месяцах эксплуатации.

Зачем он мне?

Для развоза товаров двух моих внедорожных интернет-магазинов Uazzz.ru и 4offroad.ru (силовое оборудование, лебедки, шины с дисками и т.п.). Но этот Профи - универсальный солдат.
Используется и просто как разъездной автомобиль, а также периодически катает разный скарб в загородный дом.
Перегрузов нет, возимые веса в среднем не превышают 300-400 кг., и с подобной нагрузкой УАЗ справляется прекрасно.

Я, правда, держал в уме, что модель Профи позиционировалась как конкурент Газели с возможностью перевозки до полутора тонн. Реальность этой возможности необходимо было, конечно, проверить, для чего в кузов было “заброшено” два паллета с рессорами РИФ весом по 750 кг. каждый.

Удалось выяснить следующее: Профи под такой нагрузкой сохраняет способность вполне адекватно передвигаться и тормозить, но “корма” проседает довольно сильно, рессоры распрямляются, задний мост начинает “встречаться” с отбойниками на каждой кочке.

Уаз Профи без груза
Уаз Профи без груза
Уаз Профи с 1,5 тоннами "в борту"
Уаз Профи с 1,5 тоннами "в борту"

Все же складывается ощущение, что данный автомобиль не предназначен для постоянной перевозки подобных тяжестей. Его стихия - транспортировка грузов весом примерно до тонны. Да, иной раз можно и поболее, не развалится, но если заниматься этим часто, в помощь рессорам надо ставить пневмоподушки - и мы их обязательно поставим!

Что я с ним сделал?

В смысле - какие изменения вносились в машину? Никаких особо серьезных работ не проводилось, но некоторые новости все же имеются. Начать можно с того, что сделано как раз не мной - при прохождении “нулевого” ТО техцентр Торгмаш по гарантии заменил задний кардан. Дело в том, что уже при пробеге около 1000 км. при трогании с места внизу из района заднего моста начало раздаваться характерное “крестовинное” позвякивание. Вал заменили, но небольшое лязганье осталось, только теперь есть ощущение, что доносится оно откуда-то из района раздаточной коробки. То ли этот “бздыньк” уже присутствовал, но прятался за предыдущим, то ли он новый.

На этот раз мы с приятелем решили собственноручно проинспектировать различные трансмиссионные сочленения, и, что любопытно, никаких проблем не выявили. Пока решено с оным смириться, всем известно, что хороший стук (в моем случае - бздыньк) себя всегда найдет.
Вот резину поменяли уже . Без преувеличения отвратительные китайские (в более ранних версиях Профи достойные того же эпитета российские) шины, в которые грузовой УАЗ обувают на конвейере - очень серьезная претензия к заводу. Понятно, что есть вопросы экономии, удешевления продукции для конечного потребителя, но зачем же оснащать машину комплектующими, не пригодными к эксплуатации? Из-за кривизны покрышек колеса плохо балансировались, резина крайне жесткая, плохо “держит” машину на любом типе дорожного покрытия. В общем - ужас.
Взамен поставил Maxxis Bravo 770 HT в слегка увеличенном размере 235\75 R16. Резина не грузовая, протектор городской с совсем легким внедорожным уклоном.

Выбор объясняется тем, что сильно перегружать автомобиль нужды нет и в трофи-рейды на нем ездить никто не собирается, при этом особо переплачивать за более “модные” шины не хотелось. Кстати, при замене колес сформировалась еще одна претензия заводу - ни на что не годный домкрат, поставляемый с машиной.
Во-первых, в шиномонтажном комплекте идет длинный вороток, который подразумевает работу с ключом на 22, хотя “балонник”, которым абсолютно логично бы и оперировать с воротком, идет на 19.
Но это не основная проблема, “трещетка” и головка на 22 имеется. Самое плохое, что после буквально пары "крутков" ухо штатного домкрата деформировалось и пользоваться всей конструкцией стало невозможно.

В общем, если кто-то из владельцев УАЗ Профи думает, что у него есть штатное подъемное устройство, то в реальности его как бы и нет.

Возвращаюсь к изменениям, внесенным мной во внешний облик и техническую часть автомобиля.
Был куплен и установлен обтекатель на кабину. Общеизвестным является факт, что на грузовиках этот аксессуар крайне полезен - уменьшается сопротивление воздушным массам, вследствие чего улучшается “накат” и экономится топливо.

Но именно в случае с Профи, откровенно говоря, каких-то невероятных изменений в поведении машины не замечено. Видимо, в тентованной версии грузовой отсек не столь критично возвышается над кабиной, набегающие потоки воздуха по большей части удачно разбрасываются капотом и лобовым стеклом.

Ладно, эта штука уж точно не наносит вреда, а наверняка-таки и улучшила немного аэродинамику. Просто если у кого-то во владении собирается появиться или только появился аналогичный УАЗ, знайте - горячей необходимости в “колпаке” нет.

А вот в чем необходимость точно есть, так это в установке ХАБов (конечно, если ваша машина полноприводная). Факт их полезности также является общеизвестным, но те, кто ездит на УАЗах без муфт отключения полуосей, все же не представляют, насколько поведение машины меняется при их появлении! Ну почти легковушка, честное слово! Улучшается разгон, маневренность, плавность движения, значительно снижается шум в салоне и общая вибронагруженность. Прибавьте сюда еще и экономию топлива литр-полтора на сотню. Сколько выгоды в парочке недорогих муфт!

Я пошел по относительно дорогому пути - установил автоматические ХАБы РИФ. Они соединили в себе как возможность движения по грязи с принудительным соединением колес и полуосей в режиме Lock, так и опцию езды “а ля кроссовер” с автоматическим подключением переднего моста при переводе раздаточной коробки в 4х4 (режим Auto). При городской эксплуатации это очень удобно - не надо каждый раз выходить из машины, когда понадобилось задействовать полный привод.

Но даже если трата более 15 тысяч рублей на ХАБы кому-то кажется излишней, поставьте механические. На рынке присутствуют достойные предложения по цене раза в три дешевле “автоматов”. Ставьте, эффект вас порадует!

Что в итоге?

Промежуточном, конечно, ведь история Профи еще только началась.
Впечатления после десяти тысяч пробега, как это частенько бывает с новостями, имеются и хорошие, и не очень. Кому как, а мне нравится начинать с хороших.
Заключаются они в том, что ульяновский автозавод (да и весь наш автопром вообще), значительно продвинулся по пути создания автомобилей, к которым можно применить слово “нормальный”. Да, до эпитетов вроде “отличный” еще далеко, но на этой машине действительно можно адекватно передвигаться. Салон достаточно комфортен, есть необходимый минимум опций вроде гидроусилителя, кондиционера, стеклоподъемников, магнитолы.

Двигатель позволяет не чувствовать себя лишним в потоке, машина обладает очень приличной для подобного класса маневренностью. Главное, что Профи, судя по всему, не собирается быстро развалиться по технике или кузову. Те, кто покупал новые изделия российской автопромышленности лет 15-20 назад, помнят, что машины выходили с завода в изначально ржавом кузове и на неисправных комплектующих. А буквально через год-другой на “ласточку” без слез смотреть было совсем сложно.
Эти времена, к всеобщей радости, позади. За первые месяцы эксплуатации Уазик не покрылся ржавыми пятнами и, в целом, не доставлял больших проблем.
Однако, отсутствие больших проблем не означает, что их нет совсем, в связи с чем мы переходим к разделу не очень хороших впечатлений. Самое скверное - неизвестного происхождения биение руля при торможении, которое появилось примерно на пробеге 2000 км. Соответствующая рекламация была заявлена гарантийщикам Торгмаша, те промеряли параметры колесных и тормозных дисков, после чего развели руками — отклонений нет.
Будем пробовать разобраться в проблеме самостоятельно. Кстати, тряска уменьшилась после установки ХАБов, что наводит на мысли о проблеме в ступичных и поворотных узлах. Слово “тряска” употребимо не только в связи с торможением, но и вообще со всей ездой. Хотя спереди у Профи пружины, а сзади двухлистовые рессоры нового типа, машина жесткая, прыгучая, и это еще один достаточно существенный минус. По идее-то технологии применены правильные. Рессора подобной конструкции должна придавать машине плавность хода при эксплуатации без груза, когда автомобиль “опирается” по большей части на верхний, более мягкий лист. А когда в кузове располагается что-то увесистое, тогда в работу включается нижний, толстый и упругий. Но, опять же, за счет нагруженности плавность передвижения должна сохраняться.

Это в теории, а на практике, как говорится, что-то пошло не так. Что груженый, что пустой УАЗ Профи - это машина, не балующая седоков мягким прохождением неровностей.
В будущем поэкспериментирую как минимум с пружинами и амортизаторами, характеристики которых отличаются от штатных.

Следует также посетовать на низкое качество мелкой оснастки. Дверные концевики, отвечающие за автоматическое включение\выключение света в салоне, приказали долго жить через несколько недель после начала эксплуатации.
Изначально требующие особой сноровки при обращении внешние ручки дверей функционируют день ото дня хуже, усилие для открытия надо прикладывать все большее, и звуки раздаются все более раздражающие. Конечно, додельные пользователи уже разведали, где и какие именно нужно купить запчасти, чтобы исправить эти проблемы, вся информация в интернете уже есть. Но как же обидно - прогресс налицо, а множество мелочей, таких важных и таких очевидных, по-прежнему напоминают, что перед нами продукция совсем не мирового уровня. Что ж, по всей видимости, если УАЗ не будет после приобретения требовать доработок, то это будет уже не УАЗ. Поэтому исправлять, дополнять, переделывать, ну и рассказывать об этом в Дзэне, конечно.