Найти в Дзене
Cogito ergo Sum

Эпоха предателей. Девяностые

Для России XX век завершался невиданным экономическим кризисом, политическим хаосом и катастрофическим снижением уровня жизни населения. Развал страны и внутренние проблемы сопровождались падением международного влияния страны. Если в перестроечном СССР за сдачу международных позиций ведали Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе (https://zen.me/Th9Tn), то после них эстафета была подхвачена Борисом Ельциным и Андреем Козыревым.

Борис Ельцин и Андрей Козырев
Борис Ельцин и Андрей Козырев

Борис Ельцин, не имея не это соответствующего мандата от населения, со стороны РСФСР в декабре 1991 года подписал предательское по своей сути соглашение о создании "Содружества независимых государств". Таким образом, он стал президентом одной из республик бывшего СССР, ставшей теперь независимым государством.

Внешняя политика новой России началась с "благословления Америки":

Эту позорную речь Ельцина на капитолийском холме российское телевидение того времени назвало "триумфальным выступлением в конгрессе". По всей видимости в России искренне верили в то, что США стали дружественной страной. Ведь голодной России даже оказывали гуманитарную помощь (операция "Provide Hope"), которую многие сторонники либеральных ценностей вспоминают с благоговением. В 1992 году в стране не было ни понимания того, как восстановить экономику в новых условиях, ни вменяемой внешней политики. Сотрудничество с Западом виделось, как панацея от тотального дефицита и угрозы голода, а также как способ перенятия опыта построения капиталистических отношений.

В числе первых шагов Ельцина к становлению рыночной экономики была приватизация государственного имущества. То, как быстро и некомпетентно были проведены соответствующие мероприятия, лишний раз говорит о том, что не обошлось без участия заинтересованных лиц из-за рубежа. В результате в числе собственников многих российских предприятий, в том числе стратегического и оборонного значения, оказались иностранцы. Также, было бездарно спущено многочисленное имущество бывшего СССР за рубежом. Со стороны первого президента России делалось все, чтобы угодить американским покровителям.

Запад впервые показал Ельцину, что он не сильно заинтересован в реальном восстановлении России, в 1994 году, когда началась первая Чеченская война. Хотя поначалу с его стороны не было открытого противодействия вводу российских войск в Чечню, но была материальная и финансовая поддержка боевиков. На Западе, с молчаливого согласия правителей (а может и с их благословления), создавались различные фонды для их финансирования. Также, широко известно, что среди боевиков, воевавших против правительственных войск, были представители суннитских стран Ближнего Востока (американских союзников) и наемники из других недружественных России государств.

Но Ельцин еще продолжал верить в то, что США и весь коллективный Запад примут Россию как равного партнера в свое сообщество.

К выборам 1996 года Ельцин пришел непопулярным политиком. Но благодаря не очень чистой предвыборной кампании сумел победить основного конкурента - коммуниста Геннадия Зюганова - во втором туре.

Рейтинг президента Ельцина все время снижался. К своему второму сроку это был уже хронический алкоголик - пьяные выходки во время зарубежных поездок стали едва ли не нормой. О престиже страны за рубежом давно было забыто. Во время второго срока им также было сделано немало во вред своей стране. Но свою программу-максимум по разрушению России он выполнил еще в первой половине девяностых.

Одной из самых больших ошибок Ельцина во внешней политике было то, что в течение целых пяти лет на посту министра внутренних дел находился такой человек, как Андрей Козырев. В отличие от Шеварднадзе Козырев, назначенный на должность в 1990 году (то есть еще при РСФСР), был профессиональным дипломатом: закончил МГИМО, работал в МИДе СССР с 1974 года, кандидат исторических наук. Тем не менее, это был человек, для которого интересы своей страны, были далеко не на первом месте.

"Вы знаете… что одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах. И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен." - так Козырев ответил экс-президенту США Ричарду Никсону, на его вопрос о национальных интересах новой России.

Козырев фактически сдал западные рубежи обороны страны. При выходе из состава СССР прибалтийских республик можно было получить особые условия пользования стратегически важными военными объектами построенными на территории этих независимых стран (РЛС, база подводных лодок). Но не было сделано никаких попыток в этом направлении.

С попустительства этого министра НАТО стал расползаться на восток. То, что этот альянс создан против Советского Союза, очевидно. Но его декларативные цели позволили ему надолго пережить СССР, а также успешно расшириться вплоть до границ современной России. Позиция Козырева в отношении этой откровенно враждебной к нашей стране организации полностью описывается этой его цитатой: "За все годы существования НАТО, НАТО никогда ничего плохого России не сделало. И когда мы проводили миролюбивый курс и пытались ввести демократию внутри России, у нас были прекрасные отношения со странами НАТО. НАТО нам во всем помогало"

Именно в период его пребывания в кресле главы МИДа Япония едва не получила в свой состав Курильские острова. Если бы Ельцину с Козыревым это удалось, то возможно они стали бы национальными героями страны восходящего солнца, а другие страны с территориальными претензиями к России увидели бы прецедент, что привело бы к эскалации конфликтов на многих участках российской границы. Очевидно, реализоваться этому сценарию помешали российские спецслужбы.

Андрей Козырев получил прозвище "Мистер "Да"". В отличие от жесткого главы советского МИДа Андрея Громыко, имевшего соответствующее прозвище "Мистер "Нет"", Козырев был мягкотелым и неспособным (или незаинтересованным) оспаривать какие-либо решения других держав в отношении России. К слову, за время его нахождения на посту министра иностранных дел Россией ни разу не было использовано право вето в совете безопасности ООН.

Позиция Козырева вполне ясна: любой ценой интегрировать Россию в западный мир, хоть безоружной, зависимой от метрополии колонией. Даже вполне себе прозападный Горбачев, будучи уже частным лицом, в начале девяностых назвал Козыревское министерство "Филиалом государственного департамента США в России".

В одной небольшой статье невозможно описать масштабы предательства интересов Родины, имевшего место в то время. Здесь приведены только наиболее вопиющие моменты. За те несколько лет, которые на внешнеполитическом поприще орудовал тандем "Ельцин - Козырев" страна потеряла многое: доходы (как прямые, так и упущенные), территории, международные позиции и престиж. С тех пор прошло более двадцати лет, последствия же той предательской политики аукаются до сих пор.