ЯХТА «ЗВЕЗДОЧКА 10-Ю»

Вы когда-нибудь видели, как ходят на яхтах! Нет чудеснее зрелища! Но не каждый может построить такую. Зато любому школьнику по силам сделать модель яхты «Звездочка 10-Ю».

Если он сделает ее хорошо и справится с запуском во время соревнований, то сможет получитью.   юношеский спортивный разряд.

Модель яхты «Звездочка» изготавливают так. Сначала из трехслойной фанеры выпиливают две полоски длиной 500 мм для внутреннего киля 3 и наружного киля 2. Перед сборкой киля в каждой полоске для внутреннего киля срезают по одному слою шпона. В получившийся колодец укладывают наружный киль.

стрингеры.

Из той же фанеры выпиливают шпангоуты и транец 31 и 4. В транце и в каждом шпангоуте делают во всех четырех углах выемки для свингеров, а в середине нижней части — выемку для установки шпангоутов и транца на киль. Шпангоуты и транец плотно крепятся на киль строго в диаметральной плоскости. Верхние кромки должны быть параллельны, а нижние — совпадать с нижней кромкой внутреннего киля 3.

В угловые выемки шпангоутов и транца укладывают и крепят нитками стрингеры 32 и 33. В носу рейки стрингеров срезаются на ус и прижимаются к штевню булавками. Между каждым стрингером и форштевнем вводится на клею кусочен рейки (сухарик) в виде клина. Получившуюся конструкцию судостроители называют набором корпуса.

Готовый набор корпуса обшивают канцелярским картоном. Кромка днищевой обшивки должна совпасть с диаметральной плоскостью модели. Излишки при подгонке картона отрезаются. После установки днищевой полоски картона на клей отрезают и излишки со стороны бортов. Так же вначале подготавливают, а затем приклеивают вторую днищевую полоску картона.

Днищевую обшивку приклеивают к килю, шпангоутам и стрингерам. Кромки обшивки со стороны бортов зачищают напильником заподлицо с днищевыми и палубными стрингерами. После этого приклеивают обшивку бортов. После высыхания клея отрезают излишки бортовой обшивки со стороны днища и со стороны палубы и зачищают днище и палубу напильником и стеклянной наждачной бумагой. Затем корпус тщательно покрывают изнутри масляной нитрокраской. Через 48 часов приклеивают палубу, вырезанную из того же картона.

На наружный киль укрепляется балласт в виде металлических полосок длиной 185 мм, шириной 25 мм, толщиной 3—4 мм, общим весом 200 г.

В соответствии с чертежом в носовой части палубы в транце и палубных стрингерах со стороны бортов крепят обушки 30, сделанные из булавок. Через палубу в третий шпангоут втыкают погон 5, сделанный из толстой канцелярской скрепки. Концы его загибают под прямыми углами и заостряют кусачками.

Готовый корпус окрашивают снаружи.

Подводную часть — в красный или зеленый цвет, борта — в белый, а палубу — в светло-серый (или желтый). Мачту и гик делают из прямослойной сосновой рейки. Гик крепится к мачте с помощью двух обушков. Один из них втыкают в мачту, другой — в торец гика.

Перед установкой мачты на место на нее вяжутся ванты и стаксель-леер. Для этого можно использовать нитки № 10. Мачта должна иметь небольшой наклон на корму. После этого к ней крепится краспица, вяжутся топ-ванты, штаг и ахтер-штаг. Основание подставки делают из доски толщиной 15—20 мм, длиной 500 мм и шириной 130 мм. Стойки подставки выпиливают из фанеры длиной 200 мм и шириной 125 мм. Подставка окрашивается в цвет, отличный от цвета модели.

Обмер парусности

S =10 дм2

S = 85% площади переднего парусного треугольника + площадь грота или:

S =((85а х б)/(100х2))+((в х г)/2)=((85х543х161)/(10х2))+(483х262)/2=3,7+6,3=10дм2

Паруса стаксель и грот выкраивают из кальки по чертежу. Края парусов называют шкаторинами: передняя, нижняя и задняя. Верхние углы обоих парусов называют фаловыми, нижние передние — галсовыми и нижние задние — шкотовыми. Соответственно называются и снасти, ввязанные в эти углы. Фал служит для подъема паруса, галс — для крепления нижнего переднего угла паруса, и шкоты для управления парусами. Их два — стаксель-шкот и грота-шкот.

На кромки нижних и передних шкаторин прибавляется по 5 мм — для загиба. В них вклеиваются нитки. Концами этих ниток грот привязывают в

трех местах: в верху мачты, в месте крепления гика к мачте и к носу гика. Стаксель привязывается к мачте у стаксель-леера и к обушку на палубе. Латы, сделанные из полосок кальки 12 и 9, наклеиваются на края уже готовых парусов.

Подводную часть модели можно смазать тонким слоем вазелина.

Теперь научимся управлять яхтой. Для плавания яхты бейдевинд (под углом навстречу ветру) шкоты стакселя и грота обтягиваются, а для движения в галфвинд (полветра) шкоты потравливаются, то есть ослабляются. Шкоты крепим за кольцо на погоне.

Дистанция для проведения гонок моделей яхт «Звездочка 10-Ю» представляет собой квадрат со стороной 50 м. Он обычно располагается по отношению к ветру так, чтобы моделям был обеспечен боковой ветер под 90° — галфвинд — или бейдевинд — ветер носовых углов от галфвинда к носу, но не менее 45° при движении модели по курсу. В зависимости от местных условий можно уменьшить дистанцию и сделать квадрат со стороной 25 м с соответствующей оговоркой в протоколе соревнований. Для выполнения норм юношеских спортивных разрядов нужно, чтобы каждая модель участвовала в 9 гонках. В соревнованиях должны участвовать 10 спортсменов. Модели соревнуются в скорости друг с другом по одному разу. При наличии 6 моделей — по два раза. Выигравшим 9 гонок присваивается первый юношеский разряд по судомодельному спорту. Выигравшим 7 — второй, 5 — третий. Разряды присваиваются на основании протокола соревнований.

И. МАКСИМИХИН,

Ленинград

Источник

А здесь много новостей про технику