Найти в Дзене
Езжу на природу

Автодом на базе Газели: Как расчитать электрику, чтобы и вода горячая была и мультиварка работала?

Оглавление

Друзья, в этой статье про то, как строить Автодом на электричестве, без Газа, какое оборудование выбирал и почему, расчёты потребителей и общая схема. А в следующей будут детали про реализацию.

Итак, задумал, что газа в доме не будет (по крайней мере внутри). А чтобы горячая вода была - решено поставить связку инвертор + электрический бойлер.

Ещё важная часть логики: пусть аккумуляторы и инвертор будут стоить относительно дорого, зато дальше можно покупать дешёвую технику 220В в любом городе нашей страны.

Основные компоненты такие, а дальше про них подробности:

  • 2 аккумулятора LiFePo4 по 280А каждый
  • Инвертор 3квт, СибВольт 3012У
  • Бойлер Аристон 15л 1.2 квт 220В
  • Солнечный контроллер EPSolar Tracer MPPT 5415АN, 50А
  • Холодильник Hyundai на 94 литра с морозилкой, переделанный на 12В
  • Планар-44D-12
  • Помпа SeaFlo, 17 л/мин, 12V/6A, 2.8 бар
  • Блок управления автодомом Schaudt EBL модели 208 - главная ошибка!

Расчёт потребителей

Прежде, чем закупать всё это оборудование, прикинул, какой ожидается суточный расход, суточный приход и суммарная ёмкость, чтобы оценить - на сколько дней без включения двигателя хватит энерго-системы.

При средней летней погоде, ампер хватит на 4 дня стояния без включения мотора. При хорошей погоде - хватит на больше, т.к. панель будет выдавать больше. Думаю, что мне этого времени хватит, а дальше уже нужно двигаться на следующее красивое место :).

2 аккумулятора LiFePo4 по 280А

Суммарно вышло 560ампер-часов энергоёмкость, чего более чем достаточно для моих электро-потребителей.

Брал аккумуляторы в сборе, на BMS-платах 200А с пассивными балансирами. Брал специально 2, чтобы если вдруг один выйдет из строя - можно было дожить на втором.

2 Батареи LiFePo4 по 280А каждая
2 Батареи LiFePo4 по 280А каждая

Но оказалось, что при параллельном подключении сделать одинаковое потребление каждого аккумулятора - сложная задачка. Судя по всему, из-за внутреннего устройства, один аккумулятор под большими нагрузками значительно лучше отдаёт амперы, чем второй. Ещё обратил внимание, что для балансировки аккумуляторов очень важно подобрать длину проводов. У меня они не одинаковые по длине, и можно подобрать комбинацию длинны провода и отдачи аккумулятора так, чтобы по максимуму сбаллансировать.

Ещё ребята, которые собирали аккумуляторы, зачем-то собрали их на проводах в 25 квадратов. В результате, когда с одного аккумулятора начинали снимать 150А - провода ощутимо грелись. Поэтому всё разобрал (с потерей гарантии) и переделал на 35квадратов. Причём пока переделывал, обнаружил, что если провод 35кв впаивать в клему, а не просто обжимать - затраты ампер будут ниже на 3-5%.

Кусачее в этих батареях - цена. Но т.к. они имеют какой-то фантастический ресурс, и огромную ёмкость - это всё окупится, надеюсь ))))

Да, зарядку этих аккумуляторов от генератора пустил напрямую сварочным проводом 25квадратов. По нему до них доходит 13.7В и около 40А на оба с генератора машины в момент работы двигателя. Это безопасное напряжение и мощность для них.

А когда зарядка завершается и аккумуляторы начинают брать по 1-2 ампера, напряжение добивает до 14.3-14.4В через этот провод 25квадратов: то, что доктор прописал для балансировки банок внутри аккумулятора в конце (говорят, что для балансировки достаточно 14.2В, но не больше 14.8В). Можно и 35квадратов положить с генератора, если у вас есть. Лучше брать сварочный, т.к. вести проще под днищем, а сварочный в хорошей оплётке.

Сразу после аккумуляторов на минусовой кабель поставил ваттметры TK15 DC8-80V 350A. Из ограничения мощности хватает за глаза. А дисплеи вывел на видное место, так что сразу видно, что происходит: Когда дисплеи мигают - аккумуляторы заряжаются, когда просто горят - то расходуются.

Идёт расход по 5 ампер с каждого аккумулятора
Идёт расход по 5 ампер с каждого аккумулятора
Идёт зарядка от генератора машины, заведён мотор, примерно по 15-20 ампер на каждый аккумулятор приходит. Видно, что они не идеально балансируются.
Идёт зарядка от генератора машины, заведён мотор, примерно по 15-20 ампер на каждый аккумулятор приходит. Видно, что они не идеально балансируются.

Инвертор СибВольт 3012У, 3квт

Нужен был инвертор, в который можно было-бы воткнуть потребителя на 2.5квт (у меня лодочный насос такой), и он бы держал такую нагрузку 15-20 минут.

СибВольт 3012У
СибВольт 3012У

Подкупил в нём режим ожидания, в котором инвентор кушает совсем мизер. По факту оказалась неудобная штука, т.к. мало-потребляющие приборы 220В не создают достаточной нагрузки, чтобы он был постоянно включен. И выходит что инвертор включается, только если включишь что-то средне-тяжелое, и то, с задержкой 20-30 секунд. Неудобно. В итоге он или постоянно включен у меня или выключен.

По отзывам народ говорит, что внутри спаяны 2 инвертора по 1.5квт. Что для меня скорее положительный сигнал, значит, если одна половинка выйдет из строя - на второй можно будет хоть как-то существовать.

Но если бы собирал с нуля - то поставил бы МАП-Энергию. Да, она подороже, потяжелее, но с ней проще делать подключение входящей линии 220, и её холостое потребление 9Вт разрешает держать её включённой всегда.

Бойлер Аристон 15л 1.2 квт 220В

С бойлером были приключения. Изначально поставил бойлер 2.5квт Electrolux Q-bic на 15 литров. Хороший бойлер, за 20 минут греет до 75 градусов. Но надоело, что регулярно с ним у меня выбивало автоматы на аккумуляторах.

Дело в том, что за 20 минут легко можно забыть и включить какой-нить существенный потребитель, например чайник поставить, или напротив: включена мультиварка, и тут бойлер решает, что пора бы ещё подогреть воду. В результате - перегруз общей системы в 3квт, и срабатывание тепловых автоматов на аккумуляторах. Что отдельный косяк, но про него позже.

В общем, снизил я мощность бойлера, поставил тот же объём 15литров, но мощность взял 1.2квт. Чтобы не парится - включится бойлер или нет во время кипячения чайника. И получилось нормально. Да, греется он в 2 раза дольше. Но на отдыхе это не беда, а 15 литров с запасом хватает помыться одному человеку.

Ariston ABS BLU EVO RS 15 1.2квт
Ariston ABS BLU EVO RS 15 1.2квт

Главная радость в обоими бойлерами - это цена. Оба стоили меньше 10000 рублей :).

Ещё видел на АлиЭкспресс бойлер 1квт на 12в от братьев китайцев. Почитал внимательно спеку, оказывается он 1квт даёт только от 220В, а от 12В он выдаёт 300Вт. Так что будьте внимательны!

Солнечный контроллер EPSolar Tracer MPPT 5415АN, 50А

С контроллером всё просто, его брал под панель на 540вт, с небольшим запасом. Но оказалось, чтобы настроить его под LiFePo4 аккумуляторы - нужно купить специальный проводок.

Дело в том, что настройки гелевых или свинцовых аккумуляторов для LiFePo4 не подходят. Главный риск - это высокое напряжение в конце зарядки, когда аккумулятор уже полный и идёт балансировка банок. Это напряежение нужно понижать.

В итоге купил и проводок для подключение ноутбука к аккумулятору, и Bluetooth-модуль eBox, через который с телефона могу посмотреть - чего там с солнцем. Особенность настройки через этот Bluetooth-модуль, что за одно сохранение у меня получалось изменять только один параметр. Не получалось применить сразу шаблон настроек от LiFePo4. Пришлось пошагово по одному параметру настраивать, и так получилось. Сейчас при полном заряде на аккумуляторы на приходит больше 14.5В.

Холодильник Hyundai на 94 литра с морозилкой, переделанный на 12В

Т.к. автодом у меня небольшой, холодильник брал с мыслью, что в нём будут жить все продукты. Даже те, которые не обязательно морозить. Ну и с морозилочкой выбирал. Он высотой 85см. Стоил он в довоенное время около 10000 рублей.

А чтобы не гонять постоянно инвертор 220В для холодильника - на Авито нашёл ребят в Одинцово, которые мне переделали этот холодильник на 12В. Компрессор, который ребята поставили Sikelan R600a QDZY35G, 12-24В. Морозит отлично! И морозилка по прежнему сильно ниже нуля.

Единственное, с чем пришлось повозиться - это с лампочкой. Из китая заказал 12в лампочку под цоколь E14, оказывается они и такие делают. И дальше повозился с тестером, чтобы вывести на эту лампочку свет при включенном холодильнике. Всё получилось.

Планар-44D-12

Вместо Truma 6D, как вы поняли, я выбрал комбинацию: Инвертор + Электро-Бойлер + Планар. И рад, т.к. Трума стоит каких-то совершенно нездоровых денег. Даже китайский её аналог. А наш Планар и собирается тут и запчасти для него за рубли.

В базовой комплектации к планару не идёт глушителя, но его стоит взять, чтоб не слушать завывания выхлопа. И длина базовой выхлопной трубки небольшая, чтобы вывести выхлопные газы вбок от машины - добавили удлинитель.

Ещё доработка - купил нормальный пульт управления ПУ27, на котором на дисплее нормально по русски написано, что сейчас происходит.

Фотка из инета, т.к. забыл сфоткать включённый пульт.
Фотка из инета, т.к. забыл сфоткать включённый пульт.

Помпа SeaFlo, 17 л/мин, 12V/6A, 2.8 бар

С ней проще простого. Не нужно Reimo. Едим в Экстрим / Водный мир на речном вокзале в Москве. И там всё покупаем за рубли. Так же, как и датчик воды, но об это дальше

Помпа со встроенным реле давления: Открываешь воду в кране, и помпа включается по падению давления. Аккумулятор давления ставить не нужно, вполне достаточно падения давления в шлангах.

Блок управления автодомом Schaudt EBL модели 208 - главная ошибка!

На эту ошибку меня сподвигли ребята, которые строили автодом, сказав, что это хорошее решение, на базе которого строят все дома в Европе.

Что хорошего:

  • Есть одна кнопка включения всего электричества
  • Есть кнопка включения помпы
  • По идеи - он может автоматически переключаться на 220В, если подключена внешняя розетка, и может заряжать от неё аккумуляторы.
  • Может показывать уровень воды в баках серой и чистой воды.

Что плохо:

  • Всё, что связано с аккумуляторами, крайне мало-мощно. Максимум - 40А. В результате - все крупные потребители были проведены мимо этого изделия.
  • Зарядку аккумулятора от генератора так же протянул отдельно, т.к. эта штука не выдаёт больше 20А заряда. Всё очень маленькое. Проводочки все по 6 квардатов.
  • Уличное подключение внешней 220В тоже провёл мимо этой штуки, т.к. его нужно было взаимоисключить с инвертором. Для этого поставил отдельное реле переключения: Инвертор, или Улица.
  • А главное разочарование - это датчик воды. Он состоит из нескольких электродов разной длинны и определяет глубину по количеству электродов, которые замкнуты, когда они погружены в воду. Вроде бы идеальное решение. Но когда мой бак из алюминия где-то нашёл заземление на кузов, датчик перестал показывать наличие воды в баке. А ведь его отдельно заказывали из германии специально под глубину бака! В общем выброшенные деньги и время. Купил в итоге лодочный датчик воды с поплавком в Водном Мире за рубли. Идеальное решение!

По итогу, никому не рекомендую ставить эти немецкие блоки управления автодомом. Это маломощная дорогая игрушка, которая вроде и объединяет в себе много функций, но каждую конкретно делает плохо. Лучше собирать всё отдельно из компонент, благо сейчас всё доступно.

Вот так выглядит мой пульт управления автодомом.

-8

Где покупать комплектующие?

В целом, я Не рекомендую думать об автодомах в терминах каталога Reimo и прочего европейского. Это крайне дорого и неэффективно. Т.к. я по совместительству водно-моторник, рекомендую использовать лодочные комплектующие. И клеммные коробки, и блоки предохранителей, и панели переключателей, и датчики уровня воды. Всё это есть и за недорого лежит в Москве в Водном Мире или доставляется по РФ. Вот основные ребята, у которых можно смотреть комплектуху:

Выбор существенно богаче, чем на Reimo, много в наличии и можно купить прямо сейчас.

Ну и АлиЭкспресс для покупки кемперных окон со с шторками. Тут их пока не производят, или я не нашёл. Опять же окна Дометик стоят космических денег, а делаются в том же Китае. Поэтому можно хорошо сэкономить.

А в следующей статье расскажу про электрические компоненты, которые были использованы, и где их покупал:

Электрика Автодома. Какие компоненты, и как минимизировать потери?
Езжу на природу1 мая 2022

Друзья, спасибо, что дочитали до конца, и всем удачи!