дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Грань между бизнесом и фрилансом.

26 July 2019

Одна из самых умильных ошибок, которые часто допускают мои коллеги по цеху - это пышное именование своей деятельности бизнесом. Давайте раз и навсегда расставим точки на "i".

Ошибка эта не страшная, но со стороны выглядит смешно. Начав хорошо зарабатывать на ниве фриланса, мои коллеги начинают высокопарно именовать свое занятие.... Да, дорогой читатель, Вы угадали. "У меня тут бизнесСЪ" - с непередаваемым прононсом произносят они. Все бы ничего, чай не в XVII веке живем, и за попытку именоваться купцом, скажем, первой Гильдии, на деле являясь разночинцем, батогами не бьют, в Сибирь не ссылают. Ошибки начинаются при критической оценке своей деятельности, и как следствие наступает потеря реальной картины.

Например, фрилансер делает попытки подсчитать такой сугубо бизнесовый показатель своей деятельности как маржинальность. Пример:

У меня ноутбук за 80 тысяч рублей, за год амортизируется на 20 тысяч рублей. В месяц я делаю дизайн-макеты на сумму 150 тысяч рублей (с учетом налогов), минус содержание сайта и продвижение (запишем 20 тысяч)... Маржинальность, т.е. отношение затрат и получаемых в месяц гонораров - просто бешеная получается, под 300%. У меня все хорошо. Илон Маск - ты ребенок. И ты, Цукенберг, и ты, Билл Гейц.

Нет, конечно, для самоуспокоения такая мантра хороша. Для чего, как не для внутреннего спокойствия мы этим занимаемся? Системная ошибка (которая в дальнейшем может сильно повлиять на Вашу деятельность) в том, что даже имей этот дизайнер гонораров в месяц на миллионы рублей, бизнесменом он не становится.

Картина русского художника Павла Федотова, отображающая суть заблуждения.
Картина русского художника Павла Федотова, отображающая суть заблуждения.

Владелец палатки с шаурмой, в которой работает нанятый гастарбайтер, вынимая 50 тысяч в месяц дохода -бизнесмен. А копирайтер, имеющий гонорары в десять раз больше, и пишущий свои статьи на Макбуке где нибудь в теплых краях (при этом имея и прочие атрибуты удавшейся жизни, в виде стотысячного Инстаграма или канала на Ютубе и т.д.) - бизнесменом не является. В чем секрет? А вот в чем:

Уберите на некоторое время владельца палатки, скажем, он заболел. Отразится ли это на его доходе? Практически нет. Несколько звонков по телефону (договорится с поставщиками, проверить онлайн-кассу, продлить договор аренды и пр.) он может сделать практически в любом состоянии и из любой точки мира. Да, бизнесом надо управлять, руководить. Но ежедневную и постоянную работу делают другие - наемные работники, которым эта работа делегирована, обычно на основании трудового договора.

Фриланс - это когда работаешь ТЫ.
Бизнес - это когда работают ДРУГИЕ.


"Но постойте" - возразит раскрученный блогер. "У меня нанятый SMM-щик, нанятый фотограф и видеограф, два рекламных агента, на меня работает полдюжины человек, включая пишущего мои тексты копирайтера и секретаря!".

А тут все очень просто. Любого из Вашего коллектива можно заменить, кроме Вас. Вашим подписчикам все равно кто стоит у камеры, они не знают кто оформляет картинки для Инстаграма, они приходят на канал посмотреть Вашу работу. И без Вас канал ему не интересен. Самый раскрученный бизнес-коуч, собирающий многотысячные аудитории, до тех пор, пока он не может выставить вместо себя другого спикера - фрилансер, а не бизнесмен.

Типичная ошибка: хозяйка блога, считающая себя бизнесменом (а по сути являясь фрилансером) проговорилась в интервью на канале, что Инстаграм ей ведет (пишет и отвечает на вопросы в Директ) нанятый копирайтер. Это вызвало поток возмущения, отток подписчиков, как следствие - падение дохода. А всего-то надо было понимать, что читать и смотреть приходят ЕЕ РАБОТУ.  Данную ситуацию мы знаем изнутри, т.к. создание видеоконтента для канала было делегировано нам.
Типичная ошибка: хозяйка блога, считающая себя бизнесменом (а по сути являясь фрилансером) проговорилась в интервью на канале, что Инстаграм ей ведет (пишет и отвечает на вопросы в Директ) нанятый копирайтер. Это вызвало поток возмущения, отток подписчиков, как следствие - падение дохода. А всего-то надо было понимать, что читать и смотреть приходят ЕЕ РАБОТУ. Данную ситуацию мы знаем изнутри, т.к. создание видеоконтента для канала было делегировано нам.

Вот и давайте поговорим о пользе правильного осознания того, кто Вы - бизнесмен или фрилансер. Это важно для того, чтобы правильно пользоваться придуманными и опробованными до Вас методиками. Одни - для фриланса, другие - для бизнеса.

Упомянутый выше владелец палатки с шаурмой может пользоваться при планах масштабирования своей деятельности нехитрой формулой, пусть и
очень грубой. Если одна палатка в месяц = 50 тыс. прибыли, то две палатки в месяц = 100 тыс, три палатки = 150 тыс. Конечно, следует учитывать что в каждом месте свой трафик, своя конкуренция, своя целевая аудитория и т.д., но в общем, применяя экспансивные или интенсивные (например, увеличение ассортимента, в существующей точке) методы , он придет к некому результату, близкому к расчетному.

Еще один важный момент - владелец палатки с шаурмой может продать свой бизнес. Не палатку, не гриль и не остатки мяса. Он может продать бизнес - т.е. плати деньги и залезай, получай доход. А фрилансер-фотограф может продать только свой фотоаппарат.

Будет ли фрилансер-копирайтер зарабатывать в два раза больше, купив в два раза более дорогой (и мощный) ноутбук? А фрилансер-фотограф, купивший в два раза более дорогой аппарат (или еще пару объективов, или комплект студийного света и т.д.)?

Конечно, поправят меня те, кто читал предыдущую статью, фрилансеру необходимо покупать не только рабочий инструмент, но и рекламу, продвижение. Вы же сами писали: покупать не только работу, но и покупать возможность эту работу работать. Но ведь точно так дела обстоят и с бизнесом. А способы масштабирования - совершенно разные.

Четко отдавая отчет, что Вы фрилансер, а не бизнесмен, Вы начинаете по-другому масштабироваться.

Каюсь, хотел расписать подробно и на собственном примере отличия масштабирования бизнеса и фриланса, но мой редактор-консультант похлопал меня по плечу и сказал, что это отдельная большая тема и мы выделим это в отдельную статью. Итак, перед лицом своих читателей торжественно обещаю:

Следующая статья - об отличии масштабирования бизнеса и фриланса. Подписывайтесь и следите за обновлениями, статьи не заставят себя ждать!.