59 837 subscribers

Как Индия, отказавшись от проверенных МиГов, приобрела сверхдорогой Рафаль и огромную кучу проблем вместе с ним.

529k full reads
Презентация индийского Dassault Rafale. Фото агентства ANI
Презентация индийского Dassault Rafale. Фото агентства ANI

Индийский тендер на приобретение 126 средних истребителей (MMRCA) наверняка станет одной из самых безумных закупочных кампаний в истории военной авиации. Всё здесь было выстроено по канонам индийского фильма. Интриги, тайные сговоры, коварство и даже натуральные драки между разными группами лоббистов, представлявших интересы тех или иных производителей. Номинальный победитель тендера, французская фирма «Dassault Aviation» со своим "Рафалем" был объявлен в 2012 году, но за восемь лет индийцы получили лишь шесть машин. На сегодня полностью боеготовым считается лишь один самолет. Для сравнения, контракт на поставку Су-30МКИ был заключен в 1996 году, а уже в январе 1998-го первые "сушки" с индийскими опознавательными знаками приняли участи в воздушном параде над Дели.

Cу-30МКИ ВВС Индии. Фото ANI
Cу-30МКИ ВВС Индии. Фото ANI

Но новые изделия фирмы Сухого в тендере принять участие не могли, так как по индийской классификации относились к другой категории истребителей, а МиГ-35 показался индийцам сырым. И хотя прежний опыт совместной российско-индийской разработки Су-30МКИ показал превосходные результаты, индийцы остановили выбор на полностью готовом "французе".

Фото THE HINDU
Фото THE HINDU

У французских самолетов в Индии тоже есть история. В 1985 году были закуплены Мираж-2000 (50шт.) и они показывали неплохие результаты в совместной работе с МиГ-29 в Каргильской войне. Рафали приобретались на смену Миражам и МиГам и по уверениям лоббистов, должны были сделать ВВС Индии самыми сильными в Азии. Но то, что хорошо выглядело на бумаге и на красивых виртуальных презентациях, на деле выросло в скандал всеиндийского масштаба. И он до сих пор не утихает.

Фото The Times of India
Фото The Times of India

Первое, от чего отказались французы, это от всякой передачи технологий и локализации производства в Индии. Индийцы, набившие руку на сборке машинокомплектов из России вдруг поняли, что западные партнеры их попросту кинули, воспользовавшись юридическими казусами в хитро составленном контракте. Но самый большой шок случился позже, когда оппозиционные журналисты вынули на свет божий истинные суммы французского контракта. Внимание -218 млн 600 тыс евро за один самолет, который впервые взлетел в далеком 1986 году. Даже супернавороченный Ф-35, что называется, тихо курит в сторонке. Как сказал нынешний министр Обороны Индии Раджнатх Сингх в интервью газете The Times of India:

"На эти деньги мы могли бы купить три Су и иметь гарантированное превосходство. А теперь нет ни обещанных французами технологий, ни достаточного количества истребителей. А ведь прошло уже восемь лет".

Ещё в 2015 году было инициировано первое дело о коррупции, и только прямое вмешательство тогдашнего французского президента Олланда позволило замять скандал. Теперь уголовное производство открыто вновь, а количество закупаемых Рафалей сократилось с 126 до 36. Затем оппозиционное издание the Hindu опубликовала откровения индийских летчиков, которые серьезно раскритиковали "Рафали", говоря о его устарелости, малой скорости и недостаточной маневренности. Потом началась пандемия и производство индийских Рафалей вновь было приостановлено, что привело нынешних руководителей военного ведомства Индии в ярость. Но пункты контракта не оставляли шансов индийским военным. Неустойка за отказ от закупок, как и цена самолетов, тоже была астрономической.

Последние крупные проблемы с "французом" касались дозаправки в воздухе. Система оказалась столь специфичной, что к ней требуется докупить ещё шесть самолетов заправщиков фирмы Аэробус А-330MRTT. И это как минимум ещё полтора миллиардов долларов к и без того баснословно дорогому контракту.

А-330MRTT фото портала airlines.com
А-330MRTT фото портала airlines.com

Читайте ещё: Для турок С-400, "больше чем оружие", для американцев "Троянский конь". США грозят санкциями даже в случае учебной активации ЗРК

Шумиха с покупкой "Рафалей" все больше напоминает поговорку, что мол не было проблемы - купили порося. Только французский "порось" стоит дороже одинакового по весу количества золота и требует для себя все новых и новых ресурсов. И эта история грозит стать бесконечной. Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!

"Самое опасное русское оружие? Миномёты и "сталинские органы". Воспоминания немецких солдат о "Катюше". Часть 2. Сталинград