Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

15 July 2020
21k full reads
2 min.
28k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 76% of the total page views
2 minutes — average reading time
Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Самая протяженная трамвайная сеть на планете (600км) находится в Санкт-Петербурге, который постоянно соревнуется в этом компоненте с австралийским Мельбурном. Самый длинный маршрут старейшего городского транспорта (97 км) носит имя "Береговой" и расположен в Бельгии. Но сегодня мы расскажем об очень короткой и необычайно живописной трамвайной линии. Она проходит по берегу одной из крупнейших рек мира и построена на месте некогда очень важной железнодорожной магистрали.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

На всем протяжении маршрута трамвай следует в обширном речном каньоне, с невысокими, но крутыми стенками. В конце пути он упирается в один из грандиознейших объектов, из тех что когда-нибудь строило человечество. Кажется - это даже слишком для десятиминутного маршрута, длинною в пять километров. Но всё это - чистая правда.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Железнодорожную ветку от хакасского Абакана, до рабочего посёлка Черемушки провели в начале семидесятых, когда строительство Саяно-Шушенской ГЭС от проектов перешло в активную стадию. По железке везли оборудование, тяжелую технику и огромное количество цемента. Чтобы сдержать напор енисейской воды потребовалось почти десять миллионов кубических метров бетона.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

К концу 80тых, когда строительство дамбы было, в целом, завершено, магистраль стала простаивать. Её приенисейский участок, длинной в 30 км, решили разобрать, но кому-то пришла в голову отличная идея. Использовать небольшую дистанцию, от въезда в Черемушки, до подножия Саяно-Шушенской ГЭС - для нужд поселка энергетиков, который рос буквально на глазах.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Так у не очень больших Черемушек появилась своя трамвайная ветка. И по целому ряду признаков- она совершенно уникальна. Это единственный на всю Хакасию трамвайный маршрут. И он стал последним - официально учрежденным в СССР, в мае 1991 года.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

На всем своем протяжении ветка однопутная. Специально для её нужд в Питере построили вагоны особой модификации трамваев ЛМ-68М, с двумя кабинами водителя. Здесь нет традиционного для трамваев поворотного круга и чтобы отправиться в обратный путь, водитель просто переходит из одной кабины в другую.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Но главное - трамвай идет по фантастически красивым местам, среди мраморных предгорий Западного Саяна.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Енисей, перед выходом из саянских теснин, течет здесь в огромной каменной галерее.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.
Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

А рядом, повторяя изгибы реки, проложена трамвайная, бывшая железнодорожная ветка. В каждом окне вагона - настоящие природные чудеса. Небольшие хребты, поросшие густой тайгой, утёсы и голые скалы.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

И голубая лента Великого Енисея, слегка усмиренного колоссальной плотиной.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.
Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Вид на грандиозное сооружение - тоже немалого стоит. Массивный трамвай, который приезжает прямо к входу в СШГЭС, смотрится крохотной букашкой, на фоне этой великой бетонной стены.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

За чудесное короткое путешествие с вас не возьмут денег. По-крайней мере, так обстояло, когда наша экспедиция последний раз была на станции. Для Черемушек, удивительным образом сохранивших элементы советского уклада, в лучших его проявлениях, это кажется нормальным.

Как старая железнодорожная ветка в России превратилась в один из самых коротких и красивых трамвайных маршрутов.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.