65,4K subscribers

Ми-28 "Ночной охотник", путь от "лузера" индийского тендера, до грозного "Опустошителя" в Ираке и Сирии.

62K full reads
Фото ТАСС
Фото ТАСС

Десять лет назад Ми-28Н проиграл один из знаменитых индийских тендеров, на поставку ударных вертолётов в эту страну. Тогда местные военные хоть и назвали Ми-28НЭ отличной машиной, но обнародовали более двадцати пунктов, где по их мнению, "Ночной охотник", в той или иной степени, уступал своему главному конкуренту, американскому AH-64D Apache Longbow. В "Рособоронэкспорте" назвали большую часть этих претензий надуманными и сделанными в угоду индийской политике диверсификации поставок. Но факт оставался фактом. "Ночной охотник" проиграл конкуренцию в стране, где вся инфраструктура обслуживания боевых вертолётов была "заточена" под машины ещё советского образца.

Ми-28НЭ на индийском тендере. Фото агентства АНИ
Ми-28НЭ на индийском тендере. Фото агентства АНИ

Это был довольно тяжелый удар для разработчиков, которые по инерции считали индийский тендер чуть ли не пустой формальностью. Вертолёт тогда отправили на доработку, а часть средств на его закупки для российской армии передали для приобретения проверенного в десятках войн Ми-24, модернизированного на основе экспортной модификации Ми-35. Проигрыш в тендере всегда навевает тоску и снижает самооценку. Но рискнём предположить, что для "Ночного охотника", как для полноценной боевой единицы, он оказался полезен. Первые же бои в Сирии показали, что даже с учётом доработок, машина всё ещё нуждалась в ряде улучшений.

Ми-28Н в Сирии, охрана российской колонны. Фото RG
Ми-28Н в Сирии, охрана российской колонны. Фото RG

Лучше всего вертолёт проявил себя в боях с запрещенной ИГИЛ на Севере Ирака в 2014-2015гг. Только за два года иракской кампании Ми-28НЭ без потерь совершил более тысячи вылетов и сыграл важнейшую роль в освобождении от "чёрных" городов Эль-Фаллуджа, Эр-Рамади, Тикрит, а также провинций (мухафаз) Анбар и Саладин. Машина удостоилась комплимента от тогда ещё действующего командующего ВВС Ирака Анвара Хамад Амина, который в одном из интервью назвал пару "Ночной охотник" и Ми-35 самой устрашающей и эффективной из тех, что ему приходилось видеть в его богатой боевой биографии.

Читайте ещё:Первая большая война "могучего утёнка". Как Су-34 проявил себя в Сирии.

Ми-28НЭ иракских ВВС. Ирак стал первым иностранным покупателем "Ночного охотника". Фото из твиттера иракских ВВС
Ми-28НЭ иракских ВВС. Ирак стал первым иностранным покупателем "Ночного охотника". Фото из твиттера иракских ВВС

Опыт кампании в Ираке и первый же год войны в Сирии серьезно повлияли на дальнейшую судьбу "Охотника". Глубокой переработке подверглись основная и вспомогательная силовые установки и система управления. Были серьезно модернизированы комплексы прицеливания и ночного видения. В последних модификациях Ми-28Н уже получил возможность контроля над работой беспилотников и активной интеграции в военные сети и в автоматизированную систему управления боем. В дополнение к основному оружию, была испытана вертолетная версия ракеты "воздух-воздух" Р-74М. Все эти новации нашли широкое применение в проекте Ми-28НМ, или "Суперохотника". Впервые машина совершила полёт летом 2016 года, а уже в 2019 оказался в суровых условиях Сирии, где и прошла проверку боем в провинции Хама и районе города Эль-Латамна. Как указывают источники, помимо испытаний Ми-28НМ в Хаме тестировалось "изделие 305", перспективный управляемый ракетный комплекс "Гермес-А" способный вести огонь на расстояние до 100 км.

Первый полёт "Суперохотника" в подмосковном Тосмилино. Фото Вертол
Первый полёт "Суперохотника" в подмосковном Тосмилино. Фото Вертол

Американский журнал NI назвал модернизацию "Ночного охотника" "большим успехом Кремля" и написал, что после долгих мытарств и доработок российская армия наконец получит машину, достойную имени Havok ("Опустошитель") - так Ми-28Н проходит в натовской кодификации. И что теперь, после получения ракеты Р-74М, его удачливому конкуренту "Апачу" лучше с "Охотником" не встречаться. Впрочем, не так важно, каким киношным именем называют Ми-28НМ в НАТО. Гораздо важнее, что вертолёт, судя по многим признакам, вроде довели до ума и теперь он станет достойным конкурентом Ка-52. И пусть в этом творческом соревновании двух лучших российских фирм и рождаются очередные конструкторские шедевры. А с Апачем они как-нибудь разберутся, хотя хочется надеяться, что до этого всё-таки не дойдет.

Читайте ещё: Читайте ещё: "Грачи прилетели вовремя". Как штурмовики Су-25 помогли армии Ирака отбить город Тикрит у запрещенного ИГИЛ.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!