Первая большая война "могучего утёнка". Как Су-34 проявил себя в Сирии.

131k full reads
166k story viewsUnique page visitors
131k read the story to the endThat's 79% of the total page views
3 minutes — average reading time
Согласно техническому заданию, сверзвуковой и маневренный истребитель-бомбардировщик Су-34 должен уметь не только бомбить, но и на равных вести бой с самолетами 4-го поколения. Фото пресс-служба МО.
Согласно техническому заданию, сверзвуковой и маневренный истребитель-бомбардировщик Су-34 должен уметь не только бомбить, но и на равных вести бой с самолетами 4-го поколения. Фото пресс-служба МО.
Согласно техническому заданию, сверзвуковой и маневренный истребитель-бомбардировщик Су-34 должен уметь не только бомбить, но и на равных вести бой с самолетами 4-го поколения. Фото пресс-служба МО.

На авиасалоне МАКС-2021 в Жуковском руководство Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству заявило, что иностранные покупатели наконец проявили повышенный и предметный интерес к ещё одному замечательному самолёту фирмы "Сухой". Речь о многоцелевом Су-34, про который, в ходе многочисленных презентаций новых истребителей ОАК, успели незаслуженно подзабыть. Его прототип впервые поднялся в воздух в последние дни существования СССР, и как и многие перспективные машины той эпохи, этот проект оказался практически похоронен, в виду череды свалившихся на страну несчастий и кризисов. Построенные летные прототипы долго возили по выставкам, но очевидного интереса у покупателей они не вызывали. Все понимали, что наладить серийное производство, в условиях деградирующего постсоветского ВПК, едва ли представляется возможным. Будущему "Утёнку", прозванному так за необычную форму носовой части, помог встать на крыло индийский контракт с Су-30МКИ. Часть вырученных средств пошла на производство сменщика фронтового бомбардировщика Су-24М - самолета, безусловно, хорошего и боевого, но постепенно отживавшего свой век. Первый серийный Су-34 взлетел осенью 2006-го, и, не успев толком пройти испытания, почти сразу оказался на короткой, но довольно интенсивной войне. И если в сухопутных боях "бежали робкие грузины", то в небе, с помощью иностранных спецов, они смогли несколько дней пободаться, применяя модернизированные советские ЗРК.

В 2008 году в воздухе над Южной Осетией и Грузией Россия потеряла больше ударных самолётов, чем за всю кампанию в Сирии. Этот неприятный счет был прерван вмешательством новых "сушек". Их снайперский удар по ключевой РЛС у села Шавшвеби в районе Гори, в компании с предшественником,Су-24М, ослепил грузинских зенитчиков, а мощные комплексы радио-электронной борьбы "Хибины" почти полностью их дезориентировали.

Су-34 способен нести в два раза болше ракет и бомб, чем его предшественник Су-24М. В его арсенале имеются, корректируемые бомбы, бетонобойные, противорадарные и противокорабельные ракеты и комплекс средств РЭБ, которые постоянно модернизируются. В машине широко применяются цифровые технологии и композитные материалы.  Картинка из Яндекс-коллекции.
Су-34 способен нести в два раза болше ракет и бомб, чем его предшественник Су-24М. В его арсенале имеются, корректируемые бомбы, бетонобойные, противорадарные и противокорабельные ракеты и комплекс средств РЭБ, которые постоянно модернизируются. В машине широко применяются цифровые технологии и композитные материалы. Картинка из Яндекс-коллекции.
Су-34 способен нести в два раза болше ракет и бомб, чем его предшественник Су-24М. В его арсенале имеются, корректируемые бомбы, бетонобойные, противорадарные и противокорабельные ракеты и комплекс средств РЭБ, которые постоянно модернизируются. В машине широко применяются цифровые технологии и композитные материалы. Картинка из Яндекс-коллекции.

В Сирию "утята" прилетели, получив наконец официальную "прописку" в рядах российских ВКС - в 2014 году самолет был полноценно принят на вооружение. На Ближнем Востоке было задействовано шесть машин. Уже через четыре дня после прилёта, 30 сентября 2015 года, они превратили в обширный котлован командный пункт боевиков в городе Дейр-Хафир, района Халеб. Затем на воздух взлетел кустарный нефтеперегонный завод, неподалеку от Алеппо. Но пожалуй самой известной операцией первых дней пребывания "утёнка" в Сирии, стал удар по базе боевиков в районе Ракки. В тот день в одном из пригородных домов собрались главари из группировок запрещенной "Джебхат-ан-Нусры". Пилоты Су-34 мастерски прописали им путёвку прямо к гуриям, обезглавив сразу несколько крупных отрядов.

Подготовка Су-34 к полёту на базе Хмемим в Сирии. Фото пресс-служба МО РФ
Подготовка Су-34 к полёту на базе Хмемим в Сирии. Фото пресс-служба МО РФ
Подготовка Су-34 к полёту на базе Хмемим в Сирии. Фото пресс-служба МО РФ

На счету Су-34 десятки бункеров, подпольных нефтезаводов, лагерей подготовки и складов. Своеобразной вишенкой на торте стало уничтожение заместителя главаря запрещенной ИГ Абу Мухаммада Аль-Аднани. Всего Су-34 совершил более пятисот боевых вылетов, поднимаясь с базы Хмеймим всегда, когда армии требовалась ювелирная бомбардировочная работа.

Фото пресс-служба МО.
Фото пресс-служба МО.
Фото пресс-служба МО.

Боевая практика Су-34 оказалась снайперской и весьма эффективной. Однако успехи в продажах к самолету долго не шли. Единственным иностранным покупателем на сегодня стал Алжир. Но похоже теперь эта ситуация может коренным образом поменяться. Сейчас к нему проявляют интерес по меньшей мере пять иностранных заказчиков. Боевое крещение в Сирии показало, как "утёнок" умеет ставить жирные точки в биографиях разных одиозных личностей. А это свойство всегда востребовано на авиационном рынке.

Читайте ещё: "Грачи прилетели вовремя". Как штурмовики Су-25 помогли армии Ирака отбить город Тикрит у запрещенного ИГИЛ.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.