ТОП-10 судов и кораблей, связанных с Забайкальем

15 August 2019

Подводная лодка «Чита»

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус», по кодификации НАТО «Kilo-сlass». Заложена 22 февраля 1981 года на судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре под заводским номером 452. 23 августа того же года была спущена на воду, 30 декабря 1981 года вошла в строй. В связи с установлением шефства администрацией города Чита 19 марта 2006 года Б-260 получила собственное имя «Чита». С лета 2011 года по 27 января 2012 года прошла ремонт в центре судоремонта «Дальзавод» По состоянию на 2016 год Б-260 «Чита» была выведена из состава 19-й БрПЛ (213-й ДиПЛ) ТОФ, находится во Владивостоке и ожидает утилизации.

Подводная лодка «Краснокаменск»

Дизельная подводная лодка проекта 877. Заложена 8 мая 1992 года на судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре под наименованием Б-190, спущена на воду 25 сентября 1992 года, вошла в состав флота 30 декабря 1992 года. Осенью 2007 года получила наименование "Краснокаменск" в связи с установлением над лодкой шефства администрацией Краснокаменска. Минимум дважды удостоена приза ГК ВМФ. Входит в боевой состав ВМФ России.

Подводная лодка «Могоча»

Б-345 "Могоча" – дизельная подводная лодка проекта 877. Заложена 22 апреля 1993 года на Амурском судостроительном заводе в г. Комсомольск-на-Амуре под наименованием Б-345, спущена на воду 6 октября 1994 года, вошла в состав флота 22 января 1994 года. В 2009 году получила наименование "Могоча" в связи с установлением шефства над лодкой администрацией Могочинского района. 11-14 октября 2002 года в составе отряда кораблей ТОФ совершила визит в японский порт Йокосука для участия в международном параде по случаю 50-летия образования сил самообороны Японии. В 2003 году прошла ремонт на ФГУП "Дальзавод" во Владивостоке. Входит в боевой состав ВМФ России.

Разведывательный корабль «Забайкалье»

В послевоенное время, для быстрого наращивания численности разведывательных кораблей, ВМФ СССР переделывал в разведчики все, что было под рукой. Но для флота срочно требовался именно корабль разведки, способный долго и далеко находится в море, и иметь на вооружении множество разнообразной радиотехнической аппаратуры. Поэтому для ускорения разработки такого корабля, за основу был взят корпус удачной серии рыбоперерабатывающих траулеров «Маяковский». Так родился проект 394Б «Забайкалье». Проект разработан КБ «Черноморсудопроект», а строительство велось в Николаеве на Черноморском ССЗ. Всего было построено 4 корабля проекта 394Б: ССВ-464 «Забайкалье», годы службы 1970 - 1993 в составе ТОФ ССВ-465 «Приморье», годы службы 1970 - 1994 в составе ТОФ ССВ-590 «Крым», годы службы 1970 - 1997 ССВ-591 «Кавказ», годы службы 1970 - 1997 в составе ЧФ На Тихом океане основными районам разведки были ВМБ США, район Перл-Харбора, остров Гуам, где базировались стратегические бомбардировщики Б-52 и атомные подводные лодки, а также атолл Кваджалейн, где расположен ракетный полигон для межконтинентальных баллистических ракет, запущенных с авиабазы Ванденберг на восточном побережье США. Периодически, разведывательные корабли ТОФа появлялись и у ВМБ на восточном побережье США и Аляске.

Сухогруз «Чита»

На фото однотипное судно
На фото однотипное судно

Теплоход-сухогруз Петропавловск-Камчатского морского пароходства. Построен в 1973 году на судоверфи «Нептун» (г. Росток, ГДР). Водоизмещение 9124 т, длина 118 м, грузоподъемность 5657 т. Теплоход осуществлял перевозки грузов в бассейнах рек Амур, Лена, Ледовитого, Тихого и Индийского океанов. В 1975 году теплоход посетила делегация жителей Читы в составе писателей Г.Г.Граубина и Г.Г.Кобякова, шахтера А.А.Байбурова, педагога В.П.Константиновой, секретаря ком. комсомола швейного объединения «Искра» Л. Номоконовой, артистки обл. филармонии Т. Коровиной, зав. отд. культуры горисполкома В. И. Кузнецова, в 1981 – писателя Е.Е.Куренного, текстильщицы Н. Меркуловой, комсомольского работника В. Семенова. Ответный визит моряки нанесли в мае 1976 во гл. с 1-м помощником капитана В. Л. Емецем. Моряки шефствовали над школой-интернатом № 1. Списан и разрезан в 1997 году.

Поисково-спасательный корабль «Даурия»

Поисково-спасательный корабль пр.596П. Гражданские лесовозы типа "Вытегралес" строились для Министерства морского флота СССР Для обеспечения космических программ создавались корабли поисково-измерительного комплекса. В 1967 г. на заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе в корабли поисково-измерительного комплекса пр.1918 "Селена-1" переоборудовали лесовозы пр.596. Одновременно несколько лесовозов типа "Вытегралес" было переоборудовано для поисковых целей по пр.596П. Судно под первоначальным названием "Выборглес" было построено на Выборгском ССЗ. 1 января 1968 года после переоборудования в Севастополе на 13-м СРЗ судно было переклассифицировано в поисково-спасательный корабль, и под новым названием "Даурия" вошло в состав ВМФ. Корабль принимал участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот. Впоследствии в Севастополе на "Севморзаводе" им.С.Орджоникидзе "Даурия" была модернизирована в корабль управления по пр.05964. В октябре 1992 г. корабль участвовал в операции по эвакуации из Сухуми военнослужащих и сотрудников санатория Московского округа ПВО, вместе с ПСК "Баскунчак" эвакуировав 1204 человека. По разделу Черноморского флота 1997 г. корабль управления "Даурия" отошел российской стороне. 29 декабря 2004 г. корабль был исключен из списков флота.

Корвет «Алдар Цыденжапов» (строится)

Является третьим корветом проекта 20380, который будет построен на Амурском судостроительном заводе в городе Комсомольск-на-Амуре для Тихоокеанского флота. Первый корвет «Совершенный» 22 мая 2015 года был выведен из стапельного цеха Амурского судостроительного завода. Второй корвет «Громкий» был заложен на заводе в апреле 2012 года. Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады. На февраль 2015 года в эксплуатации находятся уже четыре корвета данного проекта: «Стерегущий», в строю с 28 февраля 2008 года; «Сообразительный», в строю с 14 ноября 2011 года; «Бойкий», в строю с 16 мая 2013 года; «Стойкий», в строю с 18 июля 2014 года. Все они были построены ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».

Пограничный патрульный сторожевой корабль «Забайкалье»

Спущен на воду в мае 2019 года в Санкт-Петербурге. 4-й корабль проекта 22120 «Пурга», построенный ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз».Проект корабля разработан ООО ПКБ «Петробалт» и ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург). Технические характеристики: Водоизмещение: 1246 т. Главные размерения: длина — 70.8 м, ширина — 10,4 м, осадка — 3.6 м. Дальность плавания: 6000 миль Автономность: 20 суток Экипаж: 25 человек На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

Буксир-толкач «Арахлей»

Буксир-толкач «Арахлей» уже более десяти лет покоится на территории Русской школы-гимназии в Чите. Буксир-толкач «Арахлей» принадлежал речному порту, на территории которого и располагается сейчас Русская школа-гимназия. В 90-х годах порт разорился, хотя был одним из самых перспективных и богатых предприятий города. Буксир-толкач не только добывал гравий, с его помощью проводилась экологическая очистка русла рек, что необходимо для профилактики паводка и ровного течения, а также для возможности возобновления судоходства. В настоящий момент, чтобы буксир снова спустить на воду, нужно не только починить двигатель, но уже и отремонтировать днище. Но самая большая проблема заключается в отсутствии квалифицированных специалистов, умеющих работать с таким оборудованием.

Грузопассажирское судно «Ительмен»

Несколько лет назад было спущено на воду со стапелей Сретенского судостроительного завода. Судно водоизмещением под 1.000 т предназначено для одновременной перевозки до 34 чел и 200 т груза. Порт приписки судна - Петропавловск-Камчатский, заказчик - компания «Апукинское", крупный производитель рыбной продукции.