91 подписчик

Свято место пусто не бывает

В каждом городе есть такое место: в центре, у всех на виду и идеально подходит для установки какого-нибудь памятника, но по тем или иным причинам оно так и остаётся вакантным. В Риге таким пятачком стало окончание бульвара Бривибас, где он пересекает улицу Элизабетес и переходит в улицу Бривибас. Чего тут только не было!

Аллея на бульваре Бривибас. google.de
Аллея на бульваре Бривибас. google.de

Это самое место появилось в 1870-е годы, когда тройную липовую аллею, начинавшуюся тогда у насаждений у городского канала, продлили до Елизаветинской улицы. Стоит отметить, что бульвар в те времена назывался Александровским, в честь Александра Первого, императора России, а улицу, к которой он теперь вёл, назвали в честь его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. На перекрёстке образовалась не6ольшая круглая площадка. Этот перекрёсток и роскошная липовая аллея стали чем-то вроде гостиной Риги и здесь время от времени, можно было увидеть, что рижане держат руку на пульсе времени.

Бульвар в 1905 году. google.de
Бульвар в 1905 году. google.de

Впервые этот пятачок мог поменяться в 1881 году, когда в марте в результате покушения погиб император Александр Второй. Уже в апреле в местной газете появился призыв разместить здесь памятник погибшему императору-освободителю. Им мог бы стать обелиск с золотым профилем императора. Стелу предлагали сработать из полированного гранита и водрузить на высокий гранитный куб. Автор идеи отмечал, что улица, на которой находился бы памятник, уже носит имя императора и лучшего места для монумента не найти. Автору было очевидно, что это сооружение стало бы украшением и настоящей гордостью города. Газета призывала городское самоуправление заняться этой идеей, но инициативу никто так и не поддержал. На месте предполагаемого памятника разбили круглую клумбу, окружённую забором.

Но идея обелиска повисла в воздухе и воплотилась в 1919 году, когда город заняли большевики. К 1 мая Рига украсилась многочисленными агитационными сооружениями, вот и на главной улице города вознёсся ввысь тёмный «Обелиск победы». Его авторами стали художники Вальдемар Тоне и Конрад Убанс. На гранях обелиска были надписи, например «Победа революции – это победа свободы, равенства и братства », и рисунки. Увы, но просуществовал этот монумент недолго. Уже 22 мая город заняли силы немецкой армии фон дер Гольца и все напоминания о власти большевиков были уничтожены.

Клумба на месте обелиска свободы. google.de
Клумба на месте обелиска свободы. google.de

Когда неразбериха послевоенного времени улеглась, на круглой площадке в конце липовой аллеи, которая теперь гордо именовалась бульваром Свободы, вновь появилась простая клумба. Одно время существовала идея установки здесь памятника Зигфриду Анне Мейеровицу, министру иностранных дел Латвии, но денег на эту затею у молодой республики так и не нашлось. А тем временем мимо ходил трамвай, спешили по своим делам рижане. Всё-таки главная улица города, как-никак. Простая клумба мозолила глаза – такое место пропадает! Вот и решили главы города этот перекрёсток использовать.

Вид на перекрёсток Бривибас и Элизабетес в 1925 году LNB
Вид на перекрёсток Бривибас и Элизабетес в 1925 году LNB

В 1929 году городская управа разрешила Александру Сотнику, торговцу из Елгавы, построить на пересечении улиц Бривибас и Элизабетес киоск. Проект новой торговой точки разработал архитектор Генрих Розенберг, мастер функционализма. Это было круглое в плане здание из бетона на железном каркасе с большими окнами-витринами. Но самое интересное находилось на крыше сооружения. По всему периметру располагался широкий козырёк, в который были встроены лампы фирмы «Филиппс», при желании на этом козырьке можно было разместить небольшое кафе, настолько он казался широким. Но главной изюминкой киоска была всё-таки высокая стеклянная башня для рекламы.

Подобные светящиеся столбы были в конце 1920-х годов были в моде, и «рижская гостиная» никак не могла отставать! Башня не только подсвечивалась, но и вращалась. Причём нижняя часть башни вращалась в одну сторону, а верхняя в другую. Венчала стеклянную башню круглая вывеска. Специально для этой конструкции в подвале киоска был установлен мощный трансформатор, тепло от которого можно было использовать для отопления самого киоска. Позднее именно этот подвал породит много слухов о секретном тайнике в этом месте.

Интересно, что постройка киоска обошлась Александру Сотнику в более чем 15 тысяч лат, а за его аренду ему всё равно полагалось платить по тысяче в год, к тому в разрешении о постройке указывалось, что по прошествии трёх лет киоск переходит в собственность города. Но и даже с такими расходами Сотник в накладе не остался. Практически сразу две витрины для рекламы свих товаров выкупила фирма «Якш и Ко», а на право разместить свою рекламу на вращающейся башне стояла очередь. Овальную вывеску на вершине надолго резервировали производитель галош «Вайрогс» и газета «Утро».

Бульвар свободы. LNB
Бульвар свободы. LNB

После смерти Александра Сотника, Киоском занимался его сын Оскар. Ассортимент товаров в киоске всегда был весьма разнообразным: местная и зарубежная пресса, резаные цветы, билеты лотереи Красного креста и игральные карты. Со временем появился автомат сладостей, а с 1932 года два телефона, которые оборудовали в нижней части стеклянной башни, и для рекламы использовали только верхнюю её часть. Семья Сотник управляла киоском вплоть до 1936 года, а сам он проработал до конца 1940-х годов. После того, как на другой стороне бульвара появилась стела памятника Свободы, две вертикали органично замыкали концы липовой аллеи.

Перекрёсток Бривибас и Элизабетес в 1940е годы. zudusilatvija.lv
Перекрёсток Бривибас и Элизабетес в 1940е годы. zudusilatvija.lv

Летом 1940 года Рига снова стала советским городом. К очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции город вновь украсили монументальные объекты пропаганды. Вот и вокруг киоска возвели высокую стелу из фанеры. Конструкция опиралась на четыре столба, по сторонам стелы размещались фигуры крестьян и рабочих, на стороне, обращённой к главной улице города, сияла большая красная звезда в окружении знамён. Венчала сооружение фигура рабочего со знаменем. Дополняли стелу надписи на латышском языке: «Да здравствует партия большевиков – авангард трудящихся СССР» и «Производительность труда – самое важное, самое главное для победы нового уклада».

Во время Второй мировой войны киоск работал с переменным успехом. На фронте погиб его бывший владелец Оскар Сотник, а Генрих Розенберг, автор проекта киоска, погиб в Рижском гетто. Улица, на которой стоял киоск, носила теперь имя Адольфа Гитлера. Как знать, какую роль отводили бы этому месту нацисты, но в 1944 году немецкая оккупация кончилась и в Ригу вернулась советская власть. Киоск всё ещё работал на старом месте, но на его место на улице Ленина уже были новые планы.

В 1947 году городские власти приняли решение разместить в Риге памятник Владимиру Ильичу Ленину. Через год утвердили проект, ещё через год появилась модель памятника, и общая стоимость монумента достигла 945 тысяч рублей. Автором скульптуры стал российский скульптор Владимир Иосифович Ингал. Работа над скульптурой затянулась и ему на помощь пришли скульптор Вениамин Боголюбов и архитектор Эрнест Шталберг. 20 июля 1950 года на углу улиц Ленина (бывшая Александровская, Бривибас, Адольфа Гитлера) и Кирова (бывшая Элизабетес, Вальтера фон Плеттенберга) состоялось торжественное открытие монумента.

Памятник Ленину в Зеленогорске в наши дни. google.de
Памятник Ленину в Зеленогорске в наши дни. google.de

Шестиметровая скульптура Ленина в пальто, с приветственно вскинутой рукой покоилась на шестиметровом постаменте, облицованном красным гранитом. Народная молва заметила, что новый монумент перекликается с памятником Свободы, который разместился на другом конце липовой аллеи бульвара. Бытовал анекдот, обыгрывающий внешний вид памятников: «В Риге есть один памятник, который рекламирует коньяк три звёздочки, и другой, который показывает, где их купить ». Что интересно, памятник в Риге не был уникальным. В декабре того же 1950 года копию скульптуры Ингала установили в Ленинграде на площади Победы. В 1969 площадь перестроили, а памятник Ленину перенесли в Зеленогорск, где она находится и сегодня.

А вот рижскому Ильичу повезло меньше. Сорок один год к его подножью несли цветы, в праздники здесь был почётный караул, мимо шли многочисленные демонстрации. Но в 1991 году в город вернулась независимость и в августе скульптуру сбросили с постамента. Она вместе с другими поверженными монументами какое-то время лежала на городском складе памятников на улице с подходящим названием Вароню (улица Героев), но после того, как вандалы отпилили Ленину правую кисть, власти города перевезли ценный монумент на закрытую территорию. Там он обезображенный и разрисованный лежит до сих пор. А фрагменты гранитной облицовки постамента и другие фрагменты до сих пор хранятся у многих рижан. Так, часть большого пальца вождя подавали в одном из баров города в качестве пепельницы.

Памятник Ленину в наши дни. LNB
Памятник Ленину в наши дни. LNB

Ну, а площадка на перекрёстке Бривибас и Элизабетес продолжала менять облик. Здесь размещалось множество разных инсталляций: информационный стенд, карусель в виде красной звезды, объекты современного искусства. Самым заметным объектом стала инсталляция «Риге 800» художника Хольгера Элера выполненная из нержавеющей стали. Три элемента, навевающие ассоциации с лентой Мёбиуса располагались так, что напоминали цифры «8» и «0», составляя число «800» - столько лет исполнилось Риге в 2001 году, а ещё символ бесконечности. Таких объектов было два, один в центре города, а другой на въезде в Ригу со стороны аэропорта, на перекрёстке Лиелирбес и Карля Ульманя гатве. Последняя сохранилась до сих пор.

Следующим проектом, предназначенным для этого места, стал памятник Константину Чаксте. Сын первого президента врач Константин Чаксте в оккупированной нацистами Латвии возглавлял подпольную организацию — Латвийский Центральный совет, созданный 13 августа 1943 года. Участники Совета обратились к правительствам западных стран с меморандумом о помощи в восстановлении государственности Латвии. В 2003 году рижская дума объявила конкурс на возведение монумента. Деньги выделили видные латвийские бизнесмены Кирсонс, Козиолс, Давис, Шкеле, Шлессерс, а инициаторами возведения монумента стали поэт и публицист Янис Петерс, предприниматель Янис Наглис и адвокат Андрис Грутупс.

Памятник Константину Чаксте. Проект «Солнце». 2003 год.  Борис Колесников
Памятник Константину Чаксте. Проект «Солнце». 2003 год. Борис Колесников

На конкурс подали свои работы более 20 скульпторов и победил проект скульпторов Ояра Фелдберга и архитектора Модриса Гелзиса под девизом «Солнце». Это должна была стать объёмная бронзовая сфера. «Солнце – символ надежды и стремления к свободе. Дорога к ней тянется от нового монумента по аллее к памятнику Свободы» - так охарактеризовали свою работу авторы. Увы, но их проект оказался слишком затратным, предполагалось, что монумент отольют на лучших литейных заводах в Хельсиники или Санкт-Петербурге. В итоге заказчики от идеи отказались.

Памятник Константину Чаксте. Проект «Формула идеализма». 2003 год. google.de
Памятник Константину Чаксте. Проект «Формула идеализма». 2003 год. google.de

Следующим вариантом стал проект скульптора Глеба Пантелеева и архитектора Андриса Вейдеманиса. Они предлагали отлить памятник в Риге, к тому же в их варианте скульптура не была столь массивной: скульптура Чаксте стоит на гранитном постаменте необычной формы. Изначально это символизировало стойкость человека, попавшего в жернова политической машины. Были собраны 193 тысячи латов из необходимых 215, даже соорудили деревянный макет памятника, чтобы выбрать место будущего монумента, но закончить начатое не удалось. Формально отказывали потому, что для установки монумента пришлось бы убрать несколько лип аллеи. Что само по себе странно, ведь на другом конце бульвары не задумываясь убрали сначала несколько лип, когда устанавливали памятник Петру Первому, а затем и вовсе ликвидировали все липы между городским каналом и бульваром Райниса, когда сооружали Памятник Свободы. Но тут дело было в том, что многих не устраивала личность Константина Чаксте. Так эта идея и не воплотилась в жизнь.

Следующим, кому посчастливилось отметиться на самом видном месте в городе, стал современный скульптор Айгар Бикше. В 2009 году он опробовал площадку в рамках фестиваля современного искусства «Белая ночь». Его инсталляция представляла собой надувающуюся фигуру, очень сильно напоминающую памятник Ленину. Фигура вызвала большой интерес, но и недоумение публики. Всё-таки напротив расположен Кабинет министров! Но Бикше эта площадка понравилась, и спустя пять лет он вернулся сюда.

В 2014 году Рига получила титул культурной столицы Европы и торопилась предложить рижанам и гостям города множество разнообразных культурных мероприятий. Айграр Бикше подготовил для Риги свою инсталляцию, которую назвал «Война памятников». Это была высокая деревянная коробка- пьедестал, над которым поочерёдно появлялись четыре скульптуры – символы тех наций, которые некогда боролись за господство в Прибалтике и Риге. Но, как и подобает незаурядному арт-объекту, «война памятников» вышла очень многогранной.

Немцев, основавших Ригу и господствовавших здесь вплоть до 20 века, представляла скульптура Германского императора Вильгельма Первого, копия работы немецкого скульптора Карла Людвига Манцеля, которая находится сегодня в Груневальдской башне в Берлине. Интересный выбор сделал Айгар Бикше! Вильгельм Первый, прозванный своим внуком «Великим», вошёл в историю как человек, объединивший Германии, правда с оговоркой, что реально объединением занимался канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк. Вильгельм никогда не бывал в Риге, а вот его внук, последний кайзер Германии Вильгельм Второй был, так что выбор именно этого произведения не очень ясен. Зато известно, что Манцель был другом Вильгельма Вандшнайдера, автора памятника Барклаю де Толли, что расположился напротив инсталляции. Интересная перекличка времён. Статуя Вильгельма также являлась символом империализма и национализма, как основополагающей силы государства.

Поляков в «войне памятников» представляла копия известной «Мадонны на полумесяце», скульптуры первой четверти XVI века. Она была изготовлена для алтаря церкви св. Петра и после событий календарных беспорядков в 1524 году хранилась в Мюнстерском зале рижской Большой гильдии и служила одним из символов общества. Во время Второй мировой войны скульптуру вывезли в Германию, где она и хранилась вплоть до 2001 года, когда мэр города Любек передал скульптуру в Музей истории Риги и мореходства. В инсталляции Бикше Мария с младенцем представляла польскую религиозность, хотя к Польше она не имела никакого отношения.

Шведов в инсталляции представляла темнокожая кукла Барби в шведском национальном костюме. В отличие от остальных скульптур, она не повторяла уже существующее произведение, хотя её поза явно напоминала памятник Ленину. Автор инсталляции скопировал её с куклы, купленной на ebay. Что интересно, по его задумке кукла символизирует поп-культуру и глобализацию, но, с другой стороны, тут можно усмотреть намёки на интеграцию и толерантность, ведь сегодня темнокожая шведка никого не удивляет. Но скульптура — это ещё и отсылка к традициям, ведь кукла одета в национальный костюм Швеции.

Русских на инсталляции представляла конструкция «Пролетарии всех стран соединяйтесь» Густава Клуциса. Этот художник-авангардист, плакатист, представитель конструктивизма, один из создателей искусства цветного фотомонтажа всю жизнь считал себя русским и свою инсталляцию создал в 1922 году для конгресса Коминтерна в Москве. Отсюда и надписи на английском языке: «Мир рабочих». В инсталляции этот объект символизировал революцию, но ещё он намекал на то, что в становлении советской власти латыши сыграли не последнюю роль.

Инсталляции Бикше всегда вызывали неоднозначную реакцию: кому-то они нравились, кто-то их считал откровенным уродством и полагал, что без них городу было бы лучше. После окончания мероприятий Культурной столицы, скульптуры «войны памятников» зажили своей жизнью: скульптуру Вильгельма использовали для разных инсталляций, и сегодня она находится у скульптора в имении, Мадонна с младенцем переехала в городок Яунпилс, где погибла от рук неизвестных вандалов, которые подожгли скульптуру. Кукла Барби, переодетая в латышский национальный костюм, недолго махала рукой посетителям Калнциемского база в Пардаугаве, пока там шла выставка работ Айгара Бикше, а инсталляция Клуциса больше нигде не засветилась. Творение Бикши окончательно ушло в историю.

Площадка в самом центре города часто становилась ещё и местом установки рождественской ёлки. Несколько лет подряд установку ёлки спонсировала известная строительная фирма «Skonto būve». С этой елью связан один анекдотический случай из истории этого места. Сотрудники расположенной неподалёку гостиницы однажды столкнулись со странным явлением: скоро Новый год, гостиница полна приезжих. Вот приходят с вечерней прогулки бодрые немцы и забрав ключи от номера весело говорят девушке-рецепционисту: -«Skonto Buve» (В переводе с латышского «Сконто строит», а также название фирмы-спонсора новогодней ели у отеля). Немецкий девушка знала плохо, так что подумала, что ей показалось. Но за немцами пришли деликатные французы, и девушка вновь услышала весёлое - «Skonto Buve» в свой адрес. Ну, а когда с подобными словами к ней обратились русские туристы, она не выдержала и поинтересовалась, что они имеют ввиду? «Ну как же», ответили весело те «это же по-вашему «С новым годом»!» и указали на ёлку, красовавшуюся посреди бульвара.

Елка с логотипом Skonto būve. Google.de
Елка с логотипом Skonto būve. Google.de

Последним на сегодняшний момент арт-объектом на углу Элизабетес и Бривибас стали так называемые «Ворота почёта». По замыслу авторов художника Висвалдиса Асариса, 3 D-проектировщика Карлиса Калве и поэта Андриса Акментиньша это должен был быть подарок рижанам на столетие республики. Подарок обошёлся в круглую сумму – 250 тысяч евро. Ворота представляли собой арку, выполненную из цифровых экранов, на них появлялись различные изображения, сопровождаемые вариациями на тему поэмы «Талавский трубач» Рудольфа Блауманиса.

Ворота сначала обыгрывали тему национального праздника, но потом чутко «откликались» на события: на день города на экранах красовался герб Риги и элементы городской архитектуры, на Первое сентября показывали книги или формулы, во время национальных праздников прибалтийских республик ворота окрашивались в национальные цвета, а во время карантина, вызванного пандемией вируса Ковид-19, на экране показывали дом и виды Латвии. Что интересно, ворота нравились далеко не всем и вскоре их прозвали «штанами Ленина» и ко всему, что на них транслировали, относились с насмешкой. В начале 2021 года ворота убрали. Они и так не задумывались как постоянный объект и к тому же слишком дорого обходились городу.

Сегодня «свято место» на углу центральных улиц Риги снова освободилось. Ни один монумент не смог на нём задержаться надолго: какие-то были временными объектами, какие-то задумывались как нечто вечное, а третьи и вовсе не были реализованы, но все эти объекты претендовали на значимость. К тому обязывало это место. «Свято место» опустело, кто следующий?