Как завладевание помогает в отношениях с детьми

Создание осознанного приглашения в отношения

Мы много говорим о важной роли отношений в образовании – и на то есть причины! Построение отношений с учениками – неотъемлемая часть создания эмоционально безопасных учебных сообществ.

Я очень благодарна Гордону Ньюфелду за разработку доступного и интуитивно понятного языка, касающегося установления и сохранения отношений. Он говорит о «завладевании», «перекрывании» и «сватовстве» как о трех основных ритуалах привязанности. Когда я впервые услышала слова Ньюфелда о «завладевании» (англ. « collecting », буквально – «собирание» - прим. перев.) как о ритуале привязанности, меня поразила не только интуитивность этого ритуала, но и само его название. В нашей культуре е сть такое выражение : «мне нужно собраться с мыслями» (англ. « I need to collect myself »), которое для меня всегда означало прийти в себя, сознательно вернуться к себе.

Слово «завладевание» отозвалось во мне как идеальное определение для приглашения, которое мы даем детям, поскольку оно вызывает в сознании образ привлечения детей к себе.

В эпоху разобщенности ритуалы привязанности имеют очень большое значение. Создание осознанных приглашений в отношения необходимо для того, чтобы мы могли встроить практики налаживания отношений в нашу повседневную работу и, таким образом, помочь ученикам чувствовать с нами связь. Эти практики также позволяют создавать атмосферу эмоциональной безопасности, необходимую детям для обучения, роста и раскрытия лучших сторон их личности.

Итак, что же такое завладевание? «Завладевание» – это то, что большинство из нас уже делает инстинктивно, настолько инстинктивно, что у многих из нас до сих пор нет для этого названия.

Когда мы «завладеваем» ребенком, мы делаем сознательное усилие для установления контакта, чтобы ребенку было комфортно с нами. В течение дня родители часто завладевают своими детьми разными способами, начиная с небольших ритуалов приветствия после разлуки (например, утренние объятия или совместный перекус после школы с разговорами о событиях дня), до целенаправленной деятельности по установлению контакта (например, вместе почитать книгу или побросать мяч). Даже будучи взрослыми, многие из нас используют ритуалы, которые позволяют восстановить связь друг с другом после разлуки. Похоже, мы инстинктивно знаем, что приветствие друг друга после расставания – будь то простое «Доброе утро!» или «Как прошел твой день?» – это важная часть поддержания отношений.

Многие преподаватели инстинктивно завладевают своими учениками в начале каждого урока. Одни могут по утрам здороваться с кажд ым ребенк ом по отдельности или пожимать ему руку. Другие могут начать с анекдота или какого-то другого ритуала, чтобы поприветствовать учеников перед началом занятий. Такой способ завладевания служит не только приветствием, но и позволяет восстановить связь с учениками на межличностном уровне. Его основной посыл: «Эй, я с вами! Вы в классе, чтобы учиться, а я здесь, чтобы вас учить. Мы с вами в этом деле заодно».

Завладевание учениками – это не стратегия «вопрос-ответ», которую часто используют учителя для привлечения внимания, если дети не слушают. Завладевание – это больше, чем просто попытка привлечь внимание. Завладевание – это активация - или восстановление - связи и отношений. Дело в том, что дети, чьим вниманием мы завладели, с большей вероятностью будут нас слушать, а значит, классом будет легче управлять. Но это не главное преимущество завладевания учениками – это его приятный побочный эффект.

Дети, которыми мы завладели, слушают нас и их легче обучать, потому что они чувствуют более тесную связь с нами, и поэтому им эмоционально безопаснее быть рядом. Чувство безопасности повышает вероятность того, что они последуют за нами и будут открыты для наших указаний. Когда ученики чувствуют себя в безопасности, они, скорее всего, будут тянуть руки в ответ на вопросы и пойдут на творческий риск с нашей поддержкой. Они попробуют что-то новое под нашим присмотром и будут готовы к ошибкам. Более спокойное и расслабленное состояние учеников в нашем присутствии может повысить их способность к исследованию других точек зрения без необходимости так твердо придерживаться собственных идей.

Стратегии завладевания учениками

Не существует единственного или самого правильного способа завладевания учениками. Каждый учитель и каждая группа учеников уникальны. Секрет в том, чтобы развивать и внедрять ритуалы – начиная с простого приветствия каждого ученика, входящего в класс, до более творческих ритуалов, но при этом естественных и удобных для нас как учителей и как личностей.

У одной моей знакомой учительницы – назовем ее Дейрдра – необычный способ завладевания. Дейрдра довольно экстравагантна, носит яркую одежду и такие же разноцветные и яркие очки. Свой ритуал завладевания она выстроила довольно органично, когда ученики стали обращать внимание, что ее очки всегда подходят к одежде. В начале каждого учебного года Дейрдра ставит на стол большую корзину с очками. В корзине около тридцати пяти пар очков различных расцветок – от зебры до горошка. Она составляет таблицу с именами детей в алфавитном порядке, где каждое имя соответствует дате занятия. Каждое утро ребенок, чье имя выпало на этот день, может выбрать, какие очки будет носить Дейрдра. Одни дети стараются, чтобы очки как можно лучше сочетались с ее нарядом, а другим, наоборот, нравится выбирать очки, совершенно не подходящие к ее одежде. Все это проходит в теплой атмосфере, и этот веселый утренний ритуал ученики Дейдры ждут с нетерпением каждый день. Всего за пять минут Дейдра помогает ученикам почувствовать связь с ней, повеселиться вместе и подготовиться к учебе.

Для завладевания вниманием учеников есть и много других способов. Например, работая с подростками, я часто начинаю занятия с небольшого «прогноза погоды».

Вот как это выглядит.

Все (включая меня) садятся в круг. Я прошу каждого описать, какая погода лучше всего характеризует его самочувствие в этот день. Кто-то может сказать: «штормовое предупреждение» или «полно радуг» или «солнечно, но возможны проливные дожди». Это приоткрывает для меня окошко в мир каждого ученика в этот день без необходимости точно знать, что с ним происходит.

«Прогноз погоды» как приём завладевания подойдёт для групп, в которых уже сложилась определенная атмосфера доверия. Возможно, в других группах лучше придерживаться более простых приемов завладевания, которые предполагают меньшую степень доверия. Например, таких, как анекдот дня или ритуал с очками Дейрдры. Что бы мы ни выбрали, важно открывать каждое занятие коротким увлекательным опытом завладевания, в котором и мы как преподаватели также должны принимать участие.

Завладевайте, прежде чем управлять

Завладевание не менее важно и в другие ключевые моменты. Например, одна из самых фрустрирующих ситуаций – когда учащиеся нас не слушают, потому что погружены ли в свой собственный мир или игнорируют нас намеренно. И как бы ни было для нас заманчиво в такие моменты повысить голос, использовать резкий тон или применить наказание, гораздо эффективнее поработать над установлением связи с учениками на их уровне. Другими словами, в такие моменты важно повторять про себя, как мантру: «сперва завладевай, потом управляй». И в этом нет ничего сложного. Все, что вам действительно потребуется сделать, – это войти в мир детей с уважением. В зависимости от возраста и характера ребенка вы можете:

• присесть рядом с партой, установить зрительный контакт и улыбнуться, а затем немного поболтать о чем-то, что в данный момент привлекает их внимание;

• тепло прикоснуться к плечу, чтобы привлечь внимание, если ребенок кажется погруженным в свои мысли;

• попытаться установить зрительный контакт, кивнуть или поднять большой палец вверх, давая задания из противоположной части класса;

• сочувствовать тому, что в данный момент ученики могут не хотеть читать или заниматься математикой, или наводить порядок на своей парте. Дайте им знать, что вы понимаете, как бывает трудно делать то, чего не хочется. А затем, как только вы почувствуете связь, скажите им снова, мягко, но твердо, что все равно пора браться за дело.

Я знаю, что нас самих могут фрустрировать такие действия. Но некоторые дети настолько внутренне рассеяны, что не могут выполнить задание, пока не вернутся в настоящий момент. И лучший способ вернуть их внимание в класс – помочь им переориентироваться на отношения с нами. Более того, завладевая учениками перед тем, как попросить сделать что-либо, мы можем избежать их враждебной позиции и снизить вероятность сопротивления. Если потратить несколько минут на установление контакта с учениками на их уровне, показать, что мы видим их потребности, то возрастет и вероятность того, что они будут работать на уроке с удовольствием.

Ханна Бич

Перевод Инги Безлепкиной

Редактура Татьяны Безбородовой

Изображение suju-foto с сайта Pixabay
Изображение suju-foto с сайта Pixabay
Изображение suju-foto с сайта Pixabay