Принципы поведения: как выбрать программы по коррекции поведения для школы?

Принципы поведения: как выбрать программы по коррекции поведения для школы?

Не так давно меня попросили выступить на Конференции по вопросам поведения, организованной Советом по вопросам образования региона Восточные кантоны (провинция Квебек). На конференции собрались все участники процесса: директора и руководители, учителя, консультанты, тьюторы, работники школьных столовых, водители автобусов, секретари, попечители и родители – с целью придумать, как помочь ученикам лучше справляться с требованиями к поведению в школе.

У меня было 45 минут на то, чтобы представить им четкую и понятную концепцию. На первый взгляд, задача не из легких, но, благодаря парадигме Ньюфелда, я знала, что смогу изложить основные принципы, которые помогут облегчить выбор из множества доступных методов и программ по коррекции поведения.

Гордон Ньюфед напоминает нам, что в работе с детьми необходимо учитывать несколько ключевых факторов, а именно: созревание, уязвимость и привязанность. Первый фактор – созревание – это процесс и неотъемлемая часть нашего становления как личности. Если все идет как нужно, нас так и тянет исследовать мир и становиться жизнеспособными существами. Все начинается с фразы «я сам» и продолжается по мере того, как дети стремятся прощупать почву и выработать свои собственные пути решения жизненных сложностей. Однако, как нам известно из последних исследований о мозге, этот процесс занимает длительное время, и для многих из нас заканчивается лишь к 25 годам, а то и позже.

Второй фактор, который мы должны учитывать, - это уязвимость. Чтобы расти, каждому организму нужно оставаться мягким. (Для человека это означает иметь мягкое сердце и способность испытывать уязвимые чувства, такие как вина, смущение, злость, грусть и т.п.). Однако мягкость – это состояние, которое делает нас уязвимыми. В лучших интересах своего развития наши дети должны быть способны вынести это состояние уязвимости.

Как это возможно? Ответ кроется в третьем факторе, который нам необходимо учитывать, а именно – привязанность. Наши дети могут остаться мягкими лишь в контексте безопасных и надежных отношений со взрослыми.

Любые методы или программы коррекции поведения, внедряемые в школе, должны учитывать эти три ключевых фактора. Иными словами, нам следует спросить себя: Обладает ли этот метод коррекции следующими характеристиками:

- учитывает ли он взросление? Предусматривает ли понимание потребности человека «исследовать мир» (и совершать ошибки)? Подходит ли для текущего уровня развития ребенка (которое не всегда совпадает с его биологическим возрастом)? Уважает ли природную незрелость взрослеющего человека, или же предполагает искусственно «вырастить» детей, чтобы они моментально стали вести себя, как «маленькие взрослые»?

- защищает ли он уязвимость детей? Или же использует стыд и пытается встревожить ребенка, чтобы управлять его поведением?

- уважает ли и защищает ли он отношения ребенка и взрослого; способствует ли развитию крепких, заботливых привязанностей, так необходимых для развития ребенка.

Затем я критически проанализировала некоторые распространенные методы коррекции поведения.

1. Использование «метода последствий» для изменения поведения. Многие дети, которым трудно учиться на последствиях, позже, чем обычно, вырабатывают способность смотреть на одно и то же событие с разных сторон. В инциденте они действуют исходя из того, что кажется им наиболее важным, и не могут удерживать во внимании возможные отрицательные или положительные последствия другой возможной реакции. Такие дети имеют задержку созревания и, к сожалению, мы не можем заставить их повзрослеть. Наказание методом последствий лишь еще больше фрустрирует таких детей. В результате дети перестают рассматривать нас как взрослых, которые с ними «на одной стороне», и начинают считать, что мы против них. Вместо этого, если мы понимаем, что у ребенка нет достаточного уровня зрелости, чтобы справиться с конкретной ситуацией (например, играть с другими детьми на перемене), мы должны взять ответственность на себя и организовать окружающую среду таким образом, чтобы ребенок мог в нее вписаться, не попадая в проблемные ситуации.

2. «Тайм-ауты» используют отношения для того, чтобы встревожить ребенка и заставить его вести себя правильно, особенно если мы передаем ребенку послание: «Ты можешь вернуться ко мне, когда решишь вести себя хорошо». Скрытый смысл такого послания – отношения взрослого с ребенком зависят от способности ребенка вести себя «правильно». Конечно, некоторых детей необходимо вывести из конфликтной ситуации для безопасности остальных детей. Однако, вместо того чтобы отправить ребенка «прочь», имеет смысл «передать» его другому заботливому взрослому в школе.

3. Программы подкрепления, которые мотивируют взрослых оценивать «хорошее» поведение ребенка, часто делают от природы «послушных» детей очень тревожными, так как быть «послушным» - это понятный способ обеспечить привязанность со взрослыми. Однако необходимость быть всегда послушным оставляет мало места для взросления личности, находящейся в процессе становления. Никогда не следует давать детям понять, что их привязанность к взрослому зависит от того, как они себя ведут. Детям важно получать признание своих усилий. Улыбка, кивок, «спасибо» будут оценены по достоинству, и их можно «выдавать» всем детям в любое время. Я могу еще долго говорить, но мое время истекло! Я призываю вас продолжать изучение парадигмы Гордона Ньюфелда и особенно рекомендую его курс «Понимать дисциплину: все секреты того, как привести в порядок поведение ребенка».

Ева де Гостони
Перевод Татьяны Безбородовой


Фото: pixabay.com