Итоги российского арктического анимационного 2013 года

 Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) постоянно проживает более 2,5 млн. человек, потенциальных зрителей российских и зарубежных  мультфильмов и потребителей лицензионных товаров анимационной индустрии. Это составляет менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики. После завершения работы 19-ого Открытого российского фестиваля анимационного кино (г. Суздаль, 19-24 марта 2014 года), который традиционно является ключевым событием для подведения итогов деятельности анимационной индустрии, мы сделали краткий обзор прошлогодней анимационной активности в регионах АЗРФ. Также данный материал представляет вашему вниманию обзор других событий и фактов в российском анимационном кино, которые можно отнести к арктической и полярной тематике и которые не ограничиваются только лишь 2013 годом.
Растущее  значение Арктики в современном мире и столь повышенный интерес к Арктике в России и за рубежом, возможно, позволяет говорить о необходимости формирования тематического «арктического» тренда в российской анимации, а также говорить о создании и продвижении арктических анимационных брендов.
Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) постоянно проживает более 2,5 млн. человек, потенциальных зрителей российских и зарубежных мультфильмов и потребителей лицензионных товаров анимационной индустрии. Это составляет менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики. После завершения работы 19-ого Открытого российского фестиваля анимационного кино (г. Суздаль, 19-24 марта 2014 года), который традиционно является ключевым событием для подведения итогов деятельности анимационной индустрии, мы сделали краткий обзор прошлогодней анимационной активности в регионах АЗРФ. Также данный материал представляет вашему вниманию обзор других событий и фактов в российском анимационном кино, которые можно отнести к арктической и полярной тематике и которые не ограничиваются только лишь 2013 годом.
Растущее значение Арктики в современном мире и столь повышенный интерес к Арктике в России и за рубежом, возможно, позволяет говорить о необходимости формирования тематического «арктического» тренда в российской анимации, а также говорить о создании и продвижении арктических анимационных брендов.

22 апреля 2014 года Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета Безопасности «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности». Этот регион традиционно был и остаётся в сфере особых российских интересов. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. Одновременно Россия активно наращивает своё информационное, научное, гуманитарное присутствие в Арктике. «Значительную роль здесь сыграли проходящие по инициативе России международные форумы «Арктика – территория диалога», - подчеркнул в своем выступлении Президент страны.
«Популяризация Арктики и её героев, её уникальной природной среды – особое направление в деятельности Русского географического общества», - заявил министр обороны и Президент РГО Сергей Шойгу во время работы последнего, третьего Международного форума «Арктика - территория диалога», который состоялся в сентябре 2013 года в Салехарде.

Вскоре после заседания исторического Совета Безопасности по Арктике, Правительство РФ утвердило Государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», подготовленную Министерством регионального развития и внесенную на рассмотрение  кабинета министров ещё в конце  2013 года.
Согласно принятой госпрограмме,  в границы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)  полностью вошли Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, а также частично – Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область и город Воркута (Республика Коми).
В Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) постоянно проживает более 2,5 млн. человек, потенциальных зрителей российских и зарубежных  мультфильмов и потребителей лицензионных  товаров анимационной индустрии. Это составляет менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики.
После завершения работы 19-ого Открытого российского фестиваля анимационного кино (г. Суздаль, 19-24 марта 2014 года), который традиционно является ключевым событием для подведения итогов деятельности анимационной индустрии, мы сделали краткий обзор прошлогодней анимационной активности в регионах АЗРФ. Также данный материал представляет вашему вниманию обзор других событий и фактов в российском анимационном кино, которые можно отнести к арктической и полярной тематике и которые не ограничиваются только лишь 2013 годом.

Становление региональной арктической анимационной инфраструктуры.

Чукотский автономный округ. В январе 2013 года в Анадыре  объявлено о создании любительской студии «Чукотфильм». Новое творческое объединение - логическое продолжение студии 3D-анимации «Детфильм», созданной художником и педагогом Александром Спиридоновым при городской детской библиотеке. Первым проектом студии «Чукотфильм» станет игровой анимационный фильм с рабочим названием «В снегах Чукотки». Это будет полнометражный приключенческий фильм, в котором наряду с киносъемкой будет использована компьютерная двух- и трехмерная анимация с использованием технологии «машинима». Фильм имеет в основе фантастический сюжет о приключениях юных анадырцев в далеком прошлом, во время событий Второй мировой войны. Помимо художественного фильма, организаторы студии планируют создать компьютерную игру, а также трехмерную карту Анадыря.  Идея развития анимационного искусства уже заинтересовала нескольких индивидуальных предпринимателей, которые на первоначальной стадии планируют оказать поддержку «Чукотфильму».

Республика Саха (Якутия). В феврале 2013 года Музей музыки и фольклора народов Якутии  презентовал дубляж на иностранные языки первого в республике полнометражного мультфильма «Нюргун Боотур Стремительный» (режиссер – Сергей Зверев) по мотивам одноименного олонхо Платона Ойунского (директор музея и руководитель проекта - Аиза Решетникова). В работе над созданием фильма приняли участие преподаватели и студенты Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного Федерального университета. В целях популяризации Олонхо мультфильм вышел на пяти языках - английском, немецком, японском, китайском и корейском, но уже сейчас есть планы по созданию еще двух версий переводов – на испанский и турецкий языки.

(Кадр из фильма «Нюргун Боотур Стремительный», 2010-2013)
(Кадр из фильма «Нюргун Боотур Стремительный», 2010-2013)

История этого проекта началась в 2005 году, когда якутский эпос был признан ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества. Удобной и современной формой популяризации Олонхо стало создание мультфильма, работа над которым была в основном завершена в конце 2010 года. В 2011 -2013 годах мультфильм «Нюргун Боотур Стремительный» показывался как в образовательных учреждениях республики, так и за её пределами – в частности, в мероприятиях, организованных Постоянным представительством РС(Я) при Президенте РФ в Москве (Фестиваль музыкальных музеев, г. Москва, март 2011 года) и руководством Северо-Восточного Федерального университета (Презентация перевода олонхо на английский язык, г. Лондон, декабрь 2013 года). Тем не менее, несмотря на благие цели и задачи популяризации якутского эпоса, мультфильм по мотивам Олонхо до сих пор не представлен в сети интернет, нет его и на якутских файлообменниках. «Нюргун Боотур Стремительный» остается пока, по сути, своеобразным музейным экспонатом. Музей музыки и фольклора народов Якутии планирует показывать мультфильм  по заявкам в школах Якутска и районах республики.

(Кадр из фильма «Карась-комар», 2007)
(Кадр из фильма «Карась-комар», 2007)

Несмотря на стремительный рост  и успехи якутского кинематографа последних лет, развитие анимации в республике проходит более спокойно, что связано, видимо, в первую очередь, с недостаточным количеством подготовленных профессиональных кадров. Основной костяк будущей якутской анимационной индустрии, это, в основном, студенты и выпускники Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. А самый известный в Якутии режиссер и аниматор Роберт Лабидас – выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров 1999 года (мастерская Фёдора Хитрука и Эдуарда Назарова). Основные усилия якутских аниматоров сконцентрированы сейчас на создании авторской короткометражной анимации, основанной на народном фольклоре.

В настоящее время в республике выпущен диск « Якутские   мультики » («Сахалыы мультиктар»), где собраны мультфильмы по мотивам семи  якутских  народных сказок: «Алаа-Могус» - режиссер, аниматор Константин Тимофеев; «Таал-таал эмээхсин» («Старушка Таал-таал») - режиссер Зинаида Борисова, аниматоры Анджелика Евдокимова-Ефремова, Николай Ефремов; «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» («Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами») - режиссеры Сардана Иванова, Анатолий Кириллин; аниматоры Ариана Куличкина, Алексей Татаринов; «Круговорот», «Карась-комар» - режиссер, аниматор Роберт Лабидас; «Алаа-могус и птичка Токку» - режиссер Светлана Сивцева, аниматор Ариана Куличкина; «Ааныс» («Аннушка») - режиссер, аниматор Константин Тимофеев.

Помимо полнометражной и авторской короткометражной анимации, в республике предпринимаются попытки создания коммерческой сериальной анимации («Приключения сонной совы», художник – Николай Попов), развивается детская анимация, наиболее интересным проектом из которой является детский анимационный познавательный сериал педагога Дианы Шамаевой под названием «Тиин мэйии», направленный на изучение букв  якутского  алфавита и объяснения значений редко употребляемых в речи  якутских  слов и пословиц. Герои мультфильма — забавные зверушки, вместе с которыми зрители учатся искать выход из разных жизненных ситуаций.

Ежегодно в Якутске проходят городские конкурсы среди учащихся школ по компьютерной графике и флеш-анимации. Якутские мультфильмы все чаще становятся как информационным поводом для публикаций республиканских журналистов, так и темой научных студенческих исследований (Екатерина Евсеева, «Современные якутские мультфильмы с точки зрения экологического воспитания», СВФУ, 2012).

И немаловажную роль, конечно же, для развития якутской анимации и формирования региональной анимационной инфраструктуры сыграли республиканские и международные кинофестивали.

(Официальная символика Якутского международного кинофестиваля)
(Официальная символика Якутского международного кинофестиваля)

В августе 2013 года в Якутске состоялся Якутский международный кинофестиваль, предшественником которого был первый республиканский фестиваль «Кино Арктики»,  прошедший в сентябре 2011 года. Фестиваль прошел с большим успехом и имел широкий информационный резонанс в федеральных СМИ, послуживший росту пристального внимания и интереса к якутскому кинематографу за пределами республики. В 2011 году в номинации «Анимационный фильм» лучшим стала короткометражка режиссера Роберта Лабидаса «Карась-комар» (2007, продюсерский центр «Арктик Синема», Якутск). Также во время фестиваля состоялся круглый стол по теме «Якутия – северо-восточный вектор российской кинематографии». В итоговой резолюции, подготовленной  республиканским Правлением Союза кинематографистов, участники круглого стола  выступили с инициативой перед Президентом Республики Саха (Якутия) о скорейшем принятии в республике Концепции развития национального кино и инициирования разработки Программы развития киноиндустрии. Что касается инициатив в сфере анимационного кино, то, в частности, в резолюции шла речь о подписании Договора о сотрудничестве между Правительством Республики Саха (Якутия) и киностудией «Союзмультфильм» для создания анимационных проектов для детей и юношества на основе фольклорного наследия коренных народов Якутии. Таким образом «Кино Арктики» стало отправной точкой в организации Якутского международного кинофестиваля.  В 2013 году к участию в конкурсной программе принимались фильмы, созданные в странах Арктического региона (Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания).  Анимационное кино было представлено во внеконкурсной информационной программе. Партнером фестиваля при организации этих показов выступила российская Ассоциация анимационного кино.

А в конце декабря 2013 года вышло распоряжение правительства республики «Об утверждении концепции развития киноиндустрии на 2014-2020 годы», согласно которому будет проведен республиканский конкурс сценариев игровых и анимационных полнометражных фильмов, «посвященных формированию консолидирующей национальной идеи на основе истории народов Якутии». Итоги конкурса должны были быть подведены в апреле 2014 года, а его победители будут представлены к участию в федеральном конкурсе по предоставлению средств Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство и прокат игровых и анимационных полнометражных фильмов. Согласно тексту Концепции, к 2020 году якутская киноиндустрия должна выйти по прогнозным показателям на уровень десяти анимационных фильмов собственного производства.

(Кадр из фильма «Город на оленьей тропе», 2013)
(Кадр из фильма «Город на оленьей тропе», 2013)

Красноярский край. В Норильске создана детская анимационная студия «Вообразилия» (руководитель – Валентина Розенко). Она продолжила развитие детского экранного творчества, начатого в этом заполярном городе студией анимации «Экран» (руководитель – Александр Жохов), известной своим циклом мультфильмов «Сказки хозяйки Пурги», созданным по мотивам фольклора аборигенов, проживающих на севере Красноярского края.  Студия «Вообразилия» в начале июля дебютировала с мультфильмом «Город на оленьей тропе» (посвященном Норильску) на ежегодном Открытом российском мастер-класс фестивале детского мультипликационного кино «Жар-Птица» в Новосибирске.

(Кадр из сериала «Сказки хозяйки Пурги», 2005-2008)
(Кадр из сериала «Сказки хозяйки Пурги», 2005-2008)

Помимо норильчан, детскую мультипликацию из Арктики представляли две студии из Ямало-Ненецкого автономного округа: «Северное сияние» из Нового Уренгоя (руководитель - Павел Казанцев)  и «Мынику» из Салехарда (руководитель – Михаил Коробов).

Детское объединение мультипликации «Мынику» представило на «Жар-Птице» специальную тематическую программу под названием «Тундра цветная. Оранжевая». Она включала в себя четыре первых эпизода из анимационного детского сериала «Арктические Спасатели» и авторскую короткометражку салехардского школьника Марсела Алтынбека «Сон в зимнюю ночь», получившую специальный диплом «За драматизм сюжета». В жюри фестиваля «Жар-Птица» входили известные российские режиссеры и аниматоры Сергей Серёгин, Иван Максимов и Евгения Жиркова.

(Постер сериала «Арктические Спасатели», 2012-2014)
(Постер сериала «Арктические Спасатели», 2012-2014)

Фестиваль «Жар-Птица», прошедший в Новосибирске в юбилейный десятый раз, является крупнейшим форумом детской мультипликации в Сибири, где в течение недели идут просмотры мультфильмов и организована учеба для руководителей детских анимационных студий. Ежегодно в фестивале участвуют около 50 детских студий из Сибирского, Уральского, Центрального и Приволжского федеральных округов.  В 2013 году программа детской анимации «Жар-Птица» состояла из 148 мультфильмов общей продолжительностью более 5 часов экранного времени.

Также важную роль в становлении арктической анимационной инфраструктуры играет региональный Фестиваль-конкурс аудиовизуальных искусств «Полярная сова», который проводится ежегодно в городе Норильске. В ноябре 2013 года состоялся десятый по счету фестиваль. К участию в Фестивале-конкурсе приглашаются творческие объединения молодежи, индивидуальные авторы и профессиональные коллективы Красноярского края, других регионов России, занимающихся  производством фильмов и мультфильмов. Номинация «анимационный фильм» на фестивале «Полярная сова» предусмотрена для всех  участников: в детско-юношеской, во взрослой и в профессиональной категориях.

 (Официальная символика фестиваля «Полярная сова»)
(Официальная символика фестиваля «Полярная сова»)

Ямало-Ненецкий автономный округ. В марте 2013 года анимационная студия «Мынику» (Салехард) участвовала в первом профессиональном питчинге (конкурсе) анимационных проектов в рамках 18-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале и представляла проект анимационного сериала «Приключения мамонтёнка Любы». Сериал находится в разработке и впервые был представлен на кинорынке в Аннеси (Франция, июнь 2012 г.) на консолидированном российском стенде, посвященном 100-летию российской анимации и организованном под эгидой Ассоциации анимационного кино России. Режиссер и художник проекта - Григорий Малышев (Екатеринбург).

(Постер сериала «Приключения мамонтенка Любы»)
(Постер сериала «Приключения мамонтенка Любы»)

В сентябре 2013 года мультфильм «День вороны» Объединения мультипликации «Мынику» (Салехард) получил Специальный диплом «За приверженность традициям» детского конкурса «Я не волшебник, я только учусь» на 16-ом Международном фестивале анимационных фильмов «Анимаёвка» (г. Могилев, Беларусь). В жюри фестиваля вошли такие известные деятели отечественной анимации, как Вера Кудрявцева и Леонид Носырев.  Фильм «День вороны» (режиссер – Василий Коробов) посвящен ежегодному весеннему семейному празднику народа ханты.

(Кадр из фильма «День вороны», 2010)
(Кадр из фильма «День вороны», 2010)

В декабре 2010 года на первом Международном фестивале неигрового кино «Арктика», состоявшемся в московском Доме кино при поддержке Правительства ЯНАО, «День вороны»  получил главный приз в номинации «Полярная анимация».  Фестиваль «Арктика», проходящий один раз в два года и состоящий преимущественно из конкурса документальных фильмов и телепрограмм об Арктике и Антарктике, является, пожалуй, единственным фестивалем в мире, имеющим такую специальную номинацию – «Полярная анимация».

(I Международный фестиваль неигрового кино «Арктика», Москва, 2010 г.)
(I Международный фестиваль неигрового кино «Арктика», Москва, 2010 г.)

В декабре 2012 года очередной фестиваль «Арктика» состоялся в Санкт-Петербурге. По решению жюри приз в номинации «Полярная анимация» тогда не присуждался. III Международный фестиваль неигрового кино «Арктика» состоится в Москве в ноябре 2014 года. Первоначально фестиваль планировался к проведению в мае, чтобы отметить первое празднование Дня полярника. Этот праздник был учрежден в 2012 году и будет ежегодно отмечаться 21 мая. Но по многочисленным заявкам участников сроки проведения фестиваля были перенесены с весны на осень.

Ненецкий автономный округ. В декабре 2013 года в Нарьян-Маре в рамках Дней ненецкой письменности состоялся мини-кинофестиваль «НЯТВА-ДРУЖБА», на котором  московский продюсерский центр «ДС фильм» представил анимационную пластилиновую короткометражку «Кукушка», снятую по мотивам ненецкой сказки. Премьерный показ  «Кукушки» - первого анимационного проекта студии «ДС фильм», состоялся в начале ноября в Москве в рамках «Большого Фестиваля Мультфильмов».  Уже через месяц в Нарьян-Маре режиссер и аниматор фильма Михаил Горобчук провел для детей мастер-класс по пластилиновой анимации, а продюсер фильма Екатерина Визгалова перед показами подробно рассказала о создании мультфильма «Кукушка», который делался около 2 лет. В его создании приняли участие жители Нарьян-Мара: Юлия Ледкова перевела сценарий мультфильма на ненецкий язык и озвучила роль мамы, а Вероника Талеева исполнила песни на ненецком. Координатором проекта выступила Ирина Коткина, помощник Губернатора НАО. Она в своем блоге  «ЧУМотека» не только знакомила посетителей с текущими новостями этого проекта, но и организовала премьерный недельный показ мультфильма в сети интернет. Также каждый желающий, оставив свой комментарий в блоге, смог бесплатно получить в подарок от организаторов фестиваля диск с мультфильмом. Фильм «Кукушка» участвовал в конкурсной программе 19-ого Открытого российского фестиваля анимационного кино (г. Суздаль, 19-24 марта 2014 года) и занял по итогам профессионального рейтинга 15-ое место из 111 фильмов конкурса.

(Кадр из фильма «Кукушка», 2013)
(Кадр из фильма «Кукушка», 2013)

Стоит отметить, что в Ненецком автономном округе, занимающем последнее место среди регионов России по количеству населения, согласно «Паспорту культурной жизни-2013», учреждений кинематографии нет. В 2012 году кинопоказ в округе не осуществлялся: кинотеатров в регионе не имеется, на киноустановках в муниципальных учреждениях культуры кинопоказ не проводится в связи с отсутствием технических возможностей передачи данных в единую кинобилетную систему. Но в настоящее время в Нарьян-Маре строится современный кинотеатр на 100 мест, а руководство региона предпринимает  значительные усилия в сфере кинематографии в части развития фестивального движения. Уже в апреле 2014 года, накануне Дня российской анимации (8 апреля), в Нарьян-Маре состоялся Первый международный фестиваль фильмов о коренных народах Арктики «Аргиш» (4-6 апреля). Фестиваль прошел в неконкурсном формате, его программа состояла, в основном, из документальных фильмов-участников из Москвы, Салехарда, Сургута, Екатеринбурга, Сыктывкара, Нарьян-Мара и Аляски. Во время фестиваля Михаил Коробов, руководитель объединения мультипликации «Мынику»,  провел мастер-классы по компьютерной анимации для студентов городского социально-гуманитарного колледжа, познакомил их с «золотой сотней» отечественных мультфильмов (1912-2012), а также подробно рассказал об основных этапах создания и организации работы детской анимационной студии на примере деятельности подобной студии в Салехарде.

(I Фестиваль фильмов о коренных народах Арктики «Аргиш», Нарьян-Мар, 2014 г.)
(I Фестиваль фильмов о коренных народах Арктики «Аргиш», Нарьян-Мар, 2014 г.)

Архангельск. В конце октября 2013 года, накануне Международного дня анимации (отмечается 28 октября) Ассоциация анимационного кино организовала благотворительный показ лучших мультфильмов школы-студии «ШАР», отметившей в 2013 году свое 20-летие. Помимо Архангельска, показы одновременно прошли более чем в 150 кинотеатрах России и Украины. Школа-студия «ШАР» была основана в 1993 году ведущими режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, и по-прежнему ориентирована на производство детского анимационного кино, а также авторских фильмов. Жители Архангельска смогли увидеть мультфильмы «Подкидыш» Андрея Соколова, «Опасная прогулка» Алены Оятьевой, «Два барашка» Юлии Дащинской, «Про девочку, которая нашла своего мишку» Елены Черновой, «Зинина прогулка» Натальи Мальгиной, «Осторожно, двери открываются» Анастасии Журавлевой, «Про меня», Марии Сосниной, «Королевство кошек» Марии Кузнецовой, «Виолончель» Татьяны Курнаевой, «Самый страшный зверь» Дмитрия Резчикова, «Как зайчик ни в кого не превратился» Екатерины Бим, «Про зверей и людей» Алексея Зайцева, «Друг детства» Юлии Поставской, «Две принцессы» Марии Степановой.

(Афиша мультпоказа, Архангельск, 2013)
(Афиша мультпоказа, Архангельск, 2013)

Мурманск. В начале ноября город посетили участники проекта «Всероссийский мультфильм». География проекта детской анимационной экспедиции «Всероссийский мультфильм» насчитывала 15 городов России. Это - Ставрополь, Челябинск, Новосибирск, Сочи, Кемерово, Владимир, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Нижневартовск, Москва, Грозный, Армавир и Владикавказ. Мурманск был единственным арктическим городом из пятнадцати городов, где останавливалась «Мульт-экспедиция». Дети в этих городах трудились над созданием 10-минутного анимационного фильма в технике «перекладка».

Мурманску достался заключительный эпизод Всероссийского мультфильма - «Поезд счастья»: главные герои - фокусник, кролик и злодей едут в поезде и ведут разговор о том, как много мест они посетили, а злодей рассуждает на тему «Как хорошо быть добрым». Эпизод начинается с общего плана поезда, где на фоне видны силуэты Мурманска. К слову, девиз экспедиции: «Все дело в шляпе!». Им-то и завершаются и мурманский эпизод, и сам мультфильм.

Мульт-экспедицию организовал Фонд «Поддержки инициатив в области семьи и детства «Национальный детский фонд» в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при содействии Ассоциации анимационного кино России. Художественный руководитель проекта: режиссер-аниматор Евгения Жиркова. Куратором проекта «Мульт-экспедиция» в Мурманске выступила Наталья Носенко.

(На съемках «Всероссийского мультфильма», Мурманск, 2013)
(На съемках «Всероссийского мультфильма», Мурманск, 2013)

Также в этом месяце в Мурманске произошло еще одно событие, связанное с анимационным кино. С 21 по 23 ноября в столице Заполярья состоялся VI Международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ "Северный Характер", на котором специальный приз за лучший анимационный фильм жюри присудило финской картине "Конец связи"(Over and out; Yli ja Ympäri). Фильм создан в Академии Искусств университета прикладных наук города Турку (сценаристы и режиссеры- Тапани Толонен, Элина Кюлмэнен и Кари Пиеска).

(Официальная символика Международного кинофестиваля "Северный характер")
(Официальная символика Международного кинофестиваля "Северный характер")

Миссии фестиваля "Северный характер":  объединение журналистов и кинематографистов Северных стран; создание условий для взаимопроникновения культурных традиций разных стран, включая новых жителей Севера; повышение осведомленности мирового сообщества о жизни людей на Крайнем Севере; предоставление возможности авторам телепрограмм и фильмов расширить зрительскую аудиторию, а молодым журналистам и кинематографистам - повысить профессиональный уровень в производстве телевизионных программ и фильмов; развитие рынка телевизионного контента. Впервые специальный приз за лучший анимационный фильм на фестивале "Северный характер" был вручен в ноябре 2012 года. Первым лауреатом этого приза стал шведский мультфильм «Девочка и сирена» студии «Ареварнфильм» (сценаристы, режиссеры, операторы – Якоб Петерссон, Кристоффер Олунд).

Воркута. Признаков необычной анимационной активности, по данным интернет-поиска, в этом арктическом городе не обнаружено. Но наверняка в городском кинотеатре «Каскад» в 2013 году шли в прокате российские и иностранные анимационные фильмы.

Развитие арктической тематики в профессиональном сообществе.

Помимо ранее упомянутого и находящегося в разработке проекта сериала «Приключения мамонтенка Любы» и завершенной производством авторской короткометражки «Кукушка», как самый актуальный и близкий для арктической тематики из находящегося в производстве в настоящий момент может быть отмечен сериал «Загадки шамана» анимационной студии Toonbox (Москва).  Первая серия из этого гэгового и позитивного цикла была сделана в 2009 году. Сейчас студия Toonbox трудится над новыми сериями о приключениях шамана и его компании.

(Кадр из сериала «Загадки шамана», 2009-2014)
(Кадр из сериала «Загадки шамана», 2009-2014)

Полнометражный анимационный фильм «Снежная королева» в формате 3D от студии Wizart Animation (Воронеж),  снятый по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена и вышедший в прокат в конце 2012 года, в 2013 году неплохо прошел в российском прокате. Этот мультфильм,  в отличие от большинства российских полных метров,  имел полноценную международную дистрибуцию, а также завоевал множество призов на российских и международных кинофестивалях. Сказка датского писателя, подданного арктической страны, вот уже 170 лет не оставляет равнодушными детей, а с некоторых пор - и кинематографистов. В 2013 году студии Wizart Animation поступило предложение от одной европейской анимационной студии о создании в копродукции арктического анимационного сериала под рабочим названием «Сказки Снежной королевы».

(Кадр из сериала «Арктическое кольцо»)
(Кадр из сериала «Арктическое кольцо»)

С этим предложением к российским аниматорам обратилась Лесли МакКензи - директор анимационной студии «West Highland Animation» (Шотландия). Напомним, что Лесли МакКензи более 10 лет интересуется культурами народов Арктики, а с 2009 года она координировала запуск в производство анимационного сериала «Арктическое Кольцо» (в копродукции со студиями «Нукуфильм» (Эстония) и «Камера Калиостро» (Финляндия). Первый сезон проекта «Арктическое Кольцо» должен был включать в себя тринадцать одиннадцати минутных серий авторских мультфильмов по сказкам и мифам народов мировой Арктики. Общая стоимость проекта – 1 миллион евро. Но трудности с поиском потенциальных инвесторов, связанные, возможно, с отсутствием «арктического»  тренда в европейской и мировой анимации, заставили Лесли искать потенциальных партнеров для реализации проекта «Арктическое Кольцо» в России.
По имеющейся информации, образ Снежной королевы в данном проекте станет узнаваемой медиафраншизой, представляющей зрителям сказки, мифы и фольклор народов, проживающих в циркумполярном регионе планеты. Станет ли этот проект реальностью, превратившись в арктический аналог отечественной «Горы самоцветов»? Расскажет ли Снежная королева  зрителю сказки холодной бесконечности под девизом «Мы живём в Арктике!»? Время покажет…

(Кадр из фильма «Снежная королева», 2012)
(Кадр из фильма «Снежная королева», 2012)

А пока идут переговоры, северные мультфильмы анимационной студии «Пилот» (Москва) сами отправились к арктическому зрителю и приняли участие в  программе «Недели российского кино в Исландии», которая проходила с 25 по 31 октября 2013 года в Рейкьявике. «Неделя кино» стала звеном череды великолепных культурных событий, организованных в рамках работы Кочующего Северного Кинофестиваля (директор – Марина Южанинова), и посвященных 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Исландией. Подготовка «Недели российского кино в Исландии» осуществлялась Посольством России в Исландии и Продюсерским центром НОРФЕСТ при финансовой поддержке Министерства культуры России.  В основной программе были показаны полнометражные художественные фильмы разных жанров. В информационной программе «Недели» были представлены избранные серии из цикла «Гора самоцветов», а именно - якутская сказка «Непослушный медвежонок» Натальи Березовой, ненецкая сказка «Майма-долгожданный» Инги Коржневой, таймырская сказка «Как помирились Солнце и Луна» Сергея Олифиренко и эвенкийская сказка «Медвежьи истории» Михаила Алдашина и Марины Карповой.

(Кадр из фильма «Как помирились Солнце и Луна», 2008)
(Кадр из фильма «Как помирились Солнце и Луна», 2008)

И, напоследок, еще два важных события для развития арктической анимации произошли в Москве в конце 2013 года.
Во-первых, в октябре Русское географическое общество впервые учредило и организовало конкурс на соискание медиагрантов на 2014 год. Обществом будут поддержаны 20 проектов документальных, научно-популярных и анимационных фильмов, в том числе и на арктическую тематику, а именно:  фильмы о жизни, быте и промыслах коренных народов Севера, об экологической безопасности, о сценариях климатических изменений, о биоразнообразии и о промышленном освоении региона. Общий объем финансирования медиагрантов – 30 млн. рублей.
Во-вторых, 11 ноября в комитете по культуре Государственной думы РФ состоялся Круглый стол «О законодательных предложениях по поддержке отечественного детского и анимационного кино». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители администрации Президента РФ, Министерства культуры РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства экономического развития РФ, представители Ассоциации анимационного кино, анимационных и кино- студий, продюсерских центров, киносетей и телевизионных каналов. Среди множества обсуждаемых важных вопросов, в частности, руководителем студии «Анимаккорд» Дмитрием Ловейко была затронута тема о необходимости помощи государства в дубляже фильмов на национальные языки народов, проживающих в России, таких как татарский, башкирский, якутский и другие. Но пока для решения этой проблемы, по мнению участников Круглого стола, руководителям студий стоит самим активнее заниматься поиском средств на осуществление этих проектов, обращаясь непосредственно к руководителям национальных субъектов России.

(Кадр из фильма «Самоедский мальчик», 1928)
(Кадр из фильма «Самоедский мальчик», 1928)

Арктический тренд как предчувствие.
Растущее  значение Арктики в современном мире и столь повышенный интерес к Арктике в России и за рубежом, возможно, позволяет говорить о необходимости формирования тематического «арктического» тренда в российской анимации, а также говорить о создании и продвижении арктических анимационных брендов. Следует отметить, что, фактически, «арктический» тренд в отечественной анимации уже существует, но находится в латентном состоянии. Начиная с фильма «Самоедский мальчик» (1928), а также «союзмультфильмовских» летописных картин 30-х годов, посвященных подвигам полярников-ученых и авиаторов, и заканчивая «арктическими» эпизодами сериала «Гора самоцветов» и анимационными роликами «Мульти-Россия» от продюсерского центра «Аэроплан» (Москва), в отечественной анимации присутствует тема Арктики, а также тема мифов и сказок коренных народов, живущих в ней. Арктические персонажи и сама эта огромная холодная территория яркими мультвехами представлена в таких фильмах, как «Песенка радости» (1946) Мстислава Пащенко, «В яранге горит огонь» (1956) Ольги Ходатаевой, «Снежная королева» (1957) Льва Атаманова, «Кто самый сильный» (1961) Владимира Дегтярева, «Дочь солнца» (1963) Александры Снежко-Блоцкой, «Умка» (1969) Владимира Попова и Владимира Пекаря, «Сказка дедушки Ай-По» (1976) Владимира Данилевича, «Северная сказка» (1979) Расы Страутмане, «Хозяин ветров» (1984) Галины Тургеневой, «Кутх и мыши» (1985) Оксаны Черкасовой, «Келе» (1988) Пеэпа Педмасона и Михаила Алдашина, «Однажды» (1992) Октябрины Потаповой. Во всех этих фильмах Арктика представлена не только как фон, а и как главная тема и главное действующее лицо. И у продолжателей арктической темы в российской анимации – проекта «Гора самоцветов» и проекта «Колыбельные мира» от компании «Метроном Фильм» и студии «Пчела» (Москва) – непочатый край работы в этом направлении.

(«Чукотская колыбельная» из сериала «Колыбельные мира», 2003-2010)
(«Чукотская колыбельная» из сериала «Колыбельные мира», 2003-2010)

Итак, по какому же вектору будет развиваться в ближайшие годы региональная арктическая анимационная инфраструктура? Это будет зависеть от того, станет ли кинематография важным приоритетом в культурной политике российских арктических регионов, а также, соответственно, насколько она будет представлена в региональных законах о культуре и в государственных региональных программах развития культуры на ближайшую перспективу.
Обратят ли свой взор в Арктику представители российского профессионального анимационного сообщества? Расскажет ли российская анимация себе и миру о мифах и легендах, о географии, о растительном и животном мире, о городах и людях Арктики? А также о героях-первопроходцах, путешественниках, ученых-полярниках, летчиках, моряках и пограничниках? О нефтегазодобытчиках и, конечно, о коренных малочисленных народах – оленеводах, охотниках и рыбаках? Возможно, хотя бы некоторые из этих арктических тем найдут свое отражение в «Концепции развития анимационной отрасли России до 2025 года», разрабатываемой в настоящее время Ассоциацией анимационного кино России.

Михаил Коробов, Екатерина Степонайтис
педагоги Объединения мультипликации "Мынику"
г. Салехард
4 мая 2014 года

В публикации использованы материалы, фото и иллюстрации из социальных сетей,  блогов, а также с интернет-сайтов российских анимационных студий, фестивалей, проектов, организаций и информационных агентств.