Болгарский микродвигатель для моделей-мишеней ДБ - 24 .

2 June
1,4k full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 80% of the total page views
3 minutes — average reading time

Приветствую!! ) Этим двс я начинаю рассказ о микродвигателях для моделей , выпущенных за границей . О двс ДБ-24 я уже рассказывал 17 января 2020 г. , но на данный момент появилось много другой информации- и по просьбе болгарского друга- Любомира Караиванова , решил написать вторую часть про этот двс. Кстати-Любомир создал музей моделизма в г. Сопот => https://google.com .

Немного пред истории:: ( МОИ МЫСЛИ ) с середины 60х начало массово развиваться военное вертолётостроение. Во время войны во Вьетнаме ( 1965-1974 ) такие вертолёты получили широкое применение. Так же возникла необходимость борьбы с такими вертолётами и создания необходимого вооружения-различные зенитные комплексы. И соответственно операторы-стрелки этих комплексов должны обладать высокой точностью стрельбы по низколетящим целым - вертолётам. Следовательно нужны были летающие мишени=== и такие разработки велись в Болгарии в г. Пловдив на авиаремонтном заводе . Во второй половине 60х на АРЗ были созданы модели мишени с двс ДБ-12 - копией Супер Тигра G-71 . Ранее в том же городе была уже была попытка копировать G-71 на Р.Т.К. "Рационализаторский Трудовой Коллектив" №5, г . Пловдив, Болгария, 1966. Но большого применения модели с этими двс не получили. В конце 60х М. О. СССР сделало заказ АРЗ на серию моделей мишеней -более 1200 шт. для обучения стрельбе операторов зенитных комплексов . Для их создания и разработки было подключено множество советских НИИ и КБ, к примеру -ЦАГИ и ОКБ Антонов . И в 1971 на АРЗ была выпущена модель мишень с совершенно другим двс - рядным-двухцилиндровым . Я думаю двс был разработан в СССР под названием АЛКУ -23 ( алку - название астероида ) . Поршневая группа этого двс так же взята с Супер Тигра 71. В Болгарии этот двс стали выпускать под названием ДБ-24 ( двигатель Болгарии ).

Двигатель АЛКУ-ДБ : рядный, двухцилиндровый , двухтактный , калильный. Впуск рабочей смеси - через коленчатый вал. Продувка поперечная. Рабочий объём двс-23 кб. см.. Диаметр цилиндра- 2 х 25 мм. , ход поршня 2 х 23,5 мм .. Масса двс 1090 гр..

Благодаря Любомиру-- двс был разобран и нормально промыт после крайнего полёта 10 лет назад. Двс состоит из носка с валом на который надевается воздушный винт , двух картеров с поршневой группой, двумя головами со свечой, карбюратором, центральным блоком с валом распределения и задней крышкой.

Схема установки поршней. Часть мотыля первого вала входит противовес второго вала.

Поршневую группу , свечи накаливания для двигателей заказывали в Италии . Двигатель комплектовали запасными поршнями с кольцами и шатунами. Шатун Супера спутать с другим сложно- он имеет свой почерк и стиль. Так же вместо смазочного отверстия в шатуне-- пропил . Пальцы поршней с алюминиевыми заглушками.

Сборка двс на болтах с шестигранной головкой через шайбу Гровера. Головки болтов имеют сквозное отверстие - для контрольной контровки. Двойная страховка затяжки болтов от отворачивания-- взята из советской авиации.

Голова двс фиксируется к картеру винтами через шайбы Гровера. Даже Супера не позволяли себе такой роскоши ))).

Двс в сборе, заводской вариант. Картера имеют номера , выполненные клеймением. Номера одинаковые, но первый и второй картер клеймят дополнительно цифрами 1 и 2 , для сборки. ( за качество контровки-прошу извинить --- лет 15 ничего не контрил -а переделывать лень ))) .

Двигатель не комплектуется глушителем-даже нет места для его крепления. Звук от работы очень громкий. В первой части я показал самодельный вариант глушителя.

Вал двс имеет диаметр 10 мм с резьбой М10х1 . При установке на модель на вал устанавливают обтекатель в.винта , а так же удлинитель вала.

Задняя крышка так же крепится болтами с двойной фиксацией.

На моём двс есть дополнительная маркировка-- скорее всего маркировку сделали по месту эксплуатации двс. 777 , 99 , 93.

Двигатель комплектовался площадками для его установки на модель. Площадки устанавливались снизу на лапки двигателя .

Двс готов к установки на модель . )))

Двигатель комплектовался воздушным винтом, имеющим паспорт.

Двигатели имели формуляры в которые записывали его эксплуатационные характеристики.

Двс принимался ОТК.

Основная часть моделей с двс ДБ-24 , около 99% поступала в части ПВО СССР . После списания двигатели попадали в модельные клубы. Так же можно в клубах и кружках встречались модели мишени .

Фото Анатолия Шкируть  -- московск обл- Щёлково.
Фото Анатолия Шкируть -- московск обл- Щёлково.
Фото Анатолия Шкируть -- московск обл- Щёлково.

Модель РУМ , на которую устанавливали двс АЛКУ-ДБ . Без двс-- модель падает на хвост ))) .

В период распада СССР ( конец 80х ) - заказы на модели закончились. Прекратилось и производство двигателей.

На данный момент информации про двс очень мало. Единственное фото с описанием можно найти в книге Иржи Калина (Двигатели для спортивного моделизма) . Даже в болгарской книге про АРЗ нет полноценной информации о двс, нет ни фото , ни схем - чертежей ( в основном в ней даётся информация про модели- БЛА ) .

Спасибо!! ) Не болейте ))

Подписывайтесь на мой канал: Авиамодельные двигатели.