ЕвровидЕние. Ч.3

Итак, простота и даже "одноразовость" песенок становилась всё более очевидна. Даже французский уже не спасал ситуацию (1983, Корин Эрме - Si la vie est cadeau). В 84-м дело хоть чуть-чуть, но сдвинулось с застывшей кучи неинтересной музыки. Хотя бы стало ясно, что развлекательность наряду с примитивизмом теперь являются главными приоритетами конкурсных песен

Хорошо админов конкурса накололи в 86-м. Выиграла конкурс, заявившая до этого о своем 15-тилетии, 13-тилетка. Песня там была так себе, но детский-то голосок могли бы и проверить на возрастную принадлежность. Оспорить первое место не удалось, но возрастной ценз 16+ все-таки ввели. И правильно. Еще один "Голос. Дети" народ бы не потянул.

Если вы заметили, то я намеренно перепрыгиваю через некоторые года и песни, не останавливаясь на них. Меня интересуют только песни. Да, мое мнение субъективно, но если мое ухо не может зацепиться за очередную песню-победитель, то и нафиг ее.

В 80-х конкурс стал уже не эстрадным, а жутко попсовым. По макушку розовосоплевым. Тем самым, который Капитолина Деловая (вроде так звали эту критиканку) обозвала "конкурсом для домохозяек". И я с ней на тот момент был абсолютно согласен. Какую бы домохозяйку не вштырило от нескольких часов жутчайшей попсы в образе седовласого Меладзе в духе Михайлова?

Вот, например, Джонни Логан с его "Hold Me Now" 87-го года выпуска. Да-да, тот самый, что уже взбирался на вершину "Евровидения - 1980". Интересно, не с его ли композиции ли стырили "I Will Always Love You" для Хьюстон в "Телохранителе"? Нет, увы. всё совсем наоборот.

В 1988 году песни-победителб опять оказалась неинтересна - "Ne partez pas sans moi", исполненная на французском языке канадкой Селин Дион, выступающей за Швейцарию. Опупенная комибинация :D В результате сам конкурс, конечно, не выиграл, а вот Селин - еще как.

В 1990-м до вершины "Евровидения" наконец добрались, пытавшиеся неоднократно достигнуть ее ранее, санремовцы (Тото Кутуньо - "Insieme 1992"). Песня слишком обычная, чтобы на ней заострять внимание. Правда, надо отметить, что своим исключительно позитивнейшим творчеством итальянцы начисто угробили музыкальный вкус большей половины адекватного человечества Европы. И не менее адекватной, но еще большей части советских граждан. У нас эта зараза еще долго не выветрится. Уж больно близки нам по духу гармонии были эти мелодичные итальянские припевочки.

Мои прыжки через года становятся еще шире, а окружение безрадостнее. 1995 год - победа ирландского дуэта Secret Garden с композицией "Nocturne". Красивой, но напоминающей что-то очень знакомое из классики. То ли русской, то ли из какого-нить Грига или Глюка. Так и не вспомнил, возможно просто глюк.

98-й год: все порядочные ортодоксальные иудеи конопатили щели, дабы воспрепятствовать выступлению за свою страну транссексуала Даны Интернэшнл. А та возьми, да и выиграй. С песней «Diva». Да-да, той самой, от которой почему-то тянет... Тошнит, короче. И то, что пел транс, здесь вообще не при чем. Просто в ноты оно не попадало через строчку. Ну и Филька наш добавил, испоганив оригинал по самое небалуйся. Филька вообще уже давно и профессионально поганит даже хорошие зарубежные песни. Судьба у него такая.

"Евровидение - 1999" снова явило очередной образчик плагиата, причем очень ненавязчивого и безразличного для абсолютного количества слушателей. Походу, песня забылась на следующий же день после конкурса. Если не через час (Шарлотта Нильсон - "Take Me to Your Heaven").

Конкурс к 2000-му окончательно стал междусобойчиком политично настроенных граждан и их представителей. Иногда, экономически-политичных. Отставание от попсовой "моды" конкурсных песенок всё больше усиливалось, обычным явлением стали фрики и повальная телерантность. Что убивало конкурс с каждым годом всё больше и больше. Более интересные, хитовые песни сливались в угоду всего-всего. Прямой плагиат был все-таки редок, чаще умыкались идеи, звуки и эффекты (Olsen Brothers - Fly on the Wings of Love в 2000-м), эксплуатировалась толерантность и стилистика (Танель Падар, Дэйв Бентон и 2XL - Everybody в 2001-м). Из Эстонии конкурс в 2002 плавно перетек, конечно же, в Латвию, где прославилась Marie N с песней "I Wanna", с проплагиаченным мотивом рефрена и пародией на образ Вайкуле. Если интересно, то посмотрите в Ютубе.

Они уже не стеснялись. А пипл хавал навзрыд.

В 2004 неожиданно выстрелила Руслана со своими "Дикими танцами". Секрет успеха был прост: удачно использованные гуцульские напевы + непритязательный текст + бойкая мелодика "из минора в мажор и обратно" + танец и костюмы. Этакое ускоренное путешествие гуцульского хоббита. Хит, который многие помнят до сих пор. А у кого-то помнят только бороду. Вообще, музыкальный европродукт у хохлов и далее стрелял неплохо. Где-то невезло, где-то не получалось, где-то была осечкой, а где-то - белорус.

Кстати, появилась еще одна интересная тенденция: исполнять композиции в стилистике прошлого исполнителя (2005, Елена Папаризу - My Number One) или в стилистике уже почти забытого стиля, как у финских хардовых ребят в 2006-м (Lordi - Hard Rock Hallelujah). Почти поголовно участники конкурса стали орать. Но пипл не пугался и не разбегался.

Особенно интересно был устроен российский пипл. Многим из нас тогда казалось, что наши-то не хуже. И даже результаты это, типа, доказывали. Хотя было очевидно, что хуже. Либо у нас песня была отстойная, либо хорошая, но плохо исполнена. Если же нам самим нравилось и то, и другое, то мы начисто забывали, что это ощущение только наше. Забывали, панимаш, что в конкурсе участвуют и другие страны, у которых музыкальная культура более совместима, что ли. Наконец, в 2008-м дождались успеха. Потому что сложилось всё. И мотивчик, и образ, и шоу. Приятные не только для отечественного слушателя. Спел вживую, кстати, очень жутковато. Но на фоне остальных более часто попадал в ноты.

На следующий год белорусский норвежец Сашка Рыбак покорил всех своей непритязательной Fairytale. Он показал, как со славянской идеей, не выеживаясь с выползающими из фоно балеринами, сочинять хиты и выигрывать. Правда, голос его хоть и не особо мазал, но разобраться в этом досконально было нельзя - бэки активно накрывали и выравнивали.

Рыбак мне реально понравился. Было в нем что-то живое, самостоятельное. Да он всем понравился. Абсолютный количественный рекорд в истории конкурса и рекорд по количеству очков превосходства над вторым местом. А происходило это дело в Москве. А то!

Наверное поэтому у конкурса, впервые с 2002, не было своего девиза (каждый лепил своё). Хотя за такой девиз можно взять и слова Эрнста "Главное — не заработки, а внешнеполитический эффект». Нахрена ему сдался этот эффект, почему он так дорого стоил и в чем заключался - непонятно до сих пор.

Последний запоминающийся хит, ставший чемпионом, зафиксирован в далеком 2010-м. Пела его полуняшечная немка с постоянно сводящимися колленками. Для аппетита пипла, наверное.

Всё.

Дальше были чемпионы-фрики, были голосящие во весь рот кивины, были обыкновенные подделки под оригинальные хиты мировых звезд. А хитов среди чемпионов больше не было. Да и у Гагариной, честно говоря, был тоже далеко не хит. Ну кто ту песню сейчас помнит?

Сегодня "Евровидение" давно не конкурс, а телепроект, шоу. 90% вокалистов шпарят по-Англицки и это понятно. Ведь чем более гармонично текст "вплетается" в мотив, тогда вероятность запоминания темы, его "хитовость" вероятнее. Именно поэтому всякие "ться", "щст" и "ёпрст" априори проигрывают англоязычному тексту. Почти поголовный переход евровидениевских текстовиков на английский - это констатация, а не "бездумное преклонение перед Западом", как пафосно пытаются объяснить сей феномен некоторые горячие головки.

Но почему-то лично я не могу поверить что музыка закончилась и нот всего семь (на самом деле больше ;)). Я продолжаю чего-то ждать.

К сожалению, убежать от стереотипов не может ни один человек. Музыка стала не просто продуктом, а продуктом, не имеющим отношения к музыке. Поэтому на предстоящем конкурсе оценивать композиции будут опять не по "хитовости", а по их перспективе в телерадийном поле.

Разве что чудо?

Начало

Вторая часть