Уважаемые читатели, немногим более тысячи лет назад наших родных Богов заменил пришлый Бог. Чуть более века назад Его заменил атеизм, место Бога занял образ вождя, который исчез одновременно с исчезновением Советского Союза.
Но как говорят, «свято место пусто не бывает». К кому обратится человеку в период безбожия, если попадает он в сложное положение. С этой позиции весьма интересно посмотреть на эпизод, который случился со мной в одном из таёжных маршрутов…
Несколько августовских дней шёл я вверх по реке и, срезая излучины, переплывал с берега на берег, чтобы идти по галечным косам. Из-за ежедневных дождей уровень воды в реке всё время поднимался. И, наконец, случилось то, чего опасался – дождь полил почти без перерыва. Вскоре вода затопила косы, а тучи, мрачные и зловещие, легли на сопки и сдавили таёжные просторы в узкую полоску.
Почувствовав недобрую ночь, я разбил лагерь, свалил сухостойную лиственницу и до темноты запасался толстыми чурками для ночлежного костра. И предчувствие не подвело: ночью подошёл грозовой фронт, началось светопреставление. Сквозь стену тропического ливня ослепительные молнии вспарывали кромешную тьму рассеянным светом, создавая из мрачных туч, мокрой тайги и мутной, вышедшей из берегов реки, мимолётные фантасмагории;
сквозь невообразимый шум падающей воды в чёрном небе оглушительно гремели «камнепады», в клочья рвалось ночное пространство. Шквальный ветер норовил сорвать и без того протекающий навес и швырял в костёр струи дождя. Разгулялись стихии! Грозные, беспощадные, навевающие мысли о потопе.
Присев на корточки под навесом, и чувствуя себя придавленной букашкой, я удерживал его от напора ветра и вспоминал наших древних Богов: Сварога и Ладу, Перуна и Даждьбога.
Вот уж не думал, что у меня, атеиста в то время, вдруг возникнет такая потребность. Вышло это как-то само собой, непроизвольно. Эти воспоминания ничего не дали в практическом плане, но ощущение «конца света» сменилось надеждой, что всё закончится хорошо.
И, конечно, помог мне жаркий негаснущий костёр из толстых кругляков, не смогли ливневые потоки справиться с ним.
К середине ночи стихия будто бы изнемогла, я сменил навес на кусок полиэтиленовой плёнки и расслабленно свалился на мокрую подстилку, подставив огню задубевшую под холодным ненастьем плоть. Но через два часа начался второй сеанс светопреставления, длившийся до рассвета. За всю ночь я так и не сомкнул глаз, и сжёг всю лиственницу, которой хватило бы даже на длинную зимнюю ночёвку. Судя по характеру непогоды, надо мной пронёсся центр глубочайшего циклона (на Дальнем Востоке сказали бы – тайфуна).
Однако безрассудное транжирство пресной воды и электроэнергии в эпоху рыночных отношений. И хоть Боги живут по Совести, но, видать, бывает и у них загул: гулять, так гулять – очень по-нашему…
А теперь немного порассуждаю. Почему я, будучи атеистом, вспомнил о древних Богах природных стихий? Тут, думаю, всё понятно – стихии не на шутку разбушевались, и порой казалось, что они могут разнести в пух и прах стоянку, залить костёр, поставить меня в безвыходное положение. Запас прочности у меня был на пределе, и нужно было чем-то его подкрепить. А чем, как не силами, управляющими этими стихиями? Вот и вспомнилось.
А нужны ли Боги природных стихий в «государственных религиях», обслуживающих цивилизацию?
Обществом управляет власть, находящаяся всегда в самом защищённом от стихий месте. Значит, она не опасается их – они ей ни к чему. А управлять проще всего с помощью такого Бога, который устанавливает единый свод постулатов, да ещё объявляет, что «всякая власть от Бога». Для пущей важности прежние Боги объявляются вредным пережитком и подвергаются остракизму.
Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что каждая из религий всё же не отходит от обычаев и традиций, присущих той географии, где она распространяется. То есть, современные религии на словах хоть и не приемлют древних Богов, но пользуются Их базовыми понятиями, и, значит, негласно признают Их. Это необходимая дань (хитрость), без которой пришлому Богу прижиться было бы намного сложнее, а может, и вовсе невозможно.
Всякая новая религия первоначально агрессор, отвоёвывающий пространство у старого мировосприятия, уничтожающий его хранителей, а значит, на начальном этапе – зло. Но поскольку уничтожить всех нельзя (пропадает смысл завоевания), происходит приспосабливание нового к старому, наслоение. Примерами этому могут служить совпадение Рождества и зимнего Солнцеворота, копирование заповедей, привязка религиозных праздников к природным явлениям… Под новым культурным слоем прежние Боги постепенно превращаются в ископаемы образы.
И вот вдали от цивилизации разбушевавшиеся стихии напомнили, что выше сил Природы ничего нет, что не вырвались мы из-под Её власти, несмотря на всяческие ухищрения. Боги наших Предков оказались очень "полезными ископаемыми". Поэтому в критический момент из моего подсознания, сквозь искусственные идеологические слои и пробились в сознание Их имена.
Благодарю за внимание.
Читайте на эту же тему рассказ, связанный с морем:
«Выбирая Богов, мы выбираем свою судьбу» и его продолжение
«Аригато»