ЛЮЦИФЕР

Люцифер - солнечный ангел, чье имя означает "Несущий свет".

В связи с тем что планета Венера видна только на заре и закате, то в античный период считалось, что это две разные планеты. Утреннюю звезду древние греки назвали Эосфор -"зареносец", по Цицерону -Фосфор, поэтически обозначив сыном титана Астрея и богини зари Эос, ставшего любимцем Афродиты, и которая сделала его стражем своего святилища. А вчернюю же звезду они назвали Геспер , поэтически обозначив сыном Атланта унесенного ветром и превращенного в прекрасную звезду.

Фосфор («утренняя звезда») и Геспер («вечерняя звезда»). Эвелин де Морган, ок. 1881 г.

Символически Эосфор (Фосфор) обозначал собой восток, Геспер — запад (у восточных локров была печать с изображением Эосфора, у западных локров — с изображением Геспера).

ГЕСПЕР

В римской мифологии утреннюю Венеру назвали Люцифер (лат. lux «свет» и fero «несу»), бог "утренней звезды", а вечернюю Веспер - бог вечерней звезды, соответствующий греческому Гесперу. Причем в Риме времён поздней империи (домината) Люцифер использовалось как мужское личное имя (praenomen). Например, известен Святой Люцифер — церковный деятель IV в. н. э., епископ Кальяри (Сардиния), противник арианства. В румынской культуре "утреннюю звезду" обозначали тоже как Люцифер (рум. Luceafăr — Лучафэр).

В дальнейшем Пифагор (по Плинию) открыл, что это одна и та же планета, а в христианстве с XVII века Люцифер становится синонимом падшего ангела

Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда) переведено как «Люцифер» (в русском переводе «Денница»): « Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

(Ис. 14:12-17) »

У иудеев и ранних христиан слово "хейлель" не несло негативного оттенка. Так например в Новом Завете с утренней звездой сравнивали Иисуса Христа (Числа 24:17; Псалом 88:35—38, 2 Петра 1:19, Откр. 22:16, 2-e Петра 1:19).

« Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

(Отк. 22:16) »

« И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

(2Пет. 1:19) »

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век)[13].

На рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14)

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе[15]. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!»(«Как упал ты с неба, денница, сын зари!»).Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

(Статуя Люцифера в Льеже (Бельгия)).

В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.

16 В безмолвии дальнейший путь свершив

И пожелав, чтобы мой взгляд окинул

Того, кто был когда-то так красив,

19 Учитель мой вперед меня подвинул,

Сказав: "Вот Дит, вот мы пришли туда,

Где надлежит, чтоб ты боязнь отринул".

(Данте АД песнь 34)

Дит – Люцифер по грудь возвышающийся изо льда в самом центре Джудекки.

28 Мучительной державы властелин

Грудь изо льда вздымал наполовину;

И мне по росту ближе исполин,

31 Чем руки Люцифера исполину;

По этой части ты бы сам расчел,

Каков он весь, ушедший телом в льдину.

Сочетая данные библейского мифа о восстании ангелов с построениями собственной фантазии, Данте по-своему рисует судьбу и облик Люцифера

37 И я от изумленья стал безгласен,

Когда увидел три лица на нем;

Одно – над грудью; цвет его был красен;

40 А над одним и над другим плечом

Два смежных с этим в стороны грозило,

Смыкаясь на затылке под хохлом.

43 Лицо направо – бело-желтым было;

Окраска же у левого была,

Как у пришедших с водопадов Нила.

46 Росло под каждым два больших крыла,

Как должно птице, столь великой в мире;

Таких ветрил и мачта не несла.

49 Без перьев, вид у них был нетопырий;

Он ими веял, движа рамена,

И гнал три ветра вдоль по темной шири,

52 Струи Коцита леденя до дна.

Шесть глаз точило слезы, и стекала

Из трех пастей кровавая слюна.

55 Они все три терзали, как трепала,

По грешнику; так, с каждой стороны

По одному, в них трое изнывало.

(Данте - Ад песнь 34)

Некогда прекраснейший из ангелов, возглавил их мятеж против бога и вместе с ними был свергнут с небес в недра Земли, в средоточие вселенной. Превратясь в чудовищного Дьявола, он стал властелином Ада.34 О, если вежды он к Творцу возвел

И был так дивен, как теперь ужасен,

Он, истинно, первопричина зол!

(Данте - Ад песнь 34)

Так в мире возникло зло. Данте вполне самостоятельно перерабатывает и дополняет библейский миф о падении Люцифера. Этой мистической катастрофой он объясняет ту архитектонику преисподней и горы Чистилища, которая лежит в основе его поэмы.

121 Сюда с небес вонзился он когда-то;

Земля, что раньше наверху цвела,

Застлалась морем, ужасом объята,

124 И в наше полушарье перешла;

И здесь, быть может, вверх горой скакнула,

И он остался в пустоте дупла".

(Данте - Ад песнь 34)

По мнению Данте, Люцифер, свергнутый с небес, вонзился в южное полушарие Земли и застрял в ее центре, средоточии вселенной. Земля, то есть суша, прежде выступавшая на поверхности южного полушария, застлалась морем, в ужасе уклоняясь от соприкосновения с Люцифером, скрылась под водой и выступила из волн в нашем, северном полушарии. Быть может, продолжает Вергилий, здесь, где теперь имеются пещера и ведущий от нее «незримый путь» (Мой вождь и я на этот путь незримый Ступили, чтоб вернуться в ясный свет, ст. 133) к земной поверхности, земля, отшатнувшись от Сатаны, скакнула вверх, образовав гору Чистилища, приходящуюся как раз над его ступнями, и он остался в пустоте дупла. Тогда же в северном полушарии, вокруг головы Люцифера, расступившаяся земля образовала воронкообразную пропасть Ада.

*****

ПАДЕНИЕ ЛЮЦИФЕРА

Среди ангелов Люцифер был одним из прекраснейших и любимых ангелов Бога. Однажды смотря на пустой трон во время осутствия Бога,он подумал: "О, как чудесно мое сияние. Если бы я сидел на этом троне, я был бы так же мудр как и он." Он сел на трон Бога и провозгласил: "Вся радость мира пребывает на мне, ибо лучи моего сияния горят подобно Солнцу. Я буду тем, кто выше всех на вершине. Пусть Бог идет сюда - я не уйду, но останусь сидеть здесь перед лицом его". И повелел ангелам преклониться перед ним,одни льстя ему преклонились а другие нет, внеся раскол в их ряды. Разгневанный Бог сверг Люцифера и преклонившихся перед ним ангелов и Бездну, превратив его красоту в уродство. Огненный Люцифер,стал черным, как уголь. У него выросла тысяча рук с двадцатьб пальцами на каждой руке, толстый длинный клюв и толстый хвост с жалами. В наказание он был прикован к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами.

*********

Образ Люцифера сохраняется практически неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа: дух Восстания и отец Гордыни.

Иные образы Люцифера:

Люцифер - «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». ( Liber Azerate). Люцифер - «Чёрное пламя разума и воли».(Luciferian Witchcraft). Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока». В Лондоне Е. П. Блаватская была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер». В книге Даниила Андреева Роза мира - Люцифер великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад — демонов. В книге Урантии — он падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Люцифер пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

Символизм:

Принадлежит к ограниченному списку высших демонов, архидемон.

Он — Дьявол Водолея,, стихии Воздуха, планеты Сатурн и Уран.

Сигил (символ) Люцифера.

***

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Итак - Люцифер. Начнем по порядку - Бог создает основу(макет) на котором воспроизводит ландшафт и оживляет с помощью флоры и фауны.На шестой день, Творец создает свой шедевр - чело и век.(число мера и вес -Н.Завет), в виде образа и подобия- информационный энергетический овал- Адам (первая модель). Затем из праха земного после тестирования на макете созданной фауны, берет образ обезьяны как наиболее успешно прошедшую тест и создает биомассу в которую помещает часть информационного энерго поля Адама (вдохнул в него жизнь сохранив связь между модель 1 и модель2 Н.Завет). Затем усыпив модель он создает из части(ребро) Адама , зеркальную суть его самого с противоположным зарядом,получая мужскую и женскую модель, что бы согласно законам физики верх притягивался к верху а низ книзу Теперь модели нужно испытать и протестировать в экстремале на макете-земля. И тогда Творец предлагает своему серафиму Люци феру (Несущий свет огня - в сакральном значении - Свет(источник) знаний), стать на ранг выше то есть стать наместником (образом бога на земле). После психологического приема - запретный плод сладок, создается прецендент и модели отправляют на полигон. А так как они уже вкусили от древа плод смоковницы(яблоко появилось уже позже), то что бы не было прокола, происходит сцена битвы между Михаилом и Люцифером, так как сам Творец- абсолют не может принимать прямого участия в разборках.. Происходит падение Люцифера и он становится наместником бога на земле. Основная задача которого провести модели через путь знания зла (древо знания добра и зла это не то что хорошо или плохо а путь знания),методом искушений и понятия что зло не всегда есть зло, например пожар в степи иногда можно погасить встречным пожаром, и жертвуя одним посевным полем спасается несколько других полей или убив маньяка, а убийство зло, тем не менее сохраняется больше жизней.

Ведя чел и века по пути знания зла Люцифер дает возможность понять что для человека зло не является естественным и в основном отторгается. Так как Творец - абсолютная любовь, то по Пути знания добра ведет его ипостась Метатрон. Человек совершая добрые поступки и помыслы усиливает внутренний Свет, который Люцифер тестирует на прочность различными методами. Таким образом на Пути Жизни модель чело и век все время чередует путь знания добра и путь знания зла, чтобы прийти к пониманию что добро и зло слиты в единое целое, и Творец присутствует везде от малой песчинки до самого человека. Ну и в роли властителя ада то же есть некие плюсы, согласитесь что хотя бы раз в жизни, но испытывали желание посадить какого нибудь типа в кипящий котел и варить его на медленном огне, получая от этого моральное удовлетворение( но это отдельная тема). P/S Естественно религии основываясь на своих догмах, разнесут этот миф в пух и прах, но прелесть этого мифа в свободе творческого полета мысли не закомплексованного религиозными догматами и выходящего за рамки их привычного круга.