Дроны и закон. Как технологии и законодательство движутся навстречу друг другу

Я люблю дроны. Я запускал их на четырёх континентах, ощущая себя парящей птицей в самых разнообразных местах - от штормового моря на западе Австралии до живописных долин Трансильвании.

После рождественского "дронофиаско" в лондонском аэропорту Гатвик стало несколько неловко заявлять о своей любви к дронам, но их популярность продолжает расти. Федеральное управление гражданской авиации США ожидает в ближайшем будущем рост продаж дронов на более 25% в год.

Но, находясь под давлением в результате подобных Гатвикскому инцидентов, законодатели пытаются как можно сильнее усложнить возможность злоупотребления беспилотниками.

В мире существует, тем не менее, универсальное правило, гласящее, что дроны массой менее 250 грамм освобождаются от ограничений в рамках новых законов.

В Великобритании регистрация для владельцев дронов и более строгие условия для аппаратов тяжелее 250 грамм вступают в силу в ноябре; в Канаде датой Х назначено первое июня. В следующем году подобные законы вступят в силу в Европейском Союзе. "Двухсотпятидесятиграммовый" размер считается достаточно маленьким, чтобы исключить нанесение катастрофического урона пилотируемому самолёту или вертолёту.

Но законодательство, призванное обуздать безответственное использование беспилотников, может сыграть на руку маленьким дронам. Уже появляются лёгкие и недорогие БПЛА массой менее 250 граммов, способные делать практически то же самое, что и большие тяжёлые дроны.

В Уимблдоне работает небольшая компания Extreme Fliers, разрабатывающая подобные микродроны ещё с 2011 года. После неудачного поиска крупного инвестора в рамках передачи BBC "Dragons' Den" основатель компании Вернон Керсвелл смог выиграть Королевскую награду в номинации "Инновационное предприятие-2016", а сегодня оборот Extreme Fliers составляет более 5 миллионов долларов в год.

Каждый год дроны Extreme Fliers становятся всё меньше и всё умнее. Их последняя модель, Micro Drone 4.0, уже собравшая более $1 долларов предзаказов, по характеристикам сопоставима с популярным DJI Spark.

Как и Spark, Micro Drone 4.0 умеет стримить видео высокого разрешения в реальном времени, летать на скорости 50 километров в час и высоте до 150 метров, может зависать на одном месте с высокой точностью даже при сильном ветре, а также поддерживает управление со смартфона.

Ключевое различие между аппаратами заключается в том, что DJI Spark стоит около 500 долларов и весит 300 грамм, в то время как Micro Drone 4.0 обойдётся в 300 долларов, а вес его составляет 140 всего 140 грамм.

Так что в то время как владельцы Spark в Великобритании будут вынуждены регистрироваться и проходить специальный тест, покупатели аппарата от Extreme Fliers будут иметь возможность запускать его прямо из коробки без каких-либо официальных разрешений.

Аппараты, подобные Micro Drone 4.0, раскупаются целыми партиями ещё до официального выхода в свет такими крупными английскими сетевыми магазинами, как Jessops, Selfridges и Currys. Значительная часть из предварительно заказанных 7000 аппаратов Micro Drone 4.0 уйдёт в Канаду, где владельцам дронов тяжелее 250 грамм грозит штраф размером до 3000 долларов за полёты без государственной регистрации.

Вернона Керсвелла, тем не менее, нельзя назвать дроно-анархистом: он надеется на разумное применение дронов людьми. Этого же мнения придерживаются и ритейлеры, такие как Jessops, который заключил партнёрство с Управлением по гражданской авиации Соединённого Королевства для продвижения образования в области бесплиотников.

Глава вышеназванного управления Джонатан Николсон сам является энтузиастом дронов, каковыми являются, по его словам, большинство его сотрудников. Он не верит, что законодательство заставит производителей выпускать дроны, действующие за рамками законов.

Когда мы рассказывали друг другу истории о своих квадрокоптерах, я упомянул, что не могу дождаться нового Micro Drone 4.0, чтобы полетать в недружелюбных к беспилотникам местах, например на греческих островах и в Скандинавии.

Мистер Николсон заявил, что после доработки законов о дронах и их унификации в Европе (что скоро произойдёт), у ответственных владельцев появится возможность летать в таких местах - конечно, с соблюдением всех правил.

"Если вас остановит бдительный полицейский, вы сможете продемонстрировать ему закон и показать, что вы летаете абсолютно законно в соответствии с законодательством Европейского Союза. И он ничего не сможет сделать", - говорит мистер Николсон.

"Тот факт, что ваш квадрокоптер тяжелее или легче 250 грамм, не будет ничего значить. Я бы предпочёл иметь более крупный дрон, соответствующий моим требованиям, чем быть ограниченным маленькой игрушкой".