Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

По окрестностям Берёзовского: станция Березит и река Пышма

Всем здравствуйте!

Сегодня наша прогулка будет пролегать по окрестностям Берёзовского, мы посмотрим на окрестности станции Березит и посетим мост, который поднимали для прохода драги.

Садимся на 56б автобус и едем до конечной, расположившейся поодаль от пос. Садовый.

Переходим по настилу железнодорожные пути и идем вглубь поселения. Недалеко попадается несколько домов, построенных в советское время. Оконные рамы украшены простыми рисунками.

Казарма путейцев
Казарма путейцев

А если походить по дачным участкам, то можно найти дома с необычными архитектурными формами.

Необычные дачные постройки
Необычные дачные постройки

Забыли купить хлеб, печенье? Добро пожаловать в местный магазин!

Магазин
Магазин

При станции Березит есть и вокзал, построенный в стиле советского модернизма скорее всего в 1970-1980е годы.

Вокзал ст. Березит, синяя раскраска, 2020.
Вокзал ст. Березит, синяя раскраска, 2020.
Иванов А.Г. Вокзал ст. Березит в 2007. Зелёная раскраска
Иванов А.Г. Вокзал ст. Березит в 2007. Зелёная раскраска

Поселок при станции был образован фактически с момента запуска частной Северо-Восточно-Уральской железной дороги в 1916 году.

Старинный рельс частной железной дороги на Изоплите
Старинный рельс частной железной дороги на Изоплите

На станцию подвозили продукцию Березовского и лесозаготовки. В послевоенные годы к станции были построены специальные ж.д. пути из Берёзовского к Березиту. Недалеко от станции известно и Шульгинское золоторудное месторождение. Подробно о нём можно прочитать на сайте краеведа Б.З. Майданика.

Шульгинское золоторудное месторождение на аэрофотоснимке 1962 года
Шульгинское золоторудное месторождение на аэрофотоснимке 1962 года

Недалеко от поселения находился ещё и пионерлагерь "Восток", ныне застроенный коттеджным поселком "Дальний Березит". Рядом со станцией находились поля, принадлежавшие Орджоникидзевскому совхозу - сейчас "УГМК-Агро".

МТФ Орджоникидзевского совхоза, 1980-е гг.
МТФ Орджоникидзевского совхоза, 1980-е гг.

Также местные жители Вам могут рассказать и про головную боль местных жителей и дачников - военных и танков, которые ранее ездили по автодороге от станции к в/ч у Кедровки. Своими тяжелыми танками военные разбивали автодорогу в хлам, на что жители много раз жаловались,, перегораживали автодорогу различными заграждениями, но их никто не слышал. Поездки танков по автодороге закончились в 2015 году, когда разобрали специальный подъездной путь у станции.

Табельная
Табельная

И, конечно, главная достопримечательность этих мест - мост, который поднимали для прохода драги по Пышме.

На реке Пышме
На реке Пышме
А вот и сам мост
А вот и сам мост

Писатель Борис Рябинин так описывал начало работы драги в верховьях Пышмы:

"На пятом километре на реке встречается первая деревня - Пышма, и здесь, сразу же на задах усадеб, в береговом болоте плещется неуклюжее железное чудовище - драга. Со стоном и скрежетом, захлебываясь в вязком болотном иле, вгрызается она в землю своими стальными ковшами, поглощая с каждым черпаком новую порцию золотоносной породы...

Максимов В.Н. "Дражный полигон" Картина из Музея золота в Берёзовском
Максимов В.Н. "Дражный полигон" Картина из Музея золота в Берёзовском

Огромный хобот, по которому ползет бесконечная цепь стальных черпаков, напоминая экскаватор для рытья траншей; одним концом он опущен в воду, других уходит внутрь плавучей фабрики. Черпаки загребают пески и уносят их в прожорливое нутро драги, где они промываются по тому же принципу, что и в лотке старателя, но механически, без участия мускульной силы, золото оседает, а пустая порода, через второй хобот, вываливается по другую сторону драги."[1]

Шестаков А.И. Драга на р. Пышме, 1970-е гг. Фото из архива газеты "Берёзовский рабочий"
Шестаков А.И. Драга на р. Пышме, 1970-е гг. Фото из архива газеты "Берёзовский рабочий"

К 1962 году в течение двадцать восьми лет драга полностью отработала верховья реки Пышмы и уперлась в железнодорожный мост, что находится неподалеку от станции Березит [2].

Драга у железнодорожного моста. аэрофотоснимок 1962 года
Драга у железнодорожного моста. аэрофотоснимок 1962 года

Его высоты (35 метров) для прохода драги было недостаточно. Рядом с мостом сделали четыре фундамента, на них установили вертикальные фермы, рядом закрепили мощные подъемные лебедки. Ниже моста построили плотину, чтобы драга проплыла под мостом.

К 7 августа 1962 года мост был поднят на 7 метров, и драга прошла. Вся операция, начиная с подъема моста и заканчивая его возвращением на прежнее место, заняла 2 часа 20 минут.

Фермы для подъема моста, лето 1962 г. Фото из Музея золота в Берёзовском
Фермы для подъема моста, лето 1962 г. Фото из Музея золота в Берёзовском

Поднимали мост силами работников Союзшахтоспецмонтажа и Берёзовского золотодобывающего рудника, чтобы сэкономить 175 тыс. рублей [2]. Для строительства дополнительных фундаментов и ферм использовали труд торфяников из пос. Монетный.

Шестаков А. И. Драга на р. Пышме, 1970-е гг. Фото из архива газеты "Берёзовский рабочий"
Шестаков А. И. Драга на р. Пышме, 1970-е гг. Фото из архива газеты "Берёзовский рабочий"

Остатки искусственного водоема на Пышме можно увидеть и в наши дни - это большие бетонные блоки, вкопанные в берега речки, узкой в этих местах. ОДин из них виден на фото.

Остатки запруживания речки
Остатки запруживания речки

А по насыпи плотины сейчас идёт автодорога с Калиновского торфяника к станции.

Вид на "плотину"
Вид на "плотину"
Мост и Пышма
Мост и Пышма

Взберёмся на мост для обозрения окрестностей.

Ирбитская ж.д. и путепровод ЕКАДа
Ирбитская ж.д. и путепровод ЕКАДа
Другой ракурс
Другой ракурс

А вот и виды на Пышму.

Пышма в верховьях
Пышма в верховьях
Другой ракурс
Другой ракурс

Тут и там шныряют мотоциклисты.

Понаехали
Понаехали
Вид в другую сторону
Вид в другую сторону

Места здесь живописные, можно любоваться Пышмой целыми часами...

Водоем для проплыва драги
Водоем для проплыва драги
Ещё один...
Ещё один...
Пышма в кустах
Пышма в кустах
Плотина водоема для проплыва драги
Плотина водоема для проплыва драги

Ссылки:

1) Попов В. А. Голубые артерии. Свердловск: СОГИ, 1936.

2) Ильинский Н. Инженеры подняли мост // Правда. 07.08.1962.

-30