Всем здравствуйте!
Сегодня наша прогулка будет пролегать по окрестностям Берёзовского, мы посмотрим на окрестности станции Березит и посетим мост, который поднимали для прохода драги.
Садимся на 56б автобус и едем до конечной, расположившейся поодаль от пос. Садовый.
Переходим по настилу железнодорожные пути и идем вглубь поселения. Недалеко попадается несколько домов, построенных в советское время. Оконные рамы украшены простыми рисунками.
А если походить по дачным участкам, то можно найти дома с необычными архитектурными формами.
Забыли купить хлеб, печенье? Добро пожаловать в местный магазин!
При станции Березит есть и вокзал, построенный в стиле советского модернизма скорее всего в 1970-1980е годы.
Поселок при станции был образован фактически с момента запуска частной Северо-Восточно-Уральской железной дороги в 1916 году.
На станцию подвозили продукцию Березовского и лесозаготовки. В послевоенные годы к станции были построены специальные ж.д. пути из Берёзовского к Березиту. Недалеко от станции известно и Шульгинское золоторудное месторождение. Подробно о нём можно прочитать на сайте краеведа Б.З. Майданика.
Недалеко от поселения находился ещё и пионерлагерь "Восток", ныне застроенный коттеджным поселком "Дальний Березит". Рядом со станцией находились поля, принадлежавшие Орджоникидзевскому совхозу - сейчас "УГМК-Агро".
Также местные жители Вам могут рассказать и про головную боль местных жителей и дачников - военных и танков, которые ранее ездили по автодороге от станции к в/ч у Кедровки. Своими тяжелыми танками военные разбивали автодорогу в хлам, на что жители много раз жаловались,, перегораживали автодорогу различными заграждениями, но их никто не слышал. Поездки танков по автодороге закончились в 2015 году, когда разобрали специальный подъездной путь у станции.
И, конечно, главная достопримечательность этих мест - мост, который поднимали для прохода драги по Пышме.
Писатель Борис Рябинин так описывал начало работы драги в верховьях Пышмы:
"На пятом километре на реке встречается первая деревня - Пышма, и здесь, сразу же на задах усадеб, в береговом болоте плещется неуклюжее железное чудовище - драга. Со стоном и скрежетом, захлебываясь в вязком болотном иле, вгрызается она в землю своими стальными ковшами, поглощая с каждым черпаком новую порцию золотоносной породы...
Огромный хобот, по которому ползет бесконечная цепь стальных черпаков, напоминая экскаватор для рытья траншей; одним концом он опущен в воду, других уходит внутрь плавучей фабрики. Черпаки загребают пески и уносят их в прожорливое нутро драги, где они промываются по тому же принципу, что и в лотке старателя, но механически, без участия мускульной силы, золото оседает, а пустая порода, через второй хобот, вываливается по другую сторону драги."[1]
К 1962 году в течение двадцать восьми лет драга полностью отработала верховья реки Пышмы и уперлась в железнодорожный мост, что находится неподалеку от станции Березит [2].
Его высоты (35 метров) для прохода драги было недостаточно. Рядом с мостом сделали четыре фундамента, на них установили вертикальные фермы, рядом закрепили мощные подъемные лебедки. Ниже моста построили плотину, чтобы драга проплыла под мостом.
К 7 августа 1962 года мост был поднят на 7 метров, и драга прошла. Вся операция, начиная с подъема моста и заканчивая его возвращением на прежнее место, заняла 2 часа 20 минут.
Поднимали мост силами работников Союзшахтоспецмонтажа и Берёзовского золотодобывающего рудника, чтобы сэкономить 175 тыс. рублей [2]. Для строительства дополнительных фундаментов и ферм использовали труд торфяников из пос. Монетный.
Остатки искусственного водоема на Пышме можно увидеть и в наши дни - это большие бетонные блоки, вкопанные в берега речки, узкой в этих местах. ОДин из них виден на фото.
А по насыпи плотины сейчас идёт автодорога с Калиновского торфяника к станции.
Взберёмся на мост для обозрения окрестностей.
А вот и виды на Пышму.
Тут и там шныряют мотоциклисты.
Места здесь живописные, можно любоваться Пышмой целыми часами...
Ссылки:
1) Попов В. А. Голубые артерии. Свердловск: СОГИ, 1936.
2) Ильинский Н. Инженеры подняли мост // Правда. 07.08.1962.