Найти в Дзене
Стив Май

Почему так тяжело учить

Постараюсь сегодня тезисно, в коротких предложениях.

Учить детей физике, химии, математике и другим наукам довольно трудно. Тому есть несколько причин.

Все мы разные, и то, что одному кажется очевидным, другому может быть не так очевидно. Если учителю кажется, что задача простая, "в два действия", "решается в уме", или ещё что-то такое, то для ребёнка, особенно того, кто первый раз видит её, это не так. Вы когда-нибудь пробовали найти дорогу в чужом городе? Так чего Вы хотите от ученика, который вообще как будто в другую страну попал, где все говорят на непонятном языке.

Язык. Слова. Их смысл. Это просто бич какой-то. Вообще, это известный в философии и психологии феномен, и уж учителям стоит его изучить. Когда мы говорим какое-то слово, далеко не факт, что наш собеседник представляет себе то же, что и мы. Уверен ли учитель, что когда он читает вслух задачу про землекопов, дети представляют мужиков в робах и с лопатами, а не земляных полицейских? А если взять слова чуть сложнее? Энергия, потенциал... - это не сложные слова, они понятно, что научные и у них особый смысл. А скорость, вес, плотность, докажи... Это привычные слова, смысл которых в науке (не)много отличается от бытового. А об этом кто предупреждал ученика?

Попытки узнать алгоритм, а не разработать самому. Вообще, цель школы - научить ребёнка изобретать алгоритм решения задачи. Пусть самый простой, в один-два шага, но свой. А ученик подсознательно увиливает от этого. А учитель и рад подыграть, ведь у него столько этих алгоритмов - простых, сложных, коротких, изящных, рекурсивных - бери и пользуйся. Нельзя. Должен сам. При чём с первого класса сам, иначе так и привыкнет поучать всё готовенькое.

А как быть, если знает, но неправильно, умеет, да не так? Прежде чем научить правильно, надо сначала показать, что неправильно. Надо, чтобы ученик сам столкнулся с противоречием. А как потом проверить, правильно или нет снова? Вопросы, вопросы...

Это не все проблемы. Их больше. Но это самые первые, самые тяжёлые.

Многие мне в комментариях пишут, мол, Стив, Ваш метод решения задачи в стопитсот таблиц не в лучшем виде смотрится, когда задача решается в два действия, Вы не могли сразу просто показать раз-два, это туда?

Не мог.