Сильные и слабые ученики

25 October 2019

Вот это мне всегда не нравилось. Даже не знаю, что больше не нравится: фраза "жертвы ЕГЭ", или вот такое противопоставление. А есть еще вот такой вздох: "ну, не дана ребёнку математика/физика/грамотность/история/языки" (нужное подчеркнуть). Нет настроения писать много, так что очень коротко.

У нас в школах делят учеников на сильных и слабых. Учителя называют это "физмат класс" и "гуманитарный класс". Дети - они же дети - сразу говорят: "нас делят на умных и тупых". Устами младенца... Постарайтесь эту статью прочитать со следующей мыслью:

Дети не тупые, они всё прекрасно видят и понимают. Даже если не осознают этого.

Например, по какому признаку на самом деле их делят взрослые.

Раньше гуманитарием называли того, кто хорошо знает историю, языки, литературу... А теперь - тех, кто не знает математику, физику, химию...

Грустная шутка.

Тем более, что это не шутка.

Сильные ученики

К таким учителя относят тех учеников, которые лучше всего вызубрили много алгоритмов. Их сила в старании, терпении и великолепной памяти. Другие ученики таких не любят. Если сильный ученик продержался в этой категории дальше середины 8 класса, то он - суперсильный.

Кстати, сильные ученики до конца жизни не понимают, что такого сложного в математике, физике, химии. Для них это всё легко: подставил, это - туда, а то - сюда. Среди взрослых таких много. Их очень легко отличить по фразам "зачем такие сложности?", или "чего тут может быть непонятного?" Те, кто постарше, особенно в разговоре с младшими, уверены, что их знания - вершина мира.

Пример есть у меня. Когда-то давно, когда я учился в ВУЗе и готовился к экзамену по электричеству, об этом узнал один сильный ученик. "Э, да чего там, в этом электричестве учить? Фаза да ноль!" Тот сильный ученик был в разы старше меня, поэтому я молча съел "фазу" с "нулём" и пошёл дальше учить уравнения Максвелла, разбираться в его шестерёнках. Я про себя таких теперь так и называю - "фаза да ноль".

Слабые ученики

Если ученик запутался в алгоритмах и поленился их учить, то такого относят к слабым. Сидит такой "слабак" на задней парте, и уже даже не пытается разобраться, почему же при делении уголочком делить надо не всё делимое*, а только левую его часть. Этих, кстати, большинство. Они так-то понимают, что не дурнее паровоза. Но учителя их смело записывают в "группу риска" и предлагают родителям... Ну, что предлагают? Дополнительно позаниматься с ребёнком, нанять репетитора, перейти в общеобразовательную школу, в коррекционный класс...

Классу к пятому эти слабые ученики и в самом деле начинают верить в то, что они делают что-то не так. Верить в себя перестают. Чтобы заставить такого работать, надо постараться. Очень.

Заключение

Сколько раз я слышал от учеников и даже взрослых две фразы:

"Так это что, всё что ли? И вся физика такая простая?"

"Ой, зачем же такие трудности? Вот же, понятный и простой алгоритм..."

Угадайте, кому какая принадлежит?