Про непутёвую толерантность я писала здесь и здесь. А бывает ли путёвая? О, я помню, была такая!
Тогда даже слова такого не знали, «толерантность», но умели в книгах, в фильмах, в мультфильмах показывать, что все люди разные, что нужно относиться с пониманием к тем, кто от тебя отличается.
Пожалуй, больше всего таких произведений мне вспоминаются из тоталитарного советского периода. Поразительно! Итак, чему учили советские мультики?
- Показывали сильных девушек и девочек. Самая сильная, пожалуй, Василиса Микулишна. Но и девчонки помладше не отставали: Элли, Оля (из книги и фильма «Королевство кривых зеркал»), девочка из «Двенадцати месяцев», девочка из «Гусей-лебедей», Серая Шейка… Пусть они были маленькими и слабыми, сильным был их дух, дух настоящих воительниц. Вероятно, это отголоски войны.
- Мультик «Рыжик-конопатый» призывал не смеяться над внешностью.
- «Иваны-капитаны» - про дружбу народов. В других мультиках тоже время от времени показывали негритят, эскимосов и других.
- «Не важно, кто ты. Важно, какой ты», - так сказала мама-хрюшка в мультике «Чуня».
- Голубой щенок. В каком смысле он "голубой"? Да какая разница, просто непохож на других!
- А кудрявого ёжика родители приняли таким, какой он есть.
- Да и щенок Дружок, пусть был беспородным, но нужным дедушке.
Западные творцы тоже показывали разных людей.
Сильных женщин, которые были цельными личностями, как, например, «Зачарованные». Нам показывали их характеры, взаимодействие с миром, интересы, развитие.
В романе «Гарри Поттер» кого только нет! Тут есть и некрасивая (в начале) Гермиона, есть мальчик из многодетной семьи – Рон, есть неуклюжий Невилл и Полумна не от мира сего, есть чернокожие, китайцы, индусы, французы. И при этом все на своих местах и логично вписаны в историю.
Одно время был популярен мультсериал «Witch», про девочек-волшебниц. И комикс про них же. Главными героинями в нём были: рыжая худая девочка, пухляшка, чернокожая, модная блондинка и китаянка.
Диснеевские мультфильмы: «Принцесса-лягушка» и «Мулан». Оба о сильных девушках, оба о других национальностях. Оба логичные.
Так что толерантность идёт на пользу искусству… когда авторы действительно озабочены проблемой тех или иных людей и логично вписывают эту проблему в произведение. А не когда просто пихают в сюжет побольше разных меньшинств с целью срубить побольше бабла.