Будет ли расчленение поисковика? Google под давлением стражей американского антимонопольного законодательства.

В декабре прошлого года генеральный директор Google Сундар Пичаи был вынужден отвечать на вопросы американского Конгресса о том, что делает компания с ее легендарным охватом. Точнее говоря, сколько хитов Google перенаправляет на сторонние сайты в качестве обычной поисковой системы, и какую часть этого охвата компания сохраняет для коммерческой эксплуатации и монетизации на своих собственных сайтах и ​​приложениях Alphabet Holding?

 ©msnbc.com
©msnbc.com

Ответы, которые тогда давал Пичаи относительно органической и коммерческой поисковой выдачи, сочли бесполезными - вместо того, чтобы ссылаться на конкретные цифры, он делал смутные заявления об отличительных особенностях путешествия пользователя в мире поиска.

А на недавней конференции по поисковому маркетингу SMX Advanced в Сиэтле наблюдатели пришли к заключению, что Google становится все менее поисковой системой и гораздо более портальной. SERP (Search Engine Results Page) от Google почти неузнаваем по сравнению с тем, как он выглядел всего несколько лет назад. Эта эволюция в корне меняет путь клиента поисковика, поскольку Google владеет этим процессом, позволяя пользователям обходить клики по веб-сайтам для получения информации, принятия мер и даже заключения сделок. Это будет иметь последствия практически для каждой компании, сообщила Джессика Боуман, главный исполнительный директор внутреннего отдела SEO и редактора Search Engine Land.

Данные Clickstream подтверждают тенденцию

Однако пробел в цифрах был заполнен Рэндом Фишкиным в публикации "Сколько поискового трафика Google осталось кому-то, кроме себя?". Используя данные о потоках кликов от аналитической компании Jumpshot для рынка США, он показал, что около половины из примерно 150 миллиардов посещений Google в США в 2018 году были так называемыми «поисками без кликов» - другими словами, конечными точками пути пользователя, без дальнейшего перехода на сторонний сайт после запроса поиска. Это означает, что Google отвечает на запросы каждого второго пользователя на своем веб-сайте, тем самым лишая сайты органического трафика.

Новый дизайн и интерактивные функции в своих некогда четко структурированных результатах поиска теперь создают впечатление, что Google все чаще принимает на себя функции классического веб-портала в соответствии с запросом пользователя. Более того, согласно данным Jumpshot, Google перенаправляет около двенадцати процентов кликов на собственные сторонние сайты, такие как YouTube. По словам Фишкина неизвестно, сколько поисковых запросов перенаправляются в приложения Google, такие как Карты или Gmail, на мобильные устройства и открываются в них. И всего около 40 процентов (более 60 миллиардов кликов в год) перенаправляются на сторонние сайты в качестве результата органического поиска в Интернете.

Анализ трафика также показывает, что общее количество этих кликов в целом оставалось относительно стабильным в течение последних трех лет. При этом органический трафик с мобильных конечных устройств резко падает по сравнению с настольными устройствами. Это можно объяснить выбором платных и локальных результатов поиска в связи с маленьким экраном смартфонов. По словам Фишкина, причина того, что это сокращение органического трафика от мобильных поисков еще не ощущается операторами веб-сайтов, заключается в том, что охват Google продолжает быстро расти.

Итак, Google на распутье.

Напомним, что Google использует большую часть роста трафика для собственных сайтов и ​​в приложений. Однако эта потеря потенциальных посетителей сторонних веб-сайтов компенсируется резким общим ростом охвата Google. Основной вывод - поисковик больше не отличается от своих коммерческих конкурентов - платформ для сравнения цен и торговых площадок, когда дело касается определенных структурированных поисковых запросов, таких как рейсы, отели или киносеансы.

Поэтому слушания в Конгрессе и расследования, начатые Министерством юстиции США, относительно использования компанией своего монопольного положения в поиске, чтобы вести нечестную конкуренцию в других секторах, весьма актуальны. Google должен решить, хочет ли он быть поисковой системой или всезнающим универсальным порталом. Диверсификация его бизнес-модели не должна дорого обойтись другим игрокам рынка.

Ранее боссы цифровых гигантов, таких как Amazon, Google, Facebook и Apple, также вызывались Конгрессом в произвольном порядке в целях установления фактов и принятия мер по ограничению ущерба.

Источник: Стефан Копп, Управляющий директор, Plan.Net Performance