Тактика залог - успеха!

1. ArmA: Armed Assault

Вышедшая 18 лет назад Operation Flashpoint: Cold War Crisis никого не оставила равнодушным. Большинство игроков хоть и признавали масштабы происходящего (огромные карты в десятки квадратных километров, богатейший выбор оружия и техники), но не могли смириться с хардкорностью геймплея. Целый час проходить миссию, чтобы быть убитым шальной пулей из-за куста? Помилуйте! Любителей “поиграть в войнушку” такая перспектива моментально отпугивала на расстояние запуска межконтинентальной баллистической ракеты. Однако уже после выхода демо-версии стало очевидно, что игра станет бессмертным хитом, пусть и среди не очень большой группы преданных фанатов. Именно они создали сотни различных модификаций, миссий и даже полноценных кампаний. Некоторые творения народных умельцев оказались настоящими произведениями искусства и на порядок превзошли оригинал. Смекнув, что надо “ковать железо пока горячо”, издатель быстро выбросил на полки несколько весьма посредственных адд-онов любительского уровня. Долгих четыре года длилось ожидание Operation Flashpoint 2. Но в мае 2005-го появились дурные новости, не предвещавшие проекту ничего хорошего. Права на бренд остались у Codemasters, которые по-прежнему издавали OF2, а детище Bohemia Interactive сменило название на Armed Assault. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда одновременно две студии делали разные версии одного и того же экшена. Фанаты “Флешки” поняли, что с продолжением их любимой игры творится неладное, но оставалась надежда на профессионализм и опыт чехов…

Зеленые vs красные

После первых 15 минут знакомства с Armed Assault возникает одно очень сильное желание. А именно: достать диск из привода, аккуратно положить на пол и с наслаждением раздавить его кирзовым сапогом. Ответственных же за содержание оного DVD отдать под трибунал, лишить всех наград и отстранить от занимаемой должности. Не буду в очередной раз брюзжать по поводу тотальной недоделанности современных проектов, поскольку тема явно перешла в разряд риторических. Данный же случай – чистой воды клиника, и с трудом поддается лечению патчами. Но обо всем по порядку.

Если помните, сюжет в Operation Flashpoint представлял собой военно-политическую фантазию на тему “если бы СССР поссорилось с НАТО”. Обнаглевший советский генерал ввел войска на территорию вымышленного архипелага, где базировались американские части, и понеслось. Множество неожиданных сюжетных поворотов, разнообразные задания, злые русские и янки-спасители. Пафосный звездно-полосатый боевик при этом магически воздействовал на мозг, не позволяя телу оторваться от монитора. Нечто подобное ждал я и в этот раз. Но, увы и ах, сценарий явно писался всем трудовым коллективом на обрывках туалетной бумаги. В последнюю неделю перед отправкой диска в печать.

Кампания является чем-то вроде набора миссий, объединенных одним условным конфликтом. Место действия: вымышленный латиноамериканский остров, разделенный узким перешейком на две примерно равных части. На юге находится Королевство Сарани, которое поддерживает США, на севере – коммунистическая Демократическая Республика Сарани (Ким Чен Ир нервно икает). Небольшой контингент американских военнослужащих обучал королевскую армию и теперь покидает страну, чтобы уже через пару дней оттянуться в увольнительной у себя на родине. Последние подразделения должны погрузиться на корабли в самое ближайшее время, как вдруг поступают сведения о перестрелке в пограничном городе Коразол. Патруль из двух “Хаммеров” отправляют расследовать инцидент. Засада, беспорядочная пальба, солдаты в экипировке российской армии с автоматами Калашникова и нашивками северных соседей… Вроде как война.
Вот это “вроде как” и характеризует весь сторилайн. Из уровня в уровень мы будем заниматься одним и тем же: захватить, удержать, устроить диверсию, уничтожить конвой. Задания сработаны под копирку, их невозможно отличить друг от друга. О чем-то оригинальном, вроде побега из плена или выхода из окружения, можно и не мечтать. А что тут удивляться – на туалетном листочке особенно не разразишься идеями.

“До кучи” прилеплен куцый стратегический режим. На нем изображена карта боевых действий с синими и красными стрелками. Всегда есть одна “сюжетная” миссия и несколько дополнительных. Последние, как правило, отличаются неимоверной сложностью. Например, дан приказ уничтожить в одиночку конвой из шести грузовиков, прикрытый двумя БМП-2. Если учесть, что стрелки БМПэшек видят игрока в любое время дня и ночи в самых густых зарослях, задача становится почти непосильной. Но о сложности я еще скажу “пару ласковых” позже.
Само качество исполнения находится на уровне сырой бета-версии. Если игру и тестировали, то только разработчики. Криво расставлены триггеры, из-за чего как противник, так и союзные солдаты периодически впадают в ступор и не знают, как действовать дальше. Нередка ситуация, когда, взяв первый рубеж обороны, атакующие просто замирают на месте и превращаются в куропаток под прицелом охотника. Командование может отдать распоряжение доставить подкрепление на передовую, но вот незадача: бойцы не желают садиться в кузов, так как кто-то делал уровень впопыхах в последний момент. Примерно в середине кампании я обнаружил в брифинге открытые вэйпойнты, которые можно было изменять как в редакторе. Какая трогательная забота об игроках: чтобы не портить им нервы, дали возможность переделать все самим! Очень демократичный подход.

Ах да, забыл упомянуть одну интересную деталь. Действующих лиц больше нет. Забудьте рядового Армстронга, полковника Блейка, генерала Губова и Джеймса Гастовски. Вы теперь – безымянный солдат, герой военных игрищ зеленых и красных кружков на карте. После смерти даже появилась возможность переключиться на другого вояку, если конечно это задано в условиях миссии. Хотя нет, я буду не совсем честен, если не упомяну двух личностей, появляющихся во время роликов. Одна из них – журналистка с телевидения. Эта флегматичного вида дама позирует на фоне бравых янки и бронетехники и со скучающим видом рассказывает о последних вестях с фронта. Оператор съемочной группы, по-видимому, неравнодушен к ней, так как постоянно держит в кадре. Ну разве что совсем редко он нехотя поворачивает съемочный прибор в сторону, чтобы продемонстрировать горящий танк или пару трупов. При этом звучит комментарий вроде: “Несколько часов назад здесь развернулось ожесточенное сражение между войсками северного Сарани и подразделениями армии США”. Не знаю, где набирают таких репортеров, но зритель бы помер со скуки от подобного освещения событий. Должно быть, по мнению чешских разработчиков, зрелищность – не то, чем известна американская журналистика. Но не волнуйтесь, эта команда недоучек не долго будет вам надоедать. Случайный снаряд и… некролог из уст ведущего выпуска новостей. Этот мужчина с болезненно бледной физиономией и останется единственным героем сюжета.

Полет танка над гнездом кукушки

Помнится, был в Operation Flashpoint один забавный глюк. Выстрел из танковой пушки или прямое попадание вертолетного НУРСа могли запросто отправить свечкой УАЗ в верхние слои атмосферы. Так вот сообщаю: после окончания Холодной войны русские инженеры подсуетились и прикрутили ракетный двигатель уже к танкам. В Armed Assault пролетающая над горизонтом бронемашина есть не порождение галлюцинирующего разума, а особенность местной физики. “Фича”, так сказать. Ручные гранаты теперь отскакивают от земли, словно резиновые мячики, поэтому попасть ими в противника очень сложно. А если уж очень захочется поднять себе настроение, то попробуйте кого-нибудь задавить. Гусеница БМП, вежливо отодвигающая солдатика в сторону – то еще зрелище!

Но стоит все же признать, появились и положительные изменения со времен первого “Флеша”. Вертолеты больше не дергаются в конвульсиях на земле, после того как упали. Нечаянно наехавший на стену дома танк ее просто сносит, тогда как раньше были все шансы застрять в ней брюхом. Управление воздушными средствами стало более адекватным и реалистичным. Теперь самолет действительно похож на самолет, а не на ракету-самоубийцу. Винтокрылые машины серьезно различаются по маневренности. Вы моментально почувствуете разницу между ударным КА-50 и многоцелевым Ми-17. До уровня симулятора игра конечно сильно не дотягивает, но от нее это и не требуется.

Навесив на свое детище гордый ярлык “Ultimate Combat Simulation”, чехи должно быть имели в виду, что у них полноценно моделируется поле боя. Однако, на мой взгляд, прилагательное “Ultimate” относится скорее не к качеству моделирования, а к сложности игрового процесса. Попасть из обычного стрелкового оружия теперь крайне трудно, потому что существенно увеличился разброс. Даже если вести огонь одиночными, пули ложатся куда угодно, но только не в цель. Самое обидное во всем этом то, что управляемые компьютером солдаты практически не знают промаха и бьют точно в лоб на 200 метров. Единственный способ выжить – постоянно менять положение, перебегать от одного укрытия к другому. Однако с БМП-2 такой трюк не сработает, в Armed Assault они превратились в настоящие машины смерти. Даже если вы просто лежите ночью в кустах, наблюдая за колонной техники, вас все равно засекут и уничтожат. В то же время, у танков я такой зоркости не заметил.
Им, кстати, существенно сбавили толщину шкурки, так что теперь одно попадание подкалиберным снарядом отправляет стального монстра прямиком на небеса вместе с экипажем. Повысилась и эффективность гранатометов. Двух попаданий из РПГ-7 в кормовую часть “Абрамса” достаточно, чтобы его уничтожить. Однако лобовая броня способна выдержать даже пять гранат. Жаль, что Bohemia Interactive не смогли отказаться от своего традиционного подхода к повреждениям техники под названием “полоска жизни”.

Да за такое… уши на ходу отстреливают!

Вот я и дошел до самой неприятной особенности нашего сегодняшнего пациента. Он, знаете ли, болен. Серьезно болен. А причиной всему – преждевременные роды. Малыш отчаянно хватается за жизнь, пытается дышать, но у него постоянно отказывает то один, то другой орган. Начнем, пожалуй, с графических багов. Людей с неустойчивой психикой лучше вообще не подпускать близко к Armed Assault, ибо здесь у нас сюрреализм. Текстуры обожают подгружаться по нескольку секунд, отчего техника иногда выглядит как набор прямоугольников, кубов и ромбов. Вместо бравых бойцов по местности разгуливают какие-то одноцветные фигуры, напоминающие Жидкий металл из фильма «Терминатор 2».
Но это еще цветочки! Вы когда-нибудь стреляли из воздуха? А я стрелял. Берем с убитого пехотинца невидимый пулемет, вставляем невидимую ленту с патронами, передергиваем невидимый затвор и Тра-Та-Та! Из пустых рук вылетают очень даже видимые трассеры. Что это? Колдовство? Новая разработка оружейников? Или просто ловкость рук и никакого обмана? Еще один досадный глюк: находящиеся в воздухе объекты время от времени исчезают, просто испаряются. Как будто попадают в небольшую черную дыру. Вот представьте, ведете вы огонь по вертолету, а он раз и пропал! А потом вдруг появился у вас за спиной, чтобы сделать ракетный залп. Технология “Стелс”, не иначе…

Серьезно страдает звук. Я не имею сейчас в виду то, насколько реалистично стреляет РПК или М-16. Дело в другом. Часто можно услышать какие-то посторонние хрипы, которые режут ухо. Особенно это заметно, когда вокруг много источников шума, например от техники. Кроме того, есть проблемы с пространственной локализацией звука. Иногда кажется, что вот совсем рядом танк; мотор ревет так, будто многотонная туша уже навалилась на вас всем своим весом. А на самом деле танкисты спокойно проезжают в нескольких сотнях метров.

Полный перечень ошибок занимает несколько машинописных листов и при желании можно глумиться до бесконечности. Но зададимся лучше вопросом: почему? Что помешало чехам сделать экшен, достойный своего предшественника, довести проект до ума? Ведь очевидно, что Armed Assault обладает огромным потенциалом, который погребен под грудой недоделок, глюков и откровенной халтуры. Скорее всего, виной тому – конфликт с Codemasters и последовавшая смена издателя. Плохое финансирование вполне закономерно сказалось на качестве готового продукта. Поэтому стоит снисходительно отнестись к Bohemia Interactive, серьезные разработчики выпускают игры в таком виде не от хорошей жизни.

P.S. В России Armed Assault локализовывала «Акелла». Причем русская версия появилась практически одновременно с чешской и немецкой. Локализация явно стилизована под работу пиратов. Судите сами: криво подобранный шрифт, буквы разного размера, банальное отсутствие перевода во второй половине кампании. Качество самого перевода иногда сильно напоминает результат работы электронного словаря. “Специалист по противотанковым средствам” – перл сезона.

2. ArmA 2

«Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом.»

Вопреки мнению, что хардкорные симуляторы непопулярны, в подобных играх дефицита не наблюдается. Все дело в том, что продажи качественных представителей данного жанра порой превосходят все ожидания разработчиков и издателей. Таким свойством обладало в свое время детище чешской студии Bohemia Interactive – военный тактический симулятор Operation Flashpoint (OFP), родившийся на свет в 2001-ом году. Аналитика подсчитала, что тираж этой игры превысил два миллиона копий. Можно только представить, сколько в мире оказалось любителей реализма, и как сильно тогда разбогатела небольшая студия. В течение пяти лет боевик стал культовым и быстро оброс любительскими аддонами от преданных фанатов, ждавших появления сиквела. Но, потеряв богатенького издателя в лице Codemasters и раскрученный бренд, оставшаяся в одиночестве Bohemia Interactive выпустила Armed Assault(ArmA), внешне напоминающую OFP, но качественно ей несоответствующую. Коммерчески ArmAпровалилась, попутно разочаровав преданных фанатов своей неиграбельностью. Спустя три года мучительной работы со стапелей чешской студии выходит ArmA 2, а главным конкурентом ей становится некогда близкий и родной проект Operation Flashpoint 2 от Codemasters.

Примерный эскиз эволюции визуальной составляющей игр Bohemia Interactive.
Примерный эскиз эволюции визуальной составляющей игр Bohemia Interactive.

«Войны начинаются в умах людей»
Из преамбулы Устава ЮНЕСКО

Bohemia Interactive предлагает игроку в очередной раз принять участие в вымышленном вооруженном конфликте, основанном на реальных международных проблемах современного мира. До ArmA 2 наиболее ярко запомнились события OFP, которая охватила времена холодной войны между США и СССР, при этом сюжет тогда оказался богаче и ярче, чем в первой ArmA, это также отмечали и многочисленные фанаты. Однако вторая часть предложила новый подход в представлении кампании.

События игры разворачиваются во время гражданской войны, происходящей на территории постсоветского вымышленного государства Чернарусь. Постоянные вооруженные стычки между сторонниками западной демократии, местной властью и коммунистическим движением «Красная Звезда» (ЧДКЗ, они же «Чедаки»), ищущим поддержки со стороны России, закончились отступлением Чернарусских Сил Обороны (ЧСО). Под руководством военачальника с прозвищем «Акула» ЧДКЗ захватило большую часть Северной Чернаруси, установив в регионе свою собственную власть. После возобновили военные действия с целью захвата западной части страны.

Премьер-министр Чернаруси Александр Баранов обратился за помощью в установлении мира в регионе к своим западным партнерам. По решению Альянса НАТО приводит в готовность свои силы быстрого реагирования в евроазиатском регионе с целью предотвратить дальнейшие жертвы среди гражданского населения в области конфликта. В этот момент игроку и предлагается взять на себя роль 33-летнего чернокожего сержанта Мэта Купэра, члена команды разведки «Лезвие» 27-го экспедиционного корпуса морской пехоты США.

В кампании теперь существуют четыре стороны, и у каждой свои интересы в данном регионе. Представленные миссии стали еще продолжительнее и интереснее, чем в OFP и ArmA. Сам процесс выполнения заданий насыщен внезапными поворотами сюжета и стремительным развитием событий. Существует и обещанная разработчиками зависимость сложности выполнения будущих заданий от текущих действий игрока. Несколько концовок имеет не только весь сюжет, но и практически каждая миссия, а если выполнять дополнительные задания, то в дальнейшем могут стать доступны различные бонусы в виде средств поддержки.

Американские хиппи – отчаянные любители на закате полюбоваться на костер.
Американские хиппи – отчаянные любители на закате полюбоваться на костер.

«Солдатский ранец не тяжелее, чем цепи военнопленного»
Дуайт Эйзенхауэр

Геймплей ArmA 2 изначально рассчитан на игрока, готового часами бродить по виртуальным лесам и болотам в поисках цели, способного не беспокоиться об ответственности за своих подчиненных и умеющего провести целую армию с минимальными потерями путем точного тактического расчета. Однако специально для тех, кто этого не умеет, но желает научиться, Bohemia Interactive не без помощи некоторых нововведений сделала игру еще доступнее, чем когда-либо. Так, в обучающем лагере теперь не заваливают лишней информацией и быстро вводят в курс дела. После познания азов новичку предлагается выполнить нестандартные задания вроде прыжков с парашютом, спасение неисправного вертолета или посадки реактивного истребителя на палубу авианосца. Отдельные миссии окажутся полезными ветеранам, которых заинтересует демонстрация новых возможностей.

Внешне ArmA 2 выглядит на порядок лучше, чем ее предшественница. Обновленному движку Real Virtuality 3 объяснили, как надо работать с многоядерными процессорами и научили полностью использовать все возможности DirectX 9. Результатом стала похорошевшая картинка с объемными текстурами, улучшенными эффектами освещения и новой растительностью. Разнообразие 3D-моделей поражает воображение: козы и кролики соседствуют со 130 видами военной техники и 80 моделями оружия на фоне архитектурных сооружений в виде средневековых замков и храмов. Сами модели претерпели переход на качественно новый уровень.

Кроме посвежевшей графики ArmA 2 приобрела и новый искусственный интеллект. Система жестов, активное использование укрытий, командная работа с тактическими маневрами, симулирование зрения и интуиции (враг может терять цель из виду и целиться в то место, куда она двигалась) и многое другое, - все это способствует ощущению реализма при сражении с виртуальным противником. Но не обошлось и без крупных недоработок в системе ИИ: солдаты застревают в объектах, водительские навыки компьютера оставляют желать лучшего, вертолеты с незавидной регулярностью бьются о лесной массив и т.д. Поэтому самые лучшие впечатления оставляют сражения между людьми в рамках мультиплеера с широкими возможностями, но об этом позже.

Нападение на конвой посреди ночи – далеко не редкость в ArmA 2.
Нападение на конвой посреди ночи – далеко не редкость в ArmA 2.

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне»
Уинстон Черчилль

Одиночная кампания теперь предлагает продвинутый командный режим, позаимствовавший элементы RTS. В ArmA 2 вам придется поучаствовать в крупномасштабных сражениях и лично контролировать войска посредством двухмерной карты. Реализация этой задумки, конечно, сильно расширяет возможности игры, местами переводя ее в статус стратегии, однако этот пункт требует доработки. Трудновоспроизводимые команды для отрядов иногда обрабатываются с очень большим запозданием, а их вооружение и пополнение достаточно сложно осуществить, так как интерфейсы, предназначенные для этих целей, дико тормозят.

Но если новичка ArmA 2 старается привлечь новой графикой и продвинутой кампанией, то хардкорщика это все заинтересует едва ли. Еще со времен ArmA у ветеранов серии образовалась традиция: начинать знакомство с новой игрой Bohemia Interactive со встроенного редактора, предназначенного для создания пользовательских миссий. Кстати, изменений в редакторе оказалось в этот раз больше: новая система стрингтейблов, брифинга и овервью теперь использует скриптовые команды и хранится в формате XML. Game Logic обрела более гибкие настройки и вынесена в отдельный пункт нового интерфейса редактора. Многочисленным изменениям подверглись и скрипты, о чем вы узнаете из официального документа, опубликованного Bohemia Interactive по данному адресу.

Мультиплеер в ArmA 2 теперь дает возможность пройти с друзьями всю кампанию в кооперативном режиме, который поддерживает до четырех игроков одновременно. Кроме того, Bohemia Interactive представила улучшенную версию режима Warfare, реализованного еще в патче 1.14 для ArmA. На одной карте в масштабной войне игрок может сражаться в кооперативе с друзьями или против других людей. При этом доступна любая роль – от рядового до главнокомандующего, который избирается голосованием. Не забыты и популярные классические сетевые режимы: deathmatch, командный deathmatch, битва за флаг и другие. Кстати, ничто не мешает пользователям самим делать миссии для сетевых баталий.

Технологически ArmA 2 хоть и шагнула вперед, но по сравнению с другими современными шутерами и симуляторами детище Bohemia Interactive пока еще выглядит отстающим. Только здесь вы сможете встретить ультрареалистичную физику полета пули наряду с взлетевшим в воздух танком от наезда на камень, а красивый детализированный замок на фоне холма с размытыми текстурами и плоскими деревьями. Такие казусы случаются еще со времен OFP, и почему Bohemia Interactive до сих пор не смогла изменить ситуацию к лучшему – непонятно. В ряд недоработок органично вписываются и трудности перевода: обозвать капитана Карла Дресслера женщиной и написать для него женский диалог – лишь один из многочисленных примеров ляпов работников пера и словаря.

Элемент разведки теперь еще интереснее – обманывать врага стало легче.
Элемент разведки теперь еще интереснее – обманывать врага стало легче.

«Эта война положит конец войнам. И следующая – тоже»
Дэвид Ллойд Джордж

В целом, несмотря на огромное количество багов и глюков, казусов и рестартов миссий, ArmA 2увлекает и от нее трудно оторваться. Целая армия фанатов, вновь атакуя сервера и ожидая патчи, уже не верит в то, что грядущий проект Operation Flashpoint: Dragon Rising сможет хотя бы даже близко подойти к творению Bohemia Interactive. И действительно, зачем верить кому-то чужому из богатой Codemasters, предлагающей сомнительную альтернативу лишь с красивым названием и в привлекательной обертке, если чехам уже удалось возродить шарм полюбившейся оригинальной Operation Flashpoint, вложив в нее всю душу и энтузиазм. Они вновь создали симулятор, в котором игрок, погружаясь в атмосферу боевых действий, понимает, что на войне не все так просто, как кажется на первый взгляд – там жизнь человека ничего не стоит и обрывается в один миг. Они говорят языком своего, хоть еще и не законченного, но уже достойного интерактивного произведения: война – тяжелый труд для сильных, готовых к испытаниям людей.

Плюсы: Это лучший хардкорный тактический шутер; возвращенный шарм полюбившейся ветеранам-хардкорщикам Operation Flashpoint; огромный реалистичный игровой мир; расширенный мультиплеер и кооперативный режим в кампании; продвинутый искусственный интеллект; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и экшена; выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы: Это просто колоссальное количество ошибок, мешающих нормальному восприятию игры; заслуживающая доработки физика взаимодействия объектов; модель разрушений и повреждений оставляет желать лучшего; завышенные системные требования.