Броненосец «Орёл». До и после Цусимы.

«Орёл» после Цусимской битвы. Колоризированное фото 1905 года.
Оригинал взят из открытых источников.
«Орёл» после Цусимской битвы. Колоризированное фото 1905 года.
Оригинал взят из открытых источников.

Продолжаю колоризировать, и на этот раз вернулся к теме Российского императорского флота. Точнее, к одной из его жестоких страниц - Цусимской битвы 1905 года.

К началу ХХ века флот развивался медленно. Изобретенные еще после Крымской войны пароходы, закованные в броню, по прежнему оставались на вооружении ВМС России. Конечно, они стали больше, быстрее, надежнее, получили новое вооружение, электродвигатели и радиосвязь. Для укрепления морских границ был принят ряд программ, которые подразумевали строительство новых броненосцев и крейсеров. Одним из детищ этих мер и явился эскадренный броненосец "Орел", спущенный на воду в 1902 году.

Он относился к классу эскадренных броненосцев типа "Бородино" и имел еще четыре "систершипа". Большим минусом этих кораблей являлось чрезмерно большое водоизмещение, что привело к снижению высоты судна и уменьшило остойчивость (устойчивость). Применение устаревших паровых машин тройного расширения отрицательно сказалось на качестве и надежности хода.

Может, "Орел" утюжил воду пару десятков лет и спокойно сгнил бы в доке, но случилась Русско-японская война. Силы Тихоокеанского флота из-за действий японских адмиралов в большинстве своем стали заблокированы, поэтому было решено отправить через три океана силы Балтийского флота на помощь дальневосточным братишкам. И вот к маю 1905 года они доплыли - потрепанные, поломанные, перегруженные углем и пресной водой.

Цусимкая битва показала всю слабость и техническую отсталость флота России. Японский адмирал Того применил маневр, который вошел в историю как "crossing the T" - то есть, имея преимущество в огневой мощи и скорости, он пересек курс русской эскадры, идущей через узкое горло Цусимского пролива и безнаказанно начал расстреливать каждый корабль русских по отдельности. Броненосцы, несмотря на свою внешнюю неприступность, после получения нескольких серьезных повреждений выходили из строя. "Орлу" повезло - он остался на плаву, а позже был сдан японцам, а вот некоторые его "систершипы", получив пробоины, переворачивались и быстро уходили на дно вместе с экипажами. В Японии "Орел" стал "Ивами", служил в хризантемном флоте, а в 1924 году был расстрелян самолетом как мишень для бомбометания.

После этой неудачной войны Россия начала строить новый флот с нуля. Рождались новые крейсера, появились эсминцы и линкоры, а вот эскадренные броненосцы стали историей, и не только в нашем Отечестве, но и во всем мире.

В заключение хочу привести интересный факт. На "Орле" во время похода к Цусиме служил будущий известный писатель Алексей Силыч Новиков-Прибой. После сдачи корабля попал в японский плен, где и возникла идея написать о пережитом. Так и родился роман "Цусима", который автор создавал с 1920 по 1940 год. Очень интересное произведение, советую почитать.