Рецензия на Brightburn / Гори, Гори Ясно (2019)

Бесплодная пара Брайеров, жившая на ферме, безуспешно пыталась зачать ребенка, моля об этом высшие силы, и однажды вселенная послала им подарок в виде упавшей за их домом в лесу космической капсулы, в которой оказался младенец. Счастливые "родители" назвали его Брэндоном и воспитывали как собственного сына, пытаясь привить ему только "разумное, доброе, вечное", однако когда пареньку стукнуло двенадцать, и он вошел в пубертатный период взросления, в нем что-то изменилось. Спрятанная под полом амбара капсула активизировалась и стала разговаривать с мальчиком, внушая мысль о том, что он гораздо выше окружающих его людей и пришел в этот мир лишь для его завоевания. И Брэндон, почувствовавший свою инопланетную силу, пошел "по скользкой дорожке" убийств и разрушения...

Если говорить начистоту, то новый проект продюсерской конторы Джеймса Ганна (James Gunn) Troll Court Entertainment, снятый по сценарию его брата Марка и кузена Брайана (Mark Gunn, Brian Gunn), это "Супермен наоборот", или скорее так, "история появления Супермена, который вместо высокоморального спасителя человечества стал сверхопасным отморозком без эмпатии и со сверхспособностями". Которые, кстати говоря, точно такие же, как у "настоящего Супермена" - абсолютная невосприимчивость к любому "земному" воздействию а.к.а. "тело из стали", сверхсила, сверхбыстрота, а также способность летать и метать из глаз красные лазеры. Соответственно, слабости у него тоже такие же, как у Супермена, точнее, всего одна слабость - "повредить" Брэндона может лишь инопланетный металл, из которого сделана его космическая капсула. То бишь по сути "Brightburn" это фантазия на тему того, что было бы, окажись Супермен не спасителем, а проклятьем человечества. И фантазия эта, честно говоря, оказалась гораздо более унылой, чем это могло бы быть.

Начать, пожалуй, стоит с того, что почти половина фильма - это чистой воды калька с "origin story" Супермена, или, если хотите, пересказ истории его появления без особых изменений. Все та же ферма, все та же капсула, все те же "правильные" и любящие приемные родители и все такое же постепенное осознание себя не таким как все, а совершенно другим. Но если в Супермене история потом идет "направо", то братья Ганн просто свернули "налево", показав кем станет Супермен, лишенный эмпатии, но с затаенной злобой сначала на некоторых окружающих его людей, а потом, видимо, и на все человечество. Смотреть на это было бы довольно интересно, если бы авторы смогли вменяемо показать постепенную трансформацию его моральных ценностей под действием внешних обстоятельств. Но братья Ганн выбрали легкий путь, и вместо конструирования правдоподобных событий, которые потихоньку сбивали бы "моральный компас" Брэндона в сторону криминального человеконенавистничества, превратив его, в итоге, в разбушевавшегося суперзлодея, они "вытащили из кустов рояль" в виде космической капсулы, которая дала ему программу убивать. Сценарная халтура очевидная, а посему сразу понижающая планку всей продукции.

Которую нам рекламируют под соусом "первого супергеройского хоррора", хотя на самом деле никаких особых "ужасов" в фильме нет, как, впрочем, и особой крови, и рейтинг R ему влепили, вероятно, лишь из-за одной, действительно чутка кровавой, сцены. В остальном же, несмотря на многочисленные попытки вставить в ленту элементы саспенса и щепотку паранормального хоррора, фильм не держит в напряжении и не является страшным, а посему вполне мог бы получить и более щадящий PG-13 рейтинг, ведь с ним в кинотеатрах есть фильмы как гораздо страшнее, так и гораздо кровавей "Brightburn". Который перевели у нас как "Гори, Гори Ясно", хотя на самом деле это просто название городка, на окраине которого живет семья Брайеров. В креативе нашим переводчикам, конечно, не откажешь, и в данном случае я не могу придраться к русскому названию, потому что и в оригинале, по сути, это игра слов, которую у нас одним словом просто не смогли обыграть, решив применить знакомое всем выражение.

Как не стесняясь пересказывают на новый лад знакомый всем поклонникам комиксов и предыдущих фильмов сюжет о Супермене братья Ганн, решившие оперативно "хайпануть" на сверхпопулярной сейчас тематике супергероев, про которых хоть гей порно снимай - всё бабки неплохие принесет ;) И ведь принесет! Учитывая широко известное после грандиозного успеха "Стражей Галактики" ("Guardians of the Galaxy", 2014) имя Джеймса Ганна на плакатах и в трейлерах в качестве продюсера, микроскопический для "студийной" продукции бюджет в шесть миллионов долларов и весьма широкую дистрибуцию в Штатах, - больше двух с половиной тысяч экранов. Раздавая работу направо и налево своим друзьям и родственникам, в этой картине Джеймс Ганн задействовал многих своих любимых актеров, включая Майкла Рукера (Michael Rooker) в небольшом камео перед завершающими титрами, а режиссером ленты стал его давний кореш Дэвид Яровески, с которым Ганн работал над многими своими проектами, включая "PG Porn" (2008-2009) и "Стражей". Дэвид, к сожалению, в отличие от Джеймса, режиссер посредственный, поэтому фильм у него получился необоснованно медленным и во многих местах довольно нудным, с редкими эпизодами убийств, часть из которых происходит за кадром. Я понимаю, разумеется, бюджетные ограничения, которые кинематографисты, кстати, вполне грамотно, с моей точки зрения, попытались обойти, но когда ты заявляешь фильм о "злодейском супергерое", то неплохо было бы, все же, показать "во всей красе" его злодеяния. Но тут их масштаб весьма местечковый, сняты они не очень интересно и никакого катарсиса во время просмотра ленты зритель не испытывает. Равно как не ощущает он и полноценной попытки кинематографистов показать нам "альтернативный взгляд на супергероев", ибо все, что они сделали, так это перевернули плюс на минус, и вуаля - здрасьте, пожалуйста, встречайте Брэндона в чуть жутковатой вязаной маске, которая, к слову, несмотря на все его эскапады и творимые бесчинства всегда как новенькая ;). Одним словом, "Brightburn" не "Watchmen" (2009), а Дэвид Яровески далеко не Зак Снайдер (Zack Snyder) ... к сожалению.

Я искренне хотел бы порекомендовать вам эту картину, потому что в ней задействованы действительно хорошие актеры, а лично мне всегда интересен "свежий взгляд" на устоявшиеся каноны и легендарные истории, но ... не в этом случае. Ибо взгляд этот далеко не так свеж и интересен, как хотелось бы, а утекающее как песок сквозь пальцы время можно потратить с гораздо большей пользой, получив намного больше удовольствия... ;)

Оригинал статьи со всеми картинками и трейлером доступен на сайте CULT Cinema.