213 подписчиков

Леди говорит: Ксения Шолина

Октябрь - один из самых меланхоличных месяцев. Так и хочется укутаться в одеяло или обнять подушку… Поэтому тему мы выбрали в кон - про сон! В течение всего месяца смотрели на это удивительное явление с разных сторон. Помогала нам с этим Ксения Шолина, Директор Венчурной студии и направления New Ventures в ГК “Аскона”. Через Ксюшу мы научились многому - и не только правильному сну. Но обо всем по порядку в нашем интервью…

- Ксюша, привет! Спасибо, что согласилась пойти с нами в “сонное” приключение октября. Твою экспертную позицию мы уже увидели - пришло время узнать личность леди Ксении :)

Скажи, кто такая Ксения Шолина?

- Всем привет! Вам спасибо, что позвали.

Ксюша Шолина - это человек, который делает людям хорошо. Я стараюсь сделать так, чтобы после взаимодействия со мной люди чувствовали себя лучше, чуть более здоровыми, уверенными в себе.

В карьере я фокусируюсь на такие продукты, которые также помогали людям меньше болеть, сделали бы их более здоровыми. Я достаточно много времени провела в фарме, где занималась ИТ-инновациями, а также последние 3 года запускала бизнес цифровых потребительских медицинских продуктов. Сейчас у меня в фокусе - сон. Сон - это основа здорового образа жизни.

Октябрь - один из самых меланхоличных месяцев. Так и хочется укутаться в одеяло или обнять подушку… Поэтому тему мы выбрали в кон - про сон!

- А формально ты значишься как директор венчурной студии “Askona group”?

- Да, сначала позицию мы назвали RnD директор (Research and Development), директор по новым продуктам и сервисам, а сейчас я директор венчурной студии и RnD “Askona light group”. Мы поменяли название, потому что кроме разработки новых продуктов в нашем подразделении появился полноценный бизнес-юнит с технологическими продуктами про сон. Скоро запустится венчурный фонд, который тоже будет начинать работу под мои крылом.

- Круто! А с чего все начиналось?

- Мне кажется, у меня странный путь, карьера могла пойти по разным направлением. Я училась в Нижегородском государственном университете, я физик-нанотехнолог. Дипломная работа посвящена изучению полупроводниковых гетероструктур, что является основой для квантовых компьютеров.

Во время студенчества я работала, в том числе, педагогом-организатором, культоргом в детских лагерях. После университета - работала в небольшом бизнесе, где лидировала команду по организации корпоративных тимбилдингов. Как только я познакомилась с парусным спортом, я несколько лет подряд собирала команды для участия в парусных регатах в Хорватии, Италии и других странах. Я люблю помогать людям становиться счастливее, подсвечиваю их таланты и лучшие качества, помогаю интегрироваться в команду. В этом и мое счастье.
Но после этого всю осознанную жизнь я запускаю ИТ продукты как для корпораций, так и для конечных потребителей. В моей практике есть все виды ИТ систем- хранилища данных, erp, BI аналитика, CRM, а теперь вот мобильные приложения и вебпорталы. А последние несколько лет я запускаю ИТ продукты как бизнес.

- Мы знаем, что у тебя есть сестра-близнец Аня. Но многие отмечают, что вы “совсем не похожи” :) Чем ты объясняешь свои различия с сестрой?

- Я считаю, что у нас образовались разные способы поведения, влияния на внешнюю среду. Я мягче и больше про комфорт взаимодействия в процессе, а она - больше про “четкое” лидерство и быстрый результат. Две стратегии разные, но обе рабочие.

Аня, всегда управляла своим бизнесом, а не работала по найму. Она до сих пор может не спать, погружаясь в работу с головой. Бизнесы всегда были непростыми для управления и всегда успешными.

Я больше корпоративный человек. Даже сейчас я управляю хоть и стартапом, но в рамках корпорации. Мне всегда важно кроме результата еще и состояние команды и партнеров во время совместной работы. Я уверена, что если команде хорошо - то и результат будет классным.

По-разному сложились пути - хотя росли мы в одинаковых условиях и ДНК у нас одинаковые. Мы шли к пониманию друг друга 30 лет, до этого мы соперничали - и это частенько мешало.

- Интересно, что вы и признаете ошибки, и проходите их вместе.

- Да, потому что сейчас мы поняли, что мы друг другу поддержка и сила. Мы признали - и сейчас хотим по-другому. И делаем по-другому. “Один плюс один” для нас не 2, а 500! Мы теперь живем в очень хорошей синергии друг с другом и это видно даже по нашим друзьям. :)

- Наличие сестры-близнеца помогло тебе развить “командность”, “чувственность к команде”? Получается, с рождения!

- Наличие сестры-близнеца дало мне многое в тренировке навыков партнерства. Возможно, именно поэтому я умею лучше чувствовать и слышать людей, легко понимаю, когда надо уступить И у меня супер тренированный навык защиты своих границ :-). Сестра это не просто . Но хорошо то, что у тебя всегда есть человек рядом - и ты сам можешь решать, это партнер или конкурент. И если это партнер, то ты смотришь на мир по-другому. Смотришь из позиции, что у меня есть основа и поддержка и подстраховка в случае провалов. Да и знания и жизненный опыт мы накапливаем в 2 раза быстрее.

- У тебя в копилке рабочего опыта лежат много разных, но интереснейших позиций: от аналитика производства в Оргхим ты перешла (и переехала в Москву) в Unilever… И всегда ты работала на лидерских позициях. Скажи, как ты относишься к лидерству? Отличается ли оно в разных индустриях и при работе с разными странами?

- Я считаю, что дело не в конкретной среде/индустрии/стране. Лидерство для меня - это умение не потеряться в незнакомой ситуации. Даже, я бы сказала, отсутствие страха и тревоги ставить себя в ситуацию полной неопределенности. Этот навык, к счастью, тренируем.

Когда ты понимаешь свои цели, то в любой ситуации уже знаешь что нужно делать, чтобы прийти в нужную тебе точку. Люди, чувствуя эту уверенность, всегда идут за мной.

- Любой ли человек может получить максимум от глобальной компании и подобных вызовов?

- Не думаю, что любой. Могу говорить за себя - я люблю людей. Мне искренне интересно знать, что конкретного человека мотивирует двигаться по жизни и делать свои выборы. Мне важно знать, почему человек делает именно так, а не иначе. Этот интерес располагает людей отвечать мне тем же.

Более того, если что-то делаю, это искренне, я никогда не буду работать с людьми и делать дело, если я не заряжаюсь энергией в процессе общения и общего дела. И мне, в целом, видится, что здоровая компания и здоровое развитие - это когда у тебя в лидерах оказываются люди, которые по-настоящему заинтересованы в компании, в делах и в людях вокруг.

- Каково это быть лидером во время пандемии? Как сохранить заинтересованность команды?

- Во-первых, сложно работать в команде не встречаясь в живую ни разу. Для старта работы, конечно, лучше все равно всем встретиться, поговорить, почувствовать, посмотреть в глаза. Это очень сближает. К тому же важно всем вместе определиться с целью и с направлением движения.

- Во-вторых, нужно понимать бекграунд людей твоей команды. Культура работы в IT, где я работала - это работа “на удаленке” постоянно. Это норма, поэтому часто нет особых барьеров. В традиционных бизнесах навык работы на удаленке у людей сильно хуже развит.

В моей практике руководителя распределенной команды были разные случаи. В одной из компаний были сотрудники такие “дистанционно” продвинутые. Встречались сотрудники, которым нужно было обязательно ходить в офис, они могли работать нормально и комфортно тогда, когда чувствовали, что за ними кто-то смотрит. Был и тревожный руководитель, которому нужно было видеть физически меня каждый день. Тогда при удаленке были сложные моменты - и я огромную энергию вкладывала в поддержку.

И пришла к выводу для себя самой. Самое простое решение этой проблемы - это не брать таких людей, за которыми нужно будет строго следить. Каждый должен получать удовольствие от работы - если это не так, нужно отпускать человека.

А если уже все решения сделаны, люди правильные выбраны - и ты просто тревожишься по поводу результата, которого может не быть в установленные сроки. Доверие - это то, на чем строится партнерство. И если доверия нет, то ты просто теряешь кучу энергии на лишние неконструктивные мысли. Поэтому советую глубоко вдохнуть-выдохнуть, принять, что ты своей команде доверяешь - и не писать им лишний раз про статус задачи и дать чуть больше свободы. Часто такой подход даже приносит двойные бонусы от команды, если честно.

- Переходим к теме сна. Как ты относишься ко сну сама? Какие у тебя взаимоотношения с ним?

- Я к своему здоровью отношусь осознанно. Так сложилось, что я со школьной скамьи я “правильная девочка” - ложилась спать во время, до полуночи. Интуитивно я долгое время понимала, что сон важен и должен присутствовать в нормальном количестве. Сейчас я даже понимаю опытным путем, сколько мне нужно спать и что 6,5 часа сна - это маловато. А вот идеально - 7ч45мин - 7ч50мин (даже не 8 часов).

Я слежу за количеством сна для нормального самоощущения. От недосыпа (даже в малом количестве, но продолжительное время) у меня портится настроение, заканчиваются силы, происходит выгорание. Хорошо, что я это замечаю - получается, могу управлять своим настроением :)

- Какие гаджеты тебе помогают? И какие постельные принадлежности?

- Я всегда была фанатом Apple watch, сейчас у меня есть колечко Oura. С ним проще спать, оно трекает статистику и подсвечивает проблемные места сразу (в том числе, необычные перепады температуры тела). Недавно появился будильник Phillips, который пробуждает с помощью света и пения птиц.

Все постельное белье и даже матрас у меня - Ascona. Когда я пришла в компанию, я этим вопросом занялась серьезно: пенные подушки и жесткий матрас помогают качественнее и комфортнее спать. И еще - блекаут шторы (я светочувствительный человек), открытое окно и свежий воздух! Даже осенью-зимой я сплю с открытым балконом (когда нет отопления).

- Наконец, наши вопросы вне темы и личности. Как ты считаешь, есть ли женское лидерство?

- Я считаю, что да. Я вижу разницу в подходах мужчин и женщин к лидерству. Возможно, в силу воспитания. С мужчинами я до конца не знаю, что получится в итоге - они не привыкли просить помощи и спрашивать, не показывают промежуточные результаты, поэтому иногда нет уверенности. Но зато часто результат превосходит ожидания. Женское лидерство больше про вовлечение, про изучение, поиск помощи, структурирование, больше про общее дело. По моему мнению, женское - более понятное, открытое, структурированное. Мужское - более хаотичное, смелое, более самостоятельное. Я чувствую так, что женщины в мире задают тренды, а уже мужчины их развивают. Но, это мое мнение , основанное на моем личном опыте к данному моменту моей жизни. Возможно, уже завтра все будет по-другому. То, во что я буду верить всегда - чем более разнообразная твоя команда по гендеру, возрасту, жизненному опыту, тем шире картинку мы вместе видим и тем более зрелое решение мы можем принимать. Сейчас у нас 50% леди, 50% мужчин. Возрастной рендж от 25ти до 45ти лет. Есть сотрудники с 3мя высшими и МБА, а если со среднем образованием. Есть стартаперы, а есть люди , кто двадцать лет проработал в Асконе.

Мы разные и в этом наша сила и в этом наше лидерство.

Октябрь - один из самых меланхоличных месяцев. Так и хочется укутаться в одеяло или обнять подушку… Поэтому тему мы выбрали в кон - про сон!-2

- Есть ли у тебя проблемы с лидерами-мужчинами в твоей сфере?

- Наверное, особых проблем нет из-за того, я человек неконфликтный. Могу найти подход ко многим людям. Но, да, случаи некомфортные однозначно были - были и случаи конкуренции, но со всем можно справится.

Отдельные сложности - с экспертами-скептиками. В таком случае важно показать результативность твоих действий постепенно, быть открытой. И со временем споры утихают, сами собеседники успокаиваются. Ведь они без тебя, как коммуникатора, не смогут свои идеи реализовать или смогут это сделать только в ограниченном масштабе.

- Под финал: два блиц-вопроса! Какую последнюю книгу/фильм/сериал ты посмотрела, что тебя зацепило и почему?

- Я смотрела сериал “Сцены из супружеской жизни”. Зацепило - потому что очень больно смотреть, когда люди находят друг друга, начинают свое партнерство, а потом по каким-то нелогичным причинам они разрушают свой союз. Мне больно, потому что я знаю, как дорога человеческая близость и как непросто ее построить..

- Какую последнюю новость ты услышала, которая тебя зацепила?

- Я смотрела отчет по венчурным инвестициям и инновациям. В нем было описано куда сейчас вкладывают деньги RnD глобальных компаний, в какие секторы экономики вкладывают страны и в какой области науки сейчас выпускается больше всего публикаций исследований.

Так вот, я убедилась, что психологическое здоровье сейчас ключевая развивающаяся индустрия, в частности сон и , ментальное здоровье (а это именно то, чем я занимаюсь сейчас) очень важно, и главное хорошо финансируемо.

- Ксюша, спасибо тебе большое! Ты нас и зарядила, и напомнила нам о важном в жизни и в работе!