Первый год на СО с тремя школьниками: итоги. О мотивации.

Сколько копий об нее сломано! Сколько изысков и метаний, чтоб ее повысить! То есть, сразу предполагается, что она либо на нуле, либо вообще стремится к минус-бесконечности.

Школа мотивации не дает. Единичные примеры грамотных педагогов, умеющих еще в началке вовремя подкрепить КАЖДОГО, подчёркиваю КАЖДОГО ученика, вне зависимости от успеваемости и закрепить желание учиться - не в счет. Это исключения.
У большинства или мотивация косвенная, или ее нет.

Классический пример косвенной мотивации - это девочки-отличницы и иже с ними. Это дети, которые учатся, мотивируясь не самой учебой и процессом познания, а ожиданиями окружающих и вторичными выгодами, такими как близость к учителю, признание в коллективе и т.д.

Пример отсутствия мотивации чаще демонстрируют мальчики, которые просто и честно говорят, что скучно, надоело и гори оно все синим пламенем. Тем, кто с косвенной мотивацией, тоже надоело и скучно, но не скажешь же - потеряешь вторичные выгоды.

Беда в том, что в итоге и те, и другие, понятия не имеют, что же им нравится, чем они хотят заниматься в будущем, а что не нравится, потому что кажется, что не нравится ВСЕ! Или "нравится" все - отличницы, да, выбрать-то тоже не получится, надо ж везде "успевать".

Так вот, за год
СО дети начали понемногу осознавать не только, что легче учится, что сложнее, но и что интереснее лично им. Причём по итогу сложности в изучении не коррелируют напрямую с уровнем интереса к предмета. Например, Гошины сложности с историей не повлекли падения интереса (как было в школе, кстати), а сподвигли смотреть тематические фильмы/лекции по русской/мировой истории и пр.

Пишу на примере Гоши, потому что у Филиппа меньше предметов и многие пока почти в развлекательно-ознакомительном варианте (как общество, география, биология). Кстати, его сложности с чтением, при свободном общем режиме, без классно-урочного подхода мешали учебе меньше, тогда как в школе это была беда - до слез не хотел читать учебники.

Прошлым летом мой моСК кипел от мыслей о мотивации детей. Никакие хваленые методы не срабатывали, добавляя еще нервов. Потом у меня уже просто сил не было на эти извращения, и тут, как всегда, сработало самое простое.

1️⃣ Как всегда, успешность. Положительное подкрепление.
Когда все задания в тренажере прошел сам на "верно". Когда тест пройден. И никто не скажет, что списал, что ну это все равно три, хоть и все правильно, потому что ну нельзя же сразу поставить пять или потому что долго делал, или потому что мама помогала (мама принципиальна до безобразия), или "не заработал пока", или "чтобы не расслаблялся"... Сделано = сделано. Получилось = получилось. На
#со это так.
Без оговорок, лукавства, поправок и прочих изысков школьного прессинга на тему "надо ещё лучше".

2️⃣ Минимизация паники и невротизации. Снижение давления.
В школе это обыденность.
Все эти
вот будет тройбан в четверти,
через 2 недели контрольная, а ты тему не знаешь,
летом останешься заниматься...
Совсем уж вопиющие формулировки приводить не буду, все и так с этим знакомы.
Сюда же ВПР со всеми плясками вокруг них в течение всего учебного года, при том, что не обязательная процедура, ни на что не влияющая.
Сюда же личный фактор, когда учитель занижает оценки, а ребенок уже это понимает. И понимает, что даже если решит/напишет правильно, заслуженного не получит.
Аттестация в виде онлайн-тестов от этого всего избавляет. Тест безличен и объективен. Ему все равно, сделал ты помарку или нет, он учитывает лишь ошибки. Хотя мы отрабатывали и оформление тоже - на будущее.

3️⃣ Свободный график. Возможность самому выбрать предметы, которые вотпрямщас учим, которые потом, а которые вообще потом. Возможность решить, что с утра, а что вечером, с чего начать, а чем закончить, перенести занятия вообще, если надо. Это дает приятную уверенность, что все в твоих руках - дети сказали.

4️⃣ Время. Все перечисленное пришло не сразу, а, наверное, только после первых сданных аттестаций. До этого, видимо, было менее осязаемо. И это классно, что сдавать их можно было когда угодно. Раньше начали - раньше поняли, как и на что распределить силы. В отличие от школы, где все переносится на конец года/четверти.

Начинали учебный год мы как в школе, почти из-под палки, без моих напоминаний заниматься никто не шел, без контроля каждые 15 минут отвлекались на все подряд.
Постепенно появилось желание делать то, что на компе самим, без напоминаний.
К концу учебного года мы пришли к ситуации , когда дети с утра сами между собой делили, кто и что делает сначала и потом. Т.е. не я распределяла, что сейчас мне Коля читает, Гоша за компом решает, а Филипп делает письменно, а сами решали, кто, что и в каком порядке. Ну или не приходили, читать можно где угодно.
До конца мы еще не реанимировались, но по сравнению с познавательной апатией прошлого года разница очень заметна.