Отверженные дети

27 August 2019

Отверженные дети

В каждом коллективе есть один-два ребенка, с которыми никто не хочет общаться, которых обзывают, над которыми издеваются. С ними не общаются, не играют, не приглашают на праздники. Такие дети называются отверженными или детьми-изгоями.

Эти дети постоянно испытывают стресс. Чувство неуверенности в себе и своих способностях, постоянное самокопание в поисках причины подобного отношения к ним сверстников, самобичевание за несуществующие, придуманные самим, недостатки – удел таких детей. Жить без любви и внимания человеку очень сложно. Но что еще неприятнее, что таких детей чаще других делают виноватыми, и они вынуждены отвечать за проступки других детей. Дети со временем замыкаются в себе, а защищаясь от неоправданных нападок и обвинений, становятся все более агрессивными.

Кто же составляет группу «отверженных»? Это дети других национальностей, иного социального слоя, дети с физическими недостатками или другим складом ума, отличными от всех увлечениями и интересами, жизненными принципами. Часто среди таких детей оказываются слабовольные и плохо адаптированные к социуму дети, родители которых все время лишали свободы и самостоятельности, решали все за них сами, не научили устанавливать границы в отношениях со сверстниками. Как правило, дети-изгои – дети, не похожие на других. В силу возрастных особенностей и небольшого жизненного опыта они еще не умеют контролировать проявление обиды, агрессии, эмоций, часто пытаются навязать свое общество. Некоторые становятся «ябедами», чем еще больше усугубляют негативное отношение к себе. Но и обычные дети склонны к агрессивному поведению и так же не умеют его контролировать. Отсюда и конфликты между детьми этих групп, часто перерастающие в драки. Если отверженный ребенок не в состоянии дать отпор одному обидчику, то обидчиков становится все больше, и справиться с ними будет все труднее. Не помогут и беседы с родителями обидчика, классным руководителям. Отношения между детьми будут только хуже.

Как же поступить в подобной ситуации? Сначала доверительно поговорите с ребенком, классным руководителем или воспитателем, попытайтесь выяснить причины такого отношения к подростку или ребенку его товарищей. Если дело в особенностях внешнего характера, то помогите ребенку устранить эти «дефекты»: вместо очков используйте линзы, полного ребенка переведите на правильное питание и отправьте заниматься спортом, «ботанику» предложите активно участвовать в общественной жизни класса и школы, проявить свои творческие или интеллектуальные способности в полезном для коллектива деле. Если же проблема в серьезном заболевании, то проконсультируйтесь со специалистом. С этим вопросом вам самим не разобраться. Еще сложнее решить проблему, если ребенок другой национальности – к сожалению, дети в основном не толерантны. Есть выход и из этого положения: предложите ребенку проявить себя в классе с такой стороны, чтобы его оценили, и он был бы незаменим в коллективе. В беседах с ребенком-изгоем приводите примеры известных людей с подобными проблемами.

Не забывайте, что внешний вид ребенка важен при общении. Следите, чтобы он всегда был аккуратен и чист, по моде одет и причесан. «Правильный» внешний вид добавит ребенку уверенности в себе. И не делите в разговорах других детей и взрослых людей на «злых» и «добрых», «плохих» и «хороших». Лучше объясните ему, что переделав себя, можно переделать и отношение к тебе окружающих.