К слову об Ашина.

Возможно так сражался тюркский багатур
Возможно так сражался тюркский багатур

В прошлой статье я уже писал об этом могущественном роде, создавшим одну из величайших империй мира, границы которой омывались на востоке водами Тихого океана, на западе водами Чёрного моря, на юге границы Каганата уперались в горы Тибета, а на севере были ограничены лесами Тайги. Тюрки Ашина контролировали в своё время территории Северо-Восточного Китая, Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана, Северного Кавказа и Крыма. По территории их обширного государства проходил Великий Шелковый путь, значительная часть которого контролировалась тюрками Ашина. Правители Тюркского каганата способствовали укреплению международной торговли, развитие которой в значительной мере обогащала элиту Каганата. Во время единого Тюркского каганата купцы, шедшие с караванами из одного «угла мира» в другой, выплачивали пошлину, за проход по территории, контролировавшейся тюрками Ашина. А тюрки Ашина, в свою очередь, обеспечивали безопасность идущим через их земли караванам. Так же, тюрки Ашина сбывали через купцов излишки шёлка, который доставался им в качестве «подарков» (завуалированная дань) от китайских императоров, а позже, в результате обмена лошадей на шёлк, на открытом китайцами по требованию тюрков специальном для этого рынке (при этом стоимость лошадей была завышенной, что сказывалось на количестве рулонов шёлка, вывозимого кочевниками в степь). Шёлка у тюрков было огромное количество, что объясняет заинтересованность тюркских каганов в услугах купцов, приемущественно согдийских, в перепродаже излишков накопленного ими шёлковых рулонов.

Слово «Тенгри», записанное орхоно-енисейским руническим письмом (читается справа налево)
Слово «Тенгри», записанное орхоно-енисейским руническим письмом (читается справа налево)

Тюрки Ашина говорили на одном из диалектов древнего тюркского языка, записанного орхоно-енисейским руническим письмом на обнаруженных в Монголии и Сибири памятниках (стелах).

Тамга (что-то вроде герба) рода Ашина
Тамга (что-то вроде герба) рода Ашина

Глава государства носил титул «каган», который переводится как «хан ханов», то есть «царь царей». Другими словами, каган - это император (кстати, этот титул носили киевские князья, которым он достался в наследство по мужской линии от каганов Аварского каганата). При вступлении на престол, будущий каган принимал новое имя, что указывает на сакральное значение института правителей Каганата. Жена кагана носила титул «катун» и имела большое политическое значение. Бывали случаи, когда жены покойных каганов становились регентшами при малолетних сыновьях-наследниках кагана и принимали важные политические решения. Следующим в иерархии государства тюрков Ашина был человек, носивший титул «ябгу». Истеми, младший брат основателя Тюркского каганата Бумына, носил этот титул. Известно, что Истеми был правителем западного крыла Тюркского каганата, а в последующие времена этот титул носили правители Западнотюркского каганата. То есть, можно предположить, что этот титул обозначал правителя западного крыла Тюркского каганата. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что власть в Каганате носила дуалистический характер, что значит наличие двух фактических правителей, управлявших разными частями государства при номинальном старшинстве одного из них. Наследник кагана носил титул «шад». Принцы крови носили титул «тегин». Советники кагана обладали титулом «буюрук». Так же были «беки» - вожди племён в составе Каганата, «эльтеберы» - правители автономных племён, обладавших более широким кругом прав, чем племена, управлявшиеся беками; «тарханы» - привилегированное сословие, «багатуры» - почетный титул, буквально значащий «герой», дававшийся воинам за заслуги. Так же в тюркском обществе известны рабы, которые обозначались словом «кул» (в переводе - рука), набиравшиеся из числа военнопленных. Создатель первого тюркского государства - Бумын принял титул «ильхан», то есть «правитель народов», а его преемники уже носили титул «каган». При приведении к власти, кагана по принятой традиции поднимали на белой кошме (войлочный ковёр из овечьей, либо верблюжьей шерсти). Эта традиция соблюдалась и монголами Чингисхана.

Кошма
Кошма

Интересно, что тюркская гвардия Ашина (тяжелая латная конница, состоявшая из представителей собственно тюрков Ашина) именовались словом «бури», которое значит «волк», а в китайском военном руководстве эпохи династии Тан по борьбе с тюрками было сказано «гнать кочевых и нападать на волков», от сюда можно сделать вывод, что тюрки олицетворяли себя с волками. Так же известно высказывание тюркской царицы - катун, которая утверждала, что: «Хан по своим свойствам, есть волк». Тюркские белые знамёна венчала золотая волчья голова.

Знамя тюрков Ашина
Знамя тюрков Ашина

Тюрки Ашина поклонялись богу Тенгри, олицетворению «Вечного Синего Неба» и богине Умай (она же - Жер-Су), олицетворявшей Землю-Воду. Жрецы именовались «ата-кам», этим названием своих жрецов именовали ещё гунны, что косвенно подтверждает их центрально-азиатское происхождение. У могил своих умерших воинов тюрки Ашина устанавливали каменные изваяния - «балбалы», которые символизировали убитых усопшим врагов (примечательно, что число балбалов у некоторых захоронений достигает трёхсот).

Балбал на территории Казахстана
Балбал на территории Казахстана

Законодательство тюрков Ашина называлось «Торе». Торе регламентировало вопросы государственного устройства, и тюрки Ашина считали его божественным правом, созданным Бумыном и Истеми после того, как «Вверху возникло Синее Небо, а снизу Бурая Земля». Каган мог только поддерживать Торе, но никак не вносить в него изменения (так же и у Чингисхана с установленной им «Ясой»). Без поддержания Торе, по представлениям тюрков Ашина, Эль (государство) не могло существовать. Эль - специфическая форма организации государства тюрков Ашина, где верховное положение занимали тюрки Ашина, противопоставлявшие себя другим народам в составе образованного ими государства. Иными словами, «нетюрки» находились в подчиненном положении и находились ниже тюрков Ашина в иерархии Тюркского каганата. Отношение самих тюрков Ашина к созданному ими государству выражалось в следующих словах: «Вечный Тюркский Эль». Согласно Торе, власть в Каганате наследовал старший брат - младшему, дядя - племяннику (на Руси, эпохи феодальной раздробленности так же известен этот принцип, что указывает что эта модель наследования была перенята у кочевников, бывших родом из Центральной Азии). Таким образом, поддерживалось единство Вечного Тюркского Эля, так как каждый претендент на верховную власть знал, что он не будет обделён властью, следовательно причин на узурпацию власти становилось меньше. Принцам крови оставалось только соблюдать Торе и, конечно же, дожить до своей очереди. Но были случаи попыток нарушить этот «лестничный» принцип наследования власти, однако, эти попытки были редки и неудачны, так как элита Каганата не терпела нарушения установленного Торе принципа. Никто кроме представителей рода Ашина не мог претендовать на власть в Каганате.

Политическим и сакральным центром «Вечного Тюркского Эля» была местность, именовавшаяся «Отюкенской чернью». Точное место, где располагалась эта тюркская «Земля Обетованная» уже не известна (ученные ведут жаркие споры на эту тему и выдвигают разные гипотезы), на мой взгляд Отюкенская чернь располагалась где-то на Алтае. Интересным является предположение, согласно которому, правители Второго Болгарского царства из династии Асень - это искаженное название тюркского рода Ашина, пришедшего на смену роду Дуло, представитель которого по имени Аспарух создал Первое Болгарское царство (род Дуло был правящей династией в Великой Болгарии, государстве, созданном потомками гуннов: племенами утургуров, кутургуров и оногуров в Причерноморье). Род Ашина на протяжении столетий правил в государствах созданных кочевниками как в Азии, так и в Европе.

Ещё один пример, как возможно выглядел тюркский воин
Ещё один пример, как возможно выглядел тюркский воин

Материалы, использованные в данной статье, взяты из открытых источников и являются собственностью их правообладателей.