Фальшь Груза 200 и правда Гарри Поттера | Женя Васильевв | Яндекс Дзен
1907 subscribers

Фальшь Груза 200 и правда Гарри Поттера

465 full reads
604 story viewsUnique page visitors
465 read the story to the endThat's 77% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Юрий Лотман “В семиотике кино” говорил, что всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности. Однако как это ни покажется странным, но фотографическая точность кинокадров затрудняла, а не облегчала рождение кино как искусства. Чтобы стать искусство кино было вынуждено отойти от реальности. Таким образом, чтобы отражать реальность кино было вынуждено стать иллюзией.


Посему. Любой фильм есть и иллюзия, и правда. И как иллюзия – он неизбежно “фальшив”. Многие ругают авторское кино, в частности авторское кино России последних лет в том, что оно фальшиво. А давайте спросим себя. Разве не “фальшив” “Александр Невский”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Гарри Поттер”, “Тегеран 43”, “Хабарда”, “Индиана Джонс”, “Терминатор”, “Луна”, “Первый отряд”? “Фальш” присутствует в везде разных пропорциях. А в упомянутых фильмах “Фальш” живет на генетическом уровне. Она проявляется то в идеологемах, то в и интонации речи героев, и даже в повороте их головы. Вы никогда в реальности не увидите такой театральной декламации как в “Иване Грозном”, оживших клонов как в “Луне”, таких сипаев раздавленных молотилкой как в “Индиане Джонсе” или солдат с ведрами на голове, которые тонут около плавающего пенопласта как в “Александре Невском”.

Фальшь Груза 200 и правда Гарри Поттера


Однако никто и не задумывается о незаметной лживости шедевров. Все зависит от оптики зрения. Фальшь в современном авторском кино рассматривается под микроскопом, а в классике или в зрительском кино под телескопом. Не помню у кого, прочел недавно такую мысль, у Эшпая, по-моему, чем больше в фильме правды, тем больше получает он обвинений в фальши. И я с этим абсолютно согласен.

Фальшь Груза 200 и правда Гарри Поттера


Многие ругают “Груз 200” за “фальшь”. Разумеется, в “Груз 200” не может тягаться в правдоподобии с “4 месяцами”, с документалистикой Лозницы, или с теми же “Простыми вещами” Попогребского, но фильм Балабанова стоит к правде жизни на 10 шагов ближе, чем 90% кинематографа. Если вырезать 15 минут оттуда, то где Вы там найдете фальшь? В персонаже Серебрякова, во взгляде мента, в дискотеке, в квартире военкома?

Я знаю, что Вы мне скажите в ответ, что мировоззренческое искусство нельзя ставить на одну планку с развлечениями вроде "Гарри Поттера" или "Первого Отряда", что это развлечения не претендуют на мировоззренческие выводы. Но этот вывод – колоссальное заблуждение. Оно претендует! “Зрительское” кино и влияет, и формирует наше мировоззрение в очень сильной степени. И киноведы, и диаконы выводят целую философию из “Гарри Поттера”, массовый зритель же невольно заимствует картину мира и стиль поведения, манеру держаться, танцевальные движения и из “Гарри Поттера”, и “Криминального чтива”. Даже Аниме оказывает сильнейшее воздействие не подростков.

Никто не замечает фальши “зрительского” кино из-за оптики зрения из-за установок перед просмотром. А на самом деле между авторским и зрительским кино – нет непреодолимой стены. И то, и то и иллюзорно, и правдиво. И то, и то претендует на наше сознание!

Проблема авторского кино заключается в том, что современный человек не желает чувствовать боль. Он готов часами любоваться вывернутыми внутренностями в каких-либо “Чужих”, наблюдать за сотнями смертей в “Дне независимости”, убивать в компьютерной игре “Doom”, кровожадно любоваться телерепортажами о бомбардировке Багдада, или смаковать гибель реальных людей во время наводнения в Индонезии. Но для него это сладкая иллюзия. Она обманывает человека, приучая его к фантомности любой картинки.

Современный зритель, в том числе и зритель, не хочет знать той простой истины, что он – смертен, и что жизнь – абсурдна, поэтому он боится “Груза 200”, “Антихриста”, “Морфия”, “Танцующей в темноте”, “Юрьева Дня”, “Изгнания”? который, на самом деле, в 10 раз честнее, и даже фотографически ближе к реальности, чем вся голливудская классика, советское искусство или немой кинематограф. Человек в ужасе закрывает глаза, когда глядит в зеркало, и кричит фальшь, неправда!

Мама, ведь я никогда не умру! – вот о чем он говорит, когда он твердит о якобы “фальши” в кино.