На что обратить внимание, чтобы интеллект ребёнка рос?

Возьмите два зерна: одно от здорового и крепкого «родителя», другое — от хилого и подверженного разным болезням. Посадите оба в богатую плодородную почву, и оба зерна дадут ростки. Но какими они будут — другой вопрос. Каково будут качество их жизни и долголетие (не говоря уже о возможности плодоносить)? Учеными доказано: интеллект человека формируется генами (наследуется) и окружающей средой, обществом. У детей из богатых семей, как ни крути, мозг на начальных стадиях будет развит сильнее, чем у детей из бедных, тем более неблагополучных семей. Однако пока не выявлено ни одного отдельного гена, отвечающего за интеллект.

Google картинки
Google картинки
Google картинки

Сейчас я читаю отличную книгу: «Правила развития мозга вашего ребёнка...» Джона Медины.

Представляете, оказывается, с младенчества проявляется уровень интеллектуального развития ребёнка.

Один из тестов — кросс-модальный перенос — определяет уровень IQ в возрасте +/- 18 лет. Малышам, не умеющим говорить, дают пощупать объект, спрятанный от их глаз (он лежит в коробке). Потом ребёнок с высоким IQ может правильно определить объект на вид.

Если сейчас вы кинетесь тестировать ребёнка, имейте в виду: не факт, что полученный результат будет тем же через лет пять. Под воздействием «среды» он может как возрасти, так и понизиться.

Но как не допустить второго сценария? Доказано: любознательность — один из ингредиентов качественного интеллектуального «замеса». Именно среда удовлетворяет её потребности.

Поэтому теперь, когда ваш ребёнок в очередной раз лезет под забор соседа, ковыряет в замочной скважине его авто, следите только за тем, чтоб он или его палец не пострадали при исследовательских «работах». Слушайте, он тестирует пространство. И немного — ваши нервы... Крепитесь — это стоит того!

Вот вам еще занятная история. В начале 2000-х два исследователя в сфере бизнеса шесть лет изучали 3000 новаторов в разных сферах и вывели основные характеристики творческих людей или их же словами признаки «ДНК новаторов»:

  • способность к творческим ассоциациям: видят связи между казалось бы несвязанными идеями;
  • постоянно спрашивают: «а что если», «почему бы и не...»;
  • постоянно хотят мастерить и экспериментировать: сами предпринимают идею, ее подвергают сомнению, разбирают на части и собирают заново.

Хэл Грегерсен, один из авторов этого исследования, сказал: «Я провёл 20 лет, изучая великих мировых лидеров, и это [любознательность] был их постоянный общий знаменатель».

Затем он продолжил: «Если вы посмотрите на четырёхлетних детей — они постоянно задают вопросы. К возрасту шести с половиной лет они перестают задавать вопросы, поскольку быстро усваивают, что учителя больше ценят правильные ответы, чем провокационные вопросы. Студенты в высшей школе редко проявляют любознательность. И к тому времени, когда они становятся взрослыми и попадают в корпоративную среду, все их любопытство уже выбито из них. Исполнительные руководители (80% из них) проводят менее 20% своего времени в поиске новых идей».

Вряд ли мы хотим растить безынициативных, робких и «серых мышек». На мой взгляд, надо не только давать свободу исследовать, но и выбирать учебные заведения под стать. Я выбрала сад Монтессори, в котором как раз одним из важнейших компонентов методики является свобода выбора в рамках заданной среды. Мой сын с огромным удовольствием ходит на каждое занятие!

Если вам интересны подробности обучения малышей в саду Монтессори, читайте мой следующий пост. Постараюсь опубликовать его поскорее.